Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в небесные обители и причастии небесной славы прежде второго пришествия Христа

 

Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

 

Апокалипсический дракон, преследующий жену, о котором упоминалось выше, поистине страшен своим обликом. Страшен семиглавием, страшен десятирожием, страшен извержением потопных вод, но весьма ужасен и его хвост, которым он поверг с неба третью часть звезд, как повествует Апокалипсис в главе 12.

Этот дракон, по толкованию неких учителей, является образом всего сборища еретиков, воюющих с женой, Церковью Христовой. Головы и рога этого дракона являются образом еретиков, которые гнали Первенствующую Церковь с самого начала. Хвост же дракона, сметающий звезды с неба, знаменует нынешних еретиков этих последних времен, озлобляющих Церковь Христову и отторгающих звезды от небес.

И посмотрите, не так ли ныне и происходит, когда наши противники устремились не только на святые мощи, но и на сами души святых, и пытаются отторгнуть их от Горних селений – их, пресветло сияющих, как звезды, в славе Небесной. Нас же, благочестиво почитающих и призывающих святых, они укоряют оскорбительными словами и говорят: «Пуста ваша надежда на святых и бесполезно их призывание. Как души святых могут молить за вас Бога, если до Страшного Суда Божия ни одна душа святых, здесь богоугодно живших, не наслаждается видением Бога, но все они пребывают в некоем особенном месте, а не на небе, и не удостоились чести вечного ублажения, но ждут будущего общего воздаяния во втором пришествии. Напрасно вы призываете на помощь святых, которые сами нуждаются в помощи, и велико неразумие ваше, основанное на трости сокрушенной».

Таковы эти намеревающиеся утопить слова и лживый язык наших противников. Если же спросить их, где место пребывания душ святых и как оно называется, то увидите, что они рассеиваются по разным дорогам, и услышите обычные для раскольников разногласия. Одни говорят, что это рай, по слову Христа, обращенному к разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43). Другие говорят, что это лоно Авраама, по слову Христа: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16:22). Третьи говорят, что в руке Божией, как сказано: А души праведных в руке Божией (Прем. 3,   1). Четвертые называют жертвенник или некую темницу под жертвенником, как сказано: я видел под жертвенником души убиенных за слово Божие (Отр. 6, 19). Пятые говорят, что души святых спят, как сказано: задремали все и уснули (Мф. 25:5). Шестые говорят, что души умирают вместе с телом и вместе с телом воскреснут. Так злословят анабаптисты. Седьмые называют души, отошедшие от тела, тенями, неким мраком, грезами и призраками.

Обо всех этих мнениях будет дан ответ во второй части этого Догмата, в претыкании первом. Здесь только можно удивиться такому рассеянию непокорных умов. И кто вам поверит, противники, если вы находитесь в таких разногласиях, противореча друг другу своей ложью. Как же вы хотите привлечь нас на свою сторону, если у вас между собой нет согласия и не знаете, какого вы Духа. Вы отчуждаете души святых от Неба и не находите им места в Поднебесье.

Но, снисходя к вам, скажу: если бы и было так, как вы, противники, говорите, то есть если бы и были чужды Небесной славы души святых до второго пришествия Христа, та это бы нисколько не повредило нашему Православному Догмату о призывании святых по двум причинам:

ПЕРВАЯ: что мы призываем не только преставившихся святых, но и Ангелов, которых вы никак не можете лишить славы Небесной, ибо они на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10), по слову Христа.

ВТОРАЯ: если бы души святых и не были причастниками вечного блаженства, пребывая где‑то в другом месте, то все равно они могли бы Откровением Божиим узнавать о наших просьбах и молить о нас Бога. Если, живя на земле в теле, они Откровением Божиим знали тайны человеческих сердец и знали о том, что происходит далеко от них, то почему ныне тем же Откровением Божиим они не могут узнавать о наших молитвах где‑либо в том месте, куда вы их определяете? И если они молились за братию свою, живя здесь, на земле, то, что возбраняет им молиться за нас там, где они ныне? Мы ведь знаем о богаче, который и в аду молился о своих братьях. Что же сказать тогда об Отцах Ветхого Завета, разве не молились бы они после смерти о живущих на земле, даже если бы и не были причастниками Небесной славы?

Смотри об этом в Догмате о призывании святых.

Пока мы поверхностно рассуждали о месте пребывания душ святых. Теперь рассмотрим этот вопрос более глубоко, явив истинное исповедание нашей благочестивой веры.

 

 

Часть I. Камень православной веры

 

Души преставившихся святых уже ныне в Небе и увенчаны Небесной славой прежде второго пришествия Христова. После Второго Пришествия, когда души соединятся со своими телами, святые примут совершенство вечного ублажения и души, и тела.

Так считает вся Святая Соборная Кафолическая Церковь. Таково «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87. И снова: лист 287. И снова: лист 96 и 97.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: