Глава 6. Твердость камня веры от доказательств, основанных на Священном Писании

 

Доказательство первое      

В обоих Заветах Священное Писание свидетельствует, что святых, живущих на земле, люди призывали и просили о помощи и молитве.

И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтобы Он спас нас от руки Филистимлян (1 Цар. 7:8).      

Бог обращается к друзьям Иова: пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас (Иов. 42:8).      

Апостол Павел говорит: умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих (Рим. 15:30‑31).      

Старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово – устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования (Еф. 6:18‑19).      

Братия! молитесь о нас (1 Фес. 5  , 25).      

Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас (2 Фес. 3:1).      

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову (Кол. 4:2‑3).      

Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (Евр. 13:18).      

Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16).      

Из этих текстов Священного Писания яснее солнца видно, что живые обращались к живым, прося о молитве. Удивительнее всего, что просит святых о молитве Павел, великий Апостол, избранный сосуд, Павел, который был восхищен до третьего Неба, и почерпнувший там неизреченные тайны, Павел, прославленный такой святостью и чудотворением, Павел, солнце всего мира, великий угодник Божий. Что скажете на это, противники, запрещающие грешникам призывать святых и просить их о молитве?

ОТВЕЧАЮТ противники: Одно обращаться живым живых, прося их о молитве и помощи. Иное же еще живым обращаться к умершим, прося о молитве и заступлении. Первое дело благочестиво, второе же нечестиво.

Этот ваш ответ, противники, празден и суетен. Если первое дело благочестиво, поскольку это благочестие подтверждается Священным Писанием, то и второе дело исполнено благочестия, что также подтверждается Священным Писанием, что было здесь ясно показано в первой и второй главе. Поэтому, если должно обращаться к живым святым, то тем более должно обращаться к тем, кто уже царствует со Христом.

Скажите же нам, что препятствует обращаться к уже умершим святым? Не то ли, что святые, царствующие со Христом, не хотят за нас молиться или не могут, или не знают о наших молитвах, или не хотят за нас молиться, или просить их о молитве значит презирать Бога и Христа, Спасителя нашего? Но ничто из всего этого не является истиной.

Если вы говорите, что святые, царствующие со Христом, не хотят о нас молиться, то ваши слова нелепы – они имеют большую любовь к нам ныне, чем прежде, и (как говорит святой Киприан в Слове о смерти), уже не имея печалей о себе, заботятся о нашей целости и нашем спасении.

Если говорите, что они не могут молиться, то и это нелепо. Если они могли молиться о нас, находясь здесь, как пришельцы, и будучи в изгнании, то насколько больше они могут делать это ныне, пребывая в своем Небесном отечестве.

Если говорите, что они не знают о наших молитвах, то и это нелепо. Откуда узнают Ангелы об обращении грешников и покаянии, которому радуются на небесах, по Слову Христа: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). Откуда Ангелы узнают об обращении грешников, оттуда и святые узнают о наших молитвах. Но об этом подробнее поговорим во второй части.

Если же говорите, что призывать святых и просить их молиться, помимо одного Бога, значит наносить обиду и презрение Богу, то и эти слова ничего не стоят. Если бы было так, как вы говорите, то не должно было бы призывать и просить о молитве ныне живущих святых. Это не противоречит Священному Писанию, как было показано выше.

Изо всего этого ясно, что ничто не препятствует призывать святых, царствующих на Небе со Христом. Итак, если для вас, противники, приемлемо призывание святых, живущих на земле, то должно быть приемлемо и призывание святых, исшедших из сего мира.

Доказательство второе      

Церковь, торжествующая на Небе, и церковь, воинствующая на земле, находятся между собой в единстве, соучастии и причастности. Об этом ясно учит Апостол Павел: Вы приступили не к горе, осязаемей (Евр. 12:18), и прочее. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов (...) и Церкви первенцев, написанных на небесах (Евр. 12:22‑23). И снова: вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам (Гал. 4:26). И снова: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе (Еф. 2:19‑21). И снова: Ибо Им (то есть о Христе) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, власти ли – все Им и для Него создано; и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1:16‑18). И снова: Но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое (Еф. 4:15).      

Из этих текстов Писания ясно, что церковь, воинствующая на земле, имеет соучастие с церковью, торжествующей на Небесах. Поскольку горний Иерусалим – матерь всем нам, по слову Павла, то и мы, чада горнего Иерусалима, его граждане, в то же время сограждане жителей Небесных, то есть церкви торжествующей. И поскольку Христос – глава обеих Церквей, Земной и Небесной, как говорит Апостол Павел, то под одной главой, Христом, все мы члены одного тела, и они, на Небесах, и мы, на земле.

Что же из этого следует? Следует то, что обнаруживаем в членах тела, имеющего одну главу. Члены тела при одной голове взаимно заботятся друг о друге, и само естество побуждает их всячески помогать друг другу, как и учит Апостол Павел: Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12:4‑5). А также говорит в другом месте: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12:12‑13).      

И ниже: дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12:25‑26).      

На этом основании, взятом из Священного Писания, располагаю эти доказательства.

Доказательство первое      

Члены одного тела, имеющего одну главу, имеют свойство помогать друг другу, заботиться друг о друге и друг другу сострадать, как говорит Павел. Небесные жители и мы, земные, члены одного Тела Христова, под одной Главой Христом, по слову Апостола.

Помогать друг другу, заботиться друг о друге и о других страждущих, – таковы святые, из мира сего исшедшие, которые сострадают нам, страждущим здесь, в этой юдоли плачевной, и помогают своими молитвами.

Доказательство второе      

Граждане одного города, живя в благочестии и в любви, когда видят своих сограждан в беде и слышат просьбы о помощи, откликаются, помогают и спасают их.

Горний Иерусалим есть город, а мы, по слову Павла, дети этого города и сограждане небесных жителей. Ведь он говорит, что горний Иерусалим – матерь всем нам.      

Так что наши сограждане, небесные жители, то есть святые, из сего мира исшедшие, помогают своими молитвами нам, призывающим в беде их на помощь, поскольку по слову того же Апостола, мы, сильные, должны сносить немощи бессильных (Рим. 15:1). И снова: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6. 2).      

Доказательство третье      

Братья одного отца, имеющие друг к другу взаимную любовь. Когда видят друг друга в беде, призывают друг друга и помогают друг другу в трудностях и тяжелых обстоятельствах.

Святые наши братья, ибо у всех нас один Отец Бог, все мы Его дети, как написано: верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12)  И снова: И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах (Мф. 23,    9) И снова: Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. Если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим 8:16‑17).      

Если святые – наши братья, дети одного Отца, любящие нас, то они и помощники в наших бедах, и молитвенники о нас, защитники и горячие предстоятели. Вера и надежда могут в Небе иссякнуть, но любовь никогда. Особенно Небесная любовь, обладающая высшим совершенством.

Достойно удивления, что евангельский любитель пиршеств, страдая в геенском огне, не забывает о своих братьях, а молит Авраама об их спасении, чтобы и они не попали в это место мучений. Но еще удивительнее отнять у Божиих святых милосердие, которое имеют даже осужденные страдать в аду. Как это возможно, отнять у святых, царствующих со Христом, заботу о своих, приписывая ее при этом страдающим с демонами? Отнять хлеб у детей и бросить псам?

К тому же святые, странствуя здесь, в земной жизни, усердно заботились о своих братьях, как Моисей, который молился за народ и говорил: Народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32:31‑32). Подобным образом говорит и Апостол Павел: что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян (Рим. 9:2). Если же святые, живя здесь, имели о спасении своих братьев такую ревность и заботливость, что говорить об их нынешнем состоянии, когда вдали от всяких бед они на обретают небесное пристанище. Если бы кто‑либо, плывя вместе с другими по неспокойному морю, спасаясь от потопа, обрел пристанище, и если бы он совсем забыл своих друзей, страдающих в море и тонущих, и не подал бы находящимся в беде никакой помощи, то что бы вы, противники, сказали о таком? Разве бы не назвали вы такого суровым, немилосердным и бесчувственным камнем? Поэтому мы называем бесчеловечным главного виночерпия фараона, царя Египетского, который забыл о своем друге и благодетеле Иосифе, которому обещал помочь, выйдя из темницы, и не упомянул о нем перед фараоном (Быт. 40:23).

Знаем, что и Моисей заповедал сыновьям Рувимовм и Гадовым помочь своим братьям перейти Иордан, где бы они обрели себе покой и место. Если бы они забыли о них, то согрешили бы великим согрешением. Они же, услышав заповедь Моисея, тщательно ее исполнили (Чис. 32:8; Нав. 1).

Доказательство четвертое      

Если воинский полк разделен на две части и воюет под началом одного полководца, одного вождя, и если одна часть победила врагов и видит, что другая часть борется с врагами, скажите мне, противники, разве не придут победители на помощь своим подвизающимся друзьям? Ответьте также, согрешают ли борющиеся с врагами, зовя на помощь своих друзей‑победоносцев? Если вы правильно рассудите, то ответите, что не согрешат ни призывашие на помощь, ни оказывающие ее.

Но что есть человеческая жизнь, если не брань и искушение (Иов. 7). Вождь это Сам Христос, как говорится в Евангелии: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь (Мф. 2:6 также см. Мих. 5:2). А так как сей Вождь и Сам победил:... мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33), то желает. Чтобы и Его воины тоже стали победителями: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21).      

Но поскольку в битве под началом этого Вождя войско разделилось на две части, и одна из них уже победила, то есть Божии святые, торжествующие на Небесах, а другая еще подвизается, то есть мы, живущие на земле, то достойно и праведно призывать нам на помощь тех, кто позаботится о нас в наших бедах, и не оставят нас без помощи.

Вы СКАЖЕТЕ, смеясь: Как могут быть у святых, живущих на Небесах, такие длинные уши, чтобы, пребывая на Небе, услышать моления живущих на земле? Как могут быть у них и такие быстрые глаза, чтобы увидеть происходящее на земле?

ОТВЕЧАЮ: Ваши насмешки о длинных ушах и быстрых глазах святых обратятся для вас в свое время в плач и рыдание. Мы же, ОТВЕЧАЯ вам, опираясь на Священное Писание, в свою очередь спросим:

Как Моисей, пребывая на горе Синае, знал о том, что происходит далеко от него, и увидел в стану литого тельца (Исх. 32)?

Как Елисей увидел Немана, пришедшего к царю Израиля, находясь далеко от них, и узнал о тайном святокупстве своего слуги Гиезия, о похищенном им у Неемана серебре? (4 Цар. 5)? Как тот же тойже Елисей знал об изощренных планах царя Сирского, воюющего против Израиля (4 Цар. 6)?

И как Самуил рнавал о будущем (1 Цар. 10; 1 Цар. 13)?

Как Ахия знал о том, что далеко от него, как бы присутствуя там (3 Цар. 14)?

Откуда у этих и других святых людей столь длинные уши и быстрые глаза, которые видят и слышат то, что находится далеко? Не обманывайте себя и не обманывайте других, насмешники. Если и живя на земле святые имели от Бога дар знать о том, что находится далеко от них, то тем более они обладают им сейчас, царствуя на Небе. Иначе пришлось бы сказать, что жизнь святых на земле была бы более блаженной и прекрасной, чем на Небе.

Доказательство пятое      

Христос, Спаситель наш, по Своему Человеческому естеству молится за нас на Небе ко Отцу Своему. Ибо так говорит Апостол: Христос Иисус умер, но и воскрес Он и одесную Бога, он и ходатайствует за нас (Рим. 8:34). Он говорит также в другом месте: Иисус имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу (Евр. 7:24‑25). Об этом говорит также Иоанн Богослов: Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали.; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наших (1 Ин. 2:1‑2).      

Если наш глава Христос молится за нас, то что препятствует нам верить, что это делают и члены Его Тела, то есть Божии святые? Так же, как, живя на земле, Божии святые во всем поступали согласно Христу и, сообразуясь с Его волей, следовали Его стопам, так и ныне, на Небе, они еще больше следуют воле Христа, чем на земле. Ибо там нет места спорам и сопротивлению, а есть только премирное согласие с волей Христа.

Христос же молится о нас не по Божественному Своему естеству, по которому Он равен Отцу и исполняет просимое, но по Своему Человеческому естеству, по которому Он меньше Отца и достоин быть услышанным.

Вы ГОВОРИТЕ: Достаточно одного посредника, Христа, так говорит и Апостол Павел: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 5–6).      

ОТВЕЧАЮ: Действительно, по слову Апостола, один посредник Христос. Но что следует за этими словами? Предавший Себя для искупления всех Понимаешь ли разницу в посредничестве? Один посредник Христос в посредничестве искупления и избавления. Но не один в посредничестве прошения и моления. Ибо если один ходатай Христос, единством и отвержением иных ходатаев, то напрасно так часто просит Апостол Павел о молитве тех, кто живет на земле, что изложено в первом доказательстве. Но подробнее об этом расскажем второй части, которую я и начинаю с Божией помощью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: