Определение финансового состояния клиента

 

На действующем транспортном предприятии момент выполнения транспортной работы доля клиента отделена во времени от момента её оплаты. Поэтому с целью обеспечения экономической защиты договора на перевозки, то есть для гарантии получения денежных средств от клиента, следует убедиться в его удовлетворительном финансовом состоянии.

Характеристиками финансового состояния являются платежеспособность и финансовая устойчивость предприятия – заказчика. Показатели финансового состояния клиента (грузоотправителя) определяются по его балансу.

  3.1 Платежеспособность предприятия – заказчика

Платежеспособность характеризуется показателями:

1) Коэффициент абсолютной ликвидности

=

=  

                                 

Коэффициент абсолютной ликвидности на начало года:

 = 200 + 1000/ 3000 + 4400 = 0,16

Коэффициент абсолютной ликвидности на конец года:

 = 300 + 700/ 2050 + 6700 = 0,12

 

Коэффициент показывает, какую долю своих обязательств (долга) сможет покрыть предприятие наличными и безналичными денежными средствами и конвертируемыми ценными бумагами в момент обращения к нему кредиторов. Нормальным значением является   Кал ≥0,2÷0,25.

 В данном случае коэффициент абсолютной ликвидности на начало года составляет 80%, в конце года значение коэффициента падает еще на 20%. Следовательно, предприятие в момент обращения к нему кредиторов в начале года может покрыть долю своих краткосрочных обязательств только на 80%, а в конце – только на 60%.

 

 

2) Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия)

=

 =                                           

Коэффициент критической ликвидности на начало года:

Ккл = 200+1000+1000/ 3000+4400 = 0,29

Коэффициент критической ликвидности на конец года:

Ккл = 300+700+1700/ 2050+6700 = 0,31

 

Коэффициент Ккл характеризует способность предприятия выполнять свои обязательства при условии реализации дебиторской задолженности (долгов перед данным предприятием предприятий-заказчиков), нормальное значение Ккл ≥0,7÷0,8.

Коэффициент критической ликвидности на начало года ниже оптимального на 59%. Это означает, что реализация дебиторской задолженности составит 41% от нормального значения (в случае выполнения своих обязательств перед кредиторами). На конец года коэффициент Ккл увеличился на 3% и составил 44% от оптимального.

 

3) Коэффициент текущей ликвидности

=

=    

                                

Коэффициент текущей ликвидности на начало года:

Ктл = 9410-100-10/ 3000+4400 = 1,26

Коэффициент текущей ликвидности на конец года:

Ктл = 11800-80-20/ 2050+6700 = 1,34

 

Коэффициент Ктл показывает долю обязательств, которая может быть покрыта всеми оборотными средствами предприятия. Нормальным значением считается значение ≥2.

В данном случае коэффициент Ктл как на начало, так и на конец года не укладывается в нормативный диапазон, но он не слишком низкий, это означает, что у предприятия платежеспособность есть, но мало обеспечена и есть  вероятность несвоевременной оплаты перевозок со стороны клиентов. Для того чтобы быть уверенным, что клиент все-таки оплатит предоставленные услуги требуются дополнительные гарантии.

 


3.2 Финансовая устойчивость предприятия – заказчика

Финансовая устойчивость показывает возможность предприятия работать независимо от внешних (привлеченных) источников финансирования и включают следующие показатели:

1) Коэффициент финансовой независимости (автономии)

                

Коэффициент финансовой независимости на начало года:

Кн = 8500/ 15910 = 0,54

Коэффициент финансовой независимости на конец года:

Кн = 9300/ 18050 = 0,52

Коэффициент Кн показывает долю собственных средств в имуществе предприятия и характеризует способность предприятия работать, не привлекая чужих денежных средств. Норматив значения ≥ 0,5.

 Коэффициент Кн на начало и конец года не сильно изменился и укладывается в нормативный диапазон. Это означает, что предприятие способно работать без инвестиций со стороны.

 

2) Коэффициент соотношения заемных и собственных средств в структуре имущества

                   

                                                             

Коэффициент Кзс на начало года:

  Кзс = 7410/ 8500 = 0,87

Коэффициент Кзс на конец года:

Кзс = 8750/ 9300 = 0,94

Показатель дает представление о величине привлеченных средств на 1 рубль собственных. Нормальным считается значение Кзс <1.

 В данном случае Кзс - на начало и конец года укладывается в нормативный диапазон. В конце года величина привлеченных средств увеличена на 7%.

         3) Коэффициент маневренности

                                                                                              

Коэффициент маневренности на начало года:

Км = 8500 – 6500/ 8500 = 0,24

Коэффициент маневренности на конец года:

Км = 9300 – 6250/ 9300 = 0,33

Этот коэффициент показывает долю собственных оборотных средств, находящихся в мобильной (подвижной) форме, нормативное значение ≥ 0,3.

Коэффициент маневренности на начало года ниже нормативного, а на конец года увеличился и вошел в норматив, это означает, что у предприятия собственные оборотные средства находятся в подвижной форме.

 

4) Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами.

                                                                                               

Коэффициент Коб  на начало года:

                Коб = 8500 – 6500/ 9410 = 0,22

Коэффициент Коб  на конец года:

     Коб = 9300 – 6250/ 11800 = 0,26

Указанный коэффициент характеризует долю оборотных активов, сформированных за счет собственных средств и нормальным его значение считается ≥ 0,1.

 Коэффициент Коб на начало и конец года больше 0,1, то есть предприятие имеет оборотные активы, сформированные за счет собственных средств, которые на конец года увеличены на 4%

 

5) Коэффициент реальной стоимости основных средств в имуществе предприятия                   

                                                                   

Коэффициент Крс на начало года:

Крс = 6500/ 15910 = 0,41

Коэффициент Крс  на конец года:

Крс = 6250/ 18050 = 0,35

Показатель характеризует долю имущества производственного характера в общей стоимости имущества и должен быть равен или превышать 0,5. Коэффициент Крс на начало  и конец года не попадает в нормативные значения, что характеризует долю имущества непроизводственного характера.

 

Два показателя – коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами, являются характеристиками самостоятельности предприятия. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами соответствуют нормативному значению, а коэффициент текущей ликвидности не укладывается в нормативный диапазон, но он не слишком низкий, это означает, что предприятие платежеспособно, но мало обеспечено, оно может вести деятельность, финансируя собственными доходами и способно рассчитываться по своим обязательствам. Договор может быть заключен, но под залог или гарантии третьих лиц, т.к клиент хоть и  платежеспособен, но мало обеспечен.

 

Заключение

В результате решения данной курсовой работы были выполнены три этапа:

1) Скалькулирована себестоимость перевозок по планово-учетным единицам. Годовая сумма затрат составила 531,73∙106 . рублей. Себестоимость 1 ткм = 10,82 рублей, себестоимость 1 км = 33,55 рублей, себестоимость 1 авт-ч = 103,38 рублей. Тариф за перевозку 1 ткм составил 17,85 рублей.

 2) Определен критический объем перевозок для расчета порога рентабельности и зоны финансовой безопасности автотранспортного предприятия. Критический  грузооборот составил 12,59∙106. ткм.

   Если заказываемый грузооборот ниже критического, то тариф должен   быть = 10,83 р., разница тарифа до критического составляет 7,02р. Порог рентабельности = 226,682млн. рублей. 

   Чтобы предприятие получило прибыль, грузооборот должен быть не менее 17,87×106 ткм.

    Запас финансовой прочности = 648,81млн.руб. Предприятие имеет в запасе финансовые средства, которые могут быть использованы на предоставление скидок клиентам или на закупку запчастей и других нужд. Данную величину дохода предприятие может «потерять» и при этом не будет иметь убытков.

 3) Определено финансовое состояние клиентов в целях обеспечения экономической безопасности предприятия при заключении договоров на перевозки. Значения коэффициентов, определяющих платежеспособность, мало обеспечена, а финансовая устойчивость предприятия-заказчика, допустима по нормативным значениям. Это означает, что предприятие платежеспособно, хоть и мало обеспечено, но оно может вести деятельность, финансируя собственными доходами и способно рассчитываться по своим обязательствам. Договор может быть заключен, но под залог или гарантии третьих лиц, т.к клиент хоть и платежеспособен, но мало обеспечен.

 


Литература

1. Аксенов, В. А. Экономическая эффективность рациональной организации дорожного движения / В. А. Аксенов, Е. П. Попова. – М.: Транспорт, 1987. – 128с.

 

2. Сборник нормативно-правовых материалов по реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России на 1996-1998 гг.» Информационно-справочное издание. – М.: АО «Трансконсалтинг», 1997. – 88 с.

 

 

3. Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения / Учебник для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 2001. -247 с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: