Глава 3. Твердость камня веры, основанного на доказательствах из Священного Писания

 

Доказательство первое      

Господь Бог в Книге Левит, глава 19, заповедает, говоря: Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Лев. 19:13). Об этом же Он говорит во Второзаконии, глава 24. Поскольку Господь заповедал отдавать плату, не отлагая воздаяние до утра, как же Он удержит награду Своим святым до самого скончания века? Не будет ли этим Он противоречить Самому Себе, поступая иначе, чей Сам же и повелел?

Доказательство второе      

Длящаяся надежда приносит тяжесть душе. Желание иметь желаемое может перейти в радость, это относится и в надежде. И наоборот, когда желаемого не получают, на душу ложится тяжесть, и когда надежда длится долго, она отягощает душу. Авессалом, хотя и по своей вине получил запрет видеть лицо царя, своего отца, однако его желание и надежда на протяжении двух лет принесли ему такую тягость, что он стал говорить Иоаву: «Как же мне не видеть лица царя? Если же я виноват, то убей меня (2 Цар. 14:32). Если же и души святых, вышедшие из тел, не получают желаемого и чаемого блаженства, и не могут видеть лица Божия, подумай, как им тяжело, и «их вины в этом нет, так как в земной жизни они всячески угождали Богу. И тогда напрасно восклицает Павел: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фал 1.23).      

Доказательство третье      

Если и ныне, после воплощения Господня, души святых нисходят на лоно Авраамово в преисподнюю, как было до воплощения Господня, то чин святых Нового Завета ничем не отличается от чина святых Ветхого Завета, и их чины равнозначны. Но никто не скажет, что это истина, поскольку те были сынами Закона Моисея и Сени, тогда как эти – сыны Благодати и Истины. Тем Небесные двери не были отверсты, а этим отверзлись Крестом Христовым. Поэтому, если те не могли войти в эти двери, то эти, уже ничем не задерживаемые, входят в Небесные обители.

Доказательство четвертое      

Прежде пришествия Христова смерть святых сопровождалась плачем. После пришествия Христова мы празднуем дни преставления святых с большой торжественностью. Послушаем, что говорит об этом Василий Великий в Слове о святом мученике Варлааме: «Раньше действительно смерть святых сопровождалась рыданием и слезами. Сильно плакал Иосиф об умершем Иакове, и о смерти Моисея Иудеи немало рыдали. Смерть Самуила также сопровождалась многими слезами. Ныне же мы радуемся, когда умирают святые. У печалящихся после Креста Господня изменилось естество, и потому преставления святых мы сопровождаем не рыданиями, ко Божественным пением у их гробов, как бы ликуя. Ибо смерть праведных – это сон, более того, переход в лучшую жизнь».

Теперь я спрошу, почему, когда умирали ветхозаветные святые, было много плача, а сейчас в дни преставления наших святых праздник и веселье? Нет иной причины, кроме той, что тогда умирать было бедствием и окаянством, ныне же умирать святым есть радость и качало веселья. Поэтому и день смерти мы справедливо называем днем рождения, поскольку святые, умирая на земле, рождаются на Небесах.

Доказательство пятое      

Мы исповедуем существование частного суда, как отмечается в книге «Точное изложение Православной веры», в вопросе 17, лист 84, издание Московское. Об этом говорится в Священном Писании, что и показано нами здесь в главе 1, в доказательстве 2. Если же есть частный суд, то есть и частное воздаяние, ибо суд не бывает без решения и воздаяния.

Доказательство шестое   

Вся Святая Православная Кафолическая Восточная Церковь в своих книгах церковных благочестиво исповедует, что души святых пребывают на Небе. Когда призываются святые, в пении, в чтении и молитве, везде они называются предстателями Церкви, предстоящими перед престолом Господним, а также собеседниками Ангелов, небесными гражданами, ликующими вместе с Ангелами. Так поет октоих в главе 1, в среду вечера на стиховне: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись для вас райские двери», и так далее. И снова, глас 2, в понедельник, в каноне, в песне 5: «Собор честных страдальцев» собор беззаконных гонителей посрамил, многочисленные болезни претерпел и ныне со священными соборами Ангельскими непрестанно радуется». И снова в том же гласе, в тот же день, на стиховне: «Во Христе пострадавшие вплоть до принятия смерти, страстотерпцы и мученики, души ваши на Небесах в руке Божией, и по всему миру почитаются ваши мощи». Снова в том же гласе, во вторник на утрене, в песне 9: «Собор святых мучеников» лик блаженный, в ликостоянии сочетались бесплотные». Снова в том же гласе, в каноне на утрене, в песне 9: «Земля, разверзшись, приняла вашу кровь, Небо же – ваш святой дух, и теперь вы, страстотерпцы и мученики, предстоите вместе с огненными чинами Божественному престолу». Снова в том же гласе, в пятницу на утрене, в песне 4: «Совершившие святые подвиги на земле обрели на Небесах великую славу». Снова в том же каноне, в песне 9: «Сиона вышнего явились жители божественные и Ангелов равночестные мученики, как истинные сограждане». Этими и им подобными чтениями, молитвами и духовными песнями, составленными святыми Отцами, полны церковные книги – октоихи, триоди, минеи, требники и другие богодухновенные книги. Поскольку Православная Церковь есть Столп и Утверждение Истины, по слову Павла, и ее повелевает слушать Сам Христос, то кто дерзнет рассуждать вопреки ее законам, разве только язычник и мытарь. А если, – говорит Христос, – и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 16:17). Hе буду здесь вспоминать о различных явлениях, которые видели многие по Откровению Божию, то есть, о восхождении святых душ на небо в окружении Ангелов.

Об этом свидетельствуют многие места в житиях святых, но, поскольку противники не верят в это, напрасно разбрасывать семя богодухновенных слов перед спорщиками.

 

Часть II. Камень претыкания и соблазна

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: