Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов

 

Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого, говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого, 17 января.

Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери».

Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения.

Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

Григорий Нааианзин в Похвальном Слове о святом Василии: «Ты, – говорит, – угодник Божий, милостиво взгляни на нас из Небеснаго жилища и болезни мои уврачуй, и помоги мне душетерпеливо носить тяготу», и прочее.

Григорий Нисский в Слове о святом Ефреме, в конце: «Где, – говорит, – его (святого Ефрема) обитает душа, не иначе как только в Небесных обителях, где чины Ангелов, где лики Пророков, где престолы Апостолов, где радость мучеников, где веселие преподобных, где светлость учителей, где торжество первородных и светлый лик там празднующих в Небесном благе, в священном месте, куда желают проникнуть Ангелы, именно туда пошла многоблаженная и святая душа блаженнаго и приснопамятнаго Отца нашего» (Слово о святом Ефреме, лист 516, на обороте).

Там же, в самом конце: «Ты же, Божественному предстоя жертвеннику и служительствуя Живоначальной и Пречистой со Ангелами Троице, помяни всех нас, прося об оставлении нам грехов и принятии в Вечное Царство».

Святой Златоуст в 8 Беседе на 2 Послание к Коринфянам, на главу 5, в конце, пробуждая в нас желание небесных благ, говорит: «Если одна мысль о благах Небесных, даже неясная, доставляет нам столько удовольствия, то подумай, сколько радости должно принести самое наслаждение ими. Блаженны, и трижды и бессчетно блаженны, наслаждающиеся теми благами; напротив, достойны сожаления и трижды несчастны те, которые претерпевают мучения».

Снова Златоуст в 3 Беседе на Послание к Филиппийцам говорит следующее: «Итак, мы должны скорбеть не просто об умирающих, и радоваться не просто о живущих. Как же? Мы должны плакать о грешниках не умирающих только, но и живущих, а радоваться о праведниках не только живых, но и скончавшихся. Первые и при жизни умерли, а последние и по смерти живут; первые и в этой жизни жалки для всех, так как оскорбляют Бога, а последние, и туда переселясь, блаженны, так как отошли ко Христу. Грешники, где бы ни были, далеки от Царя, – потому достойны слез, а праведные, здесь ли, там ли, вместе с Царем, и там они еще гораздо ближе к Нему, не созерцанием, не верой, но, как сказано, «лицом к лицу"".

Златоуст также в 4 Беседе на Послание к Филиппийцам, толкуя слова Павла: Не знаю, что избрать (Флп. 1:22), говорит следующее: «Что ты говоришь? Ты преставишься отсюда на Небо и будешь со Христом, а не знаешь, что избрать?» И ниже: «Какой купец, скажи мне. имея корабль, наполненный бесчисленными сокровищами, захочет еще оставаться на море, когда он у пристани, в которую может взойти и успокоиться? Какой борец захочет продолжать борьбу, когда он уже заслужил победный венец?»

Златоуст также в Беседе 32 на Послание к Римлянам называет Павла сияющим у царского престола, где славят херувимы и летают серафимы.

Златоуст также в книге 6 «О священстве» говорит: «Достойно с чистой совестью причащающиеся Тела Господня в час смертный возводятся на Небо в окружении Ангелов».

Златоуст также в книге «Маргарите», в Слове 11 о памяти усопших, от лица умерших младенцев в конце говорит: «Не плачьте о нас, родители, потому что мы перешли из худшего в лучшее и вместо тления приняли нетление. Мы поем с ангелами, ликуем со святыми и молимся о вас, грешных, владыке».

Кирилл Иерусалимский в Катехизисе, раздел 13, говорит о разбойнике: «Ты от древа входишь в рай, и разбойник входит не туда, куда вошел верный Авраам. Но не бойся в этом раю змия, который пал с Небес и не сможет согнать тебя оттуда».

Здесь обрати внимание на слова святого учителя. Чтобы кто‑нибудь не сказал, что рай, о котором он говорит, это некое прохладное место или лоно Авраамово. он говорит «разбойник входит не туда, куда вошел верный Авраам». Чтобы никто не подумал, что говорится о земном рае, он добавляет: «Но не бойся в этом раю змия, который пал с Небес и не сможет согнать тебя оттуда».

Епифаний в 78 Слове о ереси, в конце, говорит: «Святые в чести, покой их в славе, отшествие отсюда в совершенстве, жребий их в ублажении, житие в святых обителях. ликование с Ангелами, воздаяние во Иисусе Христе, Господе нашем».

Дамаскин, излагая повесть о Варлааме и Иоасафе, в конце говорит следующее: «Под конец такой жизни (Иоасаф), достойно послужив, распяв мир себе и себя миру, отошел с миром к мирному Богу и к присножеланному Владыке. И явился пред лицо Господне в свете и чистоте, безо всяких препятствий. И украшен там уготованным ему венцом славы, и удостоился видеть Христа, со Христом быть и всегда радоваться великолепию Христову. Предав свою душу в руку Его, он пришел в Страну живых, где раздаются голоса празднующих, где жилище веселящихся». До этого места святой Дамаскин. Смотри Повесть о Варлааме и Иоасафе, издание Московское, перевод с греческого.

Феофилакт в толковании Евангелия от Луки, на главу 23, о словах: ныне же будешь со Мною в раю, приводит разные мнения и детально анализируя их, отвергает, предлагая свое понимание, и говорит: «Если сказать, что рай это Царство Небесное, то это не будет противоречить сказанному и господом, и Павлом. Разбойник находится в раю, значит, в Царстве Небесном, и не один он, а все, кого перечисляет Павел».

И ниже: «Хотя и не получил обещанного, что придет впоследствии, и не получил совершенного блаженства (то есть и душе, и телу), однако же находится в Царстве и в раю». Смотри лист 199 на обороте.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: