Глава 5. Твердость камня веры от чудес, происходящих от призывания и молитв Святых Ангелов и других Святых, ушедших из сего мира

 

Если бы кто‑нибудь захотел переплыть океан на маленькой лодке, напрасны были бы его усилия. Так и никакому человеческому уму не под силу познать безмерную глубину чудес, происходящих от призывания святых. Ибо это море огромно и безгранично, и выходит за берега скудного человеческого ума. Поэтому я не дерзаю надувать паруса своего скудоумия, чтобы переплыть это море, однако, чтобы наполнить эту главу, попытаюсь вкратце описать здесь хотя бы частично море неисчерпаемой Божией благодати Божиих святых, обильно изливающейся на нас фимиамом из золотых чаш.

Не буду говорить здесь об Ангелах. В первой главе этого Догмата, посвященной чудесам, творимым Ангелами, показано, что из Священного Писания ясно, коль скорые это помощники земнородным и горячие их заступники, хранители, и избавители от напастей, утешители в скорбях и печалях. Поэтому Иаков, благословляя сыновей Иосифовых Манассию и Ефрема, призывает Ангела, чтобы он защитил их, и говорит: Ангел, избавляющий меня от всего зла, да благословит отроков сих (Быт. 48:16).      

Но перейдем к земнородным святым. Будет благочестиво поставить здесь на первое место Святейшую Святых и Честнейшую самих Ангелов Приснодеву Богородицу Марию, Первую, после Святой Троицы, как Матерь Божию. Кто может поведать о чудесах, происходивших и доныне происходящих от призывания Богородицы, кто постигнет Господнее и Богородичное всемогущество?

Первый благочестивый Царь, Константин Великий, обновив город Византию и укрепив высокими стенами и столпами, оставил его, вверив его под защиту Пречистой Девы Богоматери в 330 году от Рождества Христова. Об этом написано у Зонара, Евсевия, Барония и в наших месяцесловах, 11 мая.

О том, как этот царствующий город был многократно преславно избавлен от варварского нападения благодаря призыванию своей Заступницы, читай в постной Триоди, в Синаксариях, в субботу Похвалы Богородице.

СПРАШИВАЮТ противники, почему же ныне Богородица, которую вы призываете, не избавит этот же царский град Константинополь от турецкого плена? Это слова безумцев, ибо и я тогда спрошу вас, почему Бог, защитивший Иерусалим ради раба Своего Давида, ныне не защищает его, но Своим праведным, неведомым нам судом, допустил, чтобы он находился под игом тягот и смирения.

Представлю вам, противники, двоякий образ умоления Бога и получения просимого в молитве:

1. Молил Бога Апостол Павел, чтобы освободиться ему от пакостника плоти сатаны, и не умолил, и не получил просимого в молитве, как сам говорит об этом: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды я молил    Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати моей» (2 Кор. 12:7‑9).      

1. Молил Бога диавол, чтобы обрушиться на праведного Иова, и умолил, и получил желаемое. Ответьте же мне, почему столь святой Апостол Павел не умолил Бога, а диавол, враг Божий, умолил. Скажите, неистовые исследователи путей Божиих, почему так произошло? Не значит ли это смотреть ночным птицам, любителям сумрака, на слепящее блистание солнца или пядью мерить Небо? Но оставим мертвым их мертвые помыслы и пойдем дальше.

У историков есть повесть о живоносном чудесном источнике. В 457 году от Рождества Христова благочестивый царь Лев принял скипетр самодержавия. Но до того, как он стал царем, он был тысячником, и как‑то в пути попался ему некий заблудившийся слепой, которого он решился проводить. Когда слепой сильно захотел пить, Лев стал с усердием искать в дубраве воду, чтобы утолить жажду слепого. Ему явилась Пречистая Дева Богоматерь и показала источник, велев водой из него напоить слепого и омыть ему глаза, чтобы тот прозрел, а самому Льву предвозвестила будущее царствование, которое и наступило. Вскоре Лев стал царем, создал над этим источником храм Пречистой Деве Богоматери и назвал его «Живоносным Источником».

Смотри «Историю» Никифора, книгу 15, главу, 15, Барония о 457 годе, и прочих. О том, какие чудеса, сколь многие и преславные исцеления проистекли верующим от этого живоносного источника призыванием и молитвами к Пречистой Деве Богоматери, смотри в Цветной Триоди, в Синаксарии, в пятницу светлой седмицы.

Это же можно сказать и о Богородичной ризе, положенной во Влахернском храме, и о Богородичном поясе, от которых, призыванием и молитвами Богородицы, произошли разные чудеса.

Смотри «Историю» Никифора, книгу 15, главу 26, Метафраста, 2 июля, и 31 августа. В своем Лимонарии святейший Патриарх Иерусалимский Софроний пишет о некоем купце, который, отправляясь в дальние страны, отдал своих жену, детей и свой дом под защиту Пречистой Девы Богоматери.

Как от убийственного нападения спаслась его жена, смотри в Лимонарии и в Прологе, 25 мая.

Всем известна повесть о святом Дамаскине, которому отрубили руку, получившему исцеление после молитвы и призывания Пречистой Богоматери, о чем написано в житии святого Дамаскина. Смотри Пролог 4 декабря.

Кто может подробно пересказать прочие бесконечные чудеса, происходившие и происходящие ныне от призывания Богородицы и по Ее молитвам, кроме одного Христа Бога нашего, исчисляющего множество звезд, возвеличившего Свою Пречистую Матерь.

Вспомню и о Предтече Спаса Иоанне, среди многих чудес, с ним связанных, упомяну о малом. Из города Севастийского, где было погребено тело Иоанна Предтечи, Евангелист Лука принес руку Иоанна Предтечи в свой город Антиохию. Какие чудеса произошли от этой чудотворной руки и как ее малая частица, попавшая в пасть огромного и страшного змея, пожирающего людей, умертвила его призыванием величайшего из Пророков Иоанна Крестителя, смотри в Прологе, 7 января.

В Лимонарии святейшего Софрония, Патриарха Иерусалимского, пишется о некоем пресвитере монахе Иоанне, который, страдая от болезни, которая его жгла изнутри огнем, исцелился в пещере Иоанна Крестителя. Смотри в Прологе, 24 февраля.

В том же Лимонарии есть повесть о некоем священнике Кононе, крестившем язычников, переходящих в Православную веру. Когда он крестил женщин, он испытывал соблазн, движимый плотский похотью. Он молился святому Иоанну Предтече, чтобы тот облегчил ему это бесчинствующее движение похоти, что и произошло. Ему воочию явился Иоанн Предтеча, осенил крестным знамением лоно священника Конона, и с тех пор в его теле прекратилась буря страстей. Иоанн же сказал ему: «Хотел я, чтобы ты получил награду за свой подвиг борения со своей плотью, но поскольку ты побеспокоил меня, моля об облегчении твоей страсти, отныне будешь пребывать в покое, но не получишь уготованного тебе венца за подвиги.

О призывании прочих святых, о происходящих от этого чудесах и пользе, например, о призывании святителя Христова Николая и о его некоторых чудесах, смотри в Прологе, 6 декабря.

И о чудесах при гробе святого великомученика Димитрия Селунского смотри в Прологе 26 октября.

И так далее, до бесконечности, другие церковные истории, подобные этим, обнаружите в Минеях, в Прологах, в Лимонисе, о чем не могу здесь говорить подробно, не желая пересчитывать песчинки на морском берегу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: