Исторический источник

Типы исторического источника

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого - научно-воссозданной картиной мира -стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Именно с его изучения необходимо начать исследование. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

Исторический источник - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Существуют разные классификации исторических источников. Например, Л.Н. Пушкарев, историк и филолог, выделяет следующие семь типов источников:

1.письменные;

2.вещественные;

3.этнографические;

4.устные;

5.лингвистические;

6.фотокинодокументы;

7.фонодокументы.

Источники несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда они были созданы. Чтобы извлечь ее в настоящее время, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако нужный материал надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установления (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение сам автор. В интерпретации присутствуют три аспекта.

1. Содержание самого источника. Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится.

2. Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения.

3. Ваше собственное понимание источника.

От интерпретации исследователь переходит к анализу содержания. Необходимо взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя, человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию.

В процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности документа, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли сообщает источник.

Опираясь на результаты проведенного исследования, исследователь обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Синтез -это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа.

Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

Необходимо заострить внимание исследователей и их руководителей!

Небольшая по объему научная работа учащегося не может охватывать весь круг исторических источников. Задачей научного руководителя является четкое определение границ источниковой базы исследования. Учащийся пока не в состоянии всесторонне изучить весь комплекс имеющихся документов.

 

 

Архивные документы: виды и особенности *

Использование документов (опубликованных и неопубликованных) является обязательной нормой написания исследовательской работы, как для научных работников, так и для учащихся образовательных учреждений. Открытие архивов для большой группы исследователей позволяет в настоящее время ставить перед творческой работой конкретные практические задачи, раскрывать их на более высоком научном уровне с использованием доказательной базы документов.

Но использование архивных документов, их интерпретация в работе будут лишь тогда результативны, когда исследователь сможет грамотно определить, что нужно и как можно получить материал из архивного источника. Для этого необходимо определить некий последовательный алгоритм работы.

Алгоритм работы

1.Изучение определенного круга исторической литературы по теме исследования (и существующих выводов по интересующим проблемам).

2. Выявление в литературе списка использованных фондов архивов и типов документов (составление письменного перечня государственных учреждений того периода, которые эти документы разрабатывали).

3. Определение архивохранилища, состава его фондов (ГАВО – фонды предприятий, организаций, учреждений, обл-, гор-, райисполкомов и пр.; ЦЦНИВО - фонды партийных органов власти, Сталинградского городского Комитета Обороны, ВЛКСМ).

4. Работа с путеводителем в архиве. Необходимо помнить, что сведения, содержащиеся в нем, носят обобщенный характер. Поэтому главной задачей станет определение по путеводителю номеров фондов по теме исследования.

5. Выписка названий и номеров фондов из описей   путеводителя. соответствующих хронологическому периоду. Заведующая читальным залом закажет эти описи в архивохранилище.

6. Работа с описями, каталогами. В описях представлены названия документов и проаннотировано их основное содержание, даны крайние хронологические даты представленных материалов. В каталогах представлены справочные карточки, расположенные строго по тематическому и хронологическому принципам. В карточках написано название документа, дата и место его создания, даты выходные данные (фонд, опись, номер дела, лист).

В процессе работы с описями и справочными пособиями архивов необходимо выписывать поисковые данные (шифры) и заголовки единиц хранения:

ГАВО. Ф. 71. On. L Д. 135. Л. 13. Решение горисполкома по вопросам здравоохранения и народного образования в Тракторозаводском районе города Сталинграда и справочный материал к решениям горисполкома. Январь - март 1939 г.

Заголовок выписываемого дела указывает на принцип формирования дела. Так, в приведенном выше примере не будут находиться материалы по производственной деятельности Сталинградского тракторного завода, а только материалы по здравоохранению и образованию.

7.После завершения работы с описями и составления карточек по интересующим делам оформляется заказ у заведующего читальным залом архива на специальном бланке. На этом бланке указываются все исходные данные, начало названия дела, количество страниц, хронологический период. Заказ выполняется на следующий день, по основным фондам (ГАВО - гор-,облисполком) иногда через день. Количество единовременной выдачи дел на руки исследователю также ограничено, и определяется нормой страниц.

8.После выполнения читальным залом заказа исследователя, начинается непосредственная работа по поиску необходимой для написания исторического исследования информации. Информацию можно заносить в тетрадь и (или) на карточки. Тетрадь лучше иметь для каждого тематического раздела исследовательской работы отдельную. Например, тема звучит как «Участие ресурсов военно-промышленного комплекса Сталинграда в восстановлении города. На примерах СТЗ, ЗКО, «Химпрома»». Таким образом, исследователь может иметь 4 отдельные тетради по темам: а) общие сведения (сколько всего и где было восстановлено с помощью предприятий и пр.), б) СТЗ, в) ЗКО, г) «Химпром».

Данные в тетрадях обязательно заносятся с выходными данными: фонд, опись, дело, лист, подлинник или копия, имеющиеся пометы. Только в этом случае документ приобретает силу реального источника, и на него можно ссылаться в исследовательской работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: