Освобождение Западной Белоруссии и помощь в создании газет

К 25 сентября 1939 г. частями Красной Армии были полностью заняты земли Западной Беларуси. Почти двадцатилетнее пребывание этих земель в составе Польши окончилось присоединением территории Западной Беларуси к БССР и, соответственно, вхождению ее в состав СССР.

Впервые на территории Западной Беларуси легально появились такие периодические издания, как «Правда», «Известия», «Звязда». 23 сентября сюда были отправлены 50 тыс. центральных и республиканских газет. В дальнейшем было отправлено еще 20 тыс. экземпляров «Правды», по 30 тыс. «Звязды» и «Советской Белоруссии», 10 тыс. «Известий».

Газеты республики писали об освободительном походе Красной Армии, о том, как ее встречает народ. «Советская Белоруссия» ежедневно отводила целую страницу под материалы с освобожденной территории. 18 сентября страница вышла под «шапкой» «Народ Советской Беларуси единодушно поддерживает справедливое решение Советского правительства и готовый соблюсти свой интернациональный долг», 20 сентября – «Население Западной Беларуси с восхищением встречает части Красной Армии».

С вхождением Западной Беларуси в состав БССР, начала развиваться промышленность, сельская хозяйство, национальная культура. В 1940 г., например, в западных областях действовало около 4 тыс. школ, 4 института, 12 техникумов. Были созданы 3 драмтеатра, 100 кинотеатров, а каждый район и область имели свою газету на родном или русском языках.

Советская Беларусь помогала печатным оборудованием, журналистскими кадрами. 17 сентября в Западную Беларусь было отправлено 2 комплекта шрифтов и печатного оборудования, 18 сентября шрифты получили Новогрудок и Столбцы, 19 – Брест и Пинск, 24 – Слоним и т.д. В течение сентября – октября комплекты шрифтов получили 39 городов Западной Беларуси.

Сначала газеты издавались как органы временных народных советов. Так, уже 22 сентября 1939 г. вышла двухполоска «Виленская правда». Во втором номере под большой «шапкой» «Над краем нищенства и горя, унижения и слез восходит лучезарное солнце счастья» газета перепечатала передовую статью «Правды» (1939, 22 сентября), «Дружба и братство народов СССР», письма «Нам помогла Красная Армия», «Будем жить полным счастьем», и другие материалы сотоварищи материалы. Третий номер вышел под «шапкой» «В братском союзе с народами СССР будем строить свою радостную и счастливую жизнь». «Виленская правда» на своих страницах рассказывала о первых шагах Советской власти, о разделе земли, о радости, с которым рабочие встретили свое освобождение.

25 сентября в Гродно начала выходить «Свободная Беларусь». В течение сентября-октября вышли газеты «Рабочий» (Брест), «Полесская правда» (Пинск), «Красное знамя» (Молодечно), «За свободную жизнь» (Глубокое). Появились периодические издания в Барановичах, Лиде, Слониме, Новогрудке, Столбцах, Волковыске, Лунинце, Воложине и других городах. Газеты печатали постановления местных органов власти, рассказывали о жизни рабочих всего СССР.

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 15 января 1940 г. на территории бывшей Западной Беларуси были созданы области: Барановичская – 26 районов, Белостокская – 24, Брестская – 18, Вилейская – 22, Пинская – 11. В 1940 г. в Барановичской области издавалась областная газета «Красная звезда», семь районных и многотиражная газета управления политотдела Брест-Литовской железной дороги «Сталинский маршрут». Общий разовый тираж газет составлял 30 тыс. экземпляров. Тиражи газет сначала были не очень большие, и не каждый район имел свою газету. Однако постепенно стали возрастать тиражи изданий, а также авторский актив. Так, газета «Красная звязда» начинала свое становление с 4 300 экземпляров, однако уже в октябре 1939 г. имела 15 500 экземпляров, ноябре – 18 тыс., декабре – 20 тыс. Лидская районная газета «Уперад» имела 157 постоянно пишущих рабселькоров, новогрудская «Звязда» – 105, «Вольная праца» (Слоним) – 50, «Красная звязда» – 500. За первые четыре месяца 1940 г. областная газета получила 615 писем. Газета «Свободная работа», печатный орган Белостокского АК и ГК КП(б) Б и облисполкома, имела тираж 30 тыс. экземпляров (в 1939 г. сначала издавалась как «Освобожденный Белосток» на русском языке, в первой половине 1940 г. – на русском и белорусском. Разовый тираж Белостокской областной и районных газет составлял 173 тыс. экземпляров [43, с. 287]. В городах Ломжа, Августов и Лапы районные газеты издавались на польском языке, а с 1940 г. выходила газета «Штандарт вольнасці» («Флаг свободы»), печатный орган ЦК КП(б) Б.

Печать сыграла значительную роль в выборах в Народное собрание Западной Беларуси, Верховный Совет СССР и БССР (1940, март) и местные Советы (1940, декабрь). «Красная звязда» разместила 26 статей, посвященных выборам, листовки с биографиями кандидатов в депутаты, рассказывала о них на своих страницах. Лидская газета «Уперад» напечатала 19 статей агитаторов, 4 выступления кандидатов в депутаты, 26 писем избирателей. 20 октября воложинская районная «Искра» выступила со статьями «Пошире размах избирательной компании» о подготовке к выборам в местные Советы.

Люди впервые голосовали как свободные граждане свободной земли. Барановичская областная газета «Красная звязда» выступила с очерком печати «Боевая задача газет». «В избирательной компании, – писала она, – большую роль должны сыграть настенные газеты. Они должны действительно стать массовым средством политической агитации в деревнях, на предприятиях и в учреждениях. Однако надо сказать, что районные газеты не оказали еще нужной помощи редколлегиям настенных газет, слабо управляют низовой печатью…».

7 декабря 1940 г., накануне выборов в местные Советы рабочих депутатов, «Красная звезда» поместила страницу «Фабрика «Ардаль». Фабрика была известна своими революционными традициями. Выступления директора предприятия, секретаря парторганизации, редактора стенгазеты, мастера сборочного цеха и пр. свидетельствовали о тех больших положительных изменениях, которые произошли в жизни предприятия.

Многие районные и областные газеты использовали прием сравнения (что было и что есть), умело подбирая факты из жизни рабочих, показывая новую советскую действительность, жизнь рабочего, колхозника, интеллигента. Материалы печатались в подборках заметок, на разворотах, на целых полосах. «Вольная праца» 16 февраля 1940 г. разместила страницу «Наши достижения за четыре с половиной месяца в числах». Это яркий рассказ о жизни рабочих Белостока. 17 ноября 1940 г. «Красная звезда» вышла с разворотом «За 14 месяцев Советской власти». «Красная звезда» писала об успехах первых колхозов. 30 декабря была размещена полоса «Люди и дела колхоза «Путь социализма» Новогрудского района».

Жизни Красной Армии, ее борьбе против японских войск и финнов, подготовке к службе в Красной Армии посвящались целевые полосы: «Про Армию Красную, любимую и родную, песни поет народ» («Звязда», 1938, 30 января), «Могучая, грозная техника Красной Армии в верных, надежных руках» (1938, 23 февраля), «Беззаветное мужество, храбрость и преданность Советской Родине. Бесстрашные герои Хасанских боев» («Советская Белоруссия», 1938, 24 октября).

Журналист Г. Бояр на страницах «Звязды» выступил со статьями «Голод и война – программа германского фашизма» (1938, 1 января), «Колониальные требования фашистской Германии» (1938, 17 февраля), «Антифашистское движение в Германии» (1938, 16 мая). Автор разоблачал истинные цели фашистов, их захватническую политику, ложные обещания о расцвете «Великой Германии».

21 июня 1941 года. Субботние газеты были последними свидетелями мирного времени. «Витебский рабочий» разместил передовую статью «Экономичное образование кадров» – о работе экономических семинаров на витебских фабриках «КИМ», «Флаг индустриализации», Оршанском льнокомбинате; материал о подготовке к уборке нового урожая.

Это были повседневные заботы, ежедневные нужды. О приближающейся войне говорила только небольшая заметка заведующего военным отделам Оршанского ГК КП(б) Б В. Ласкина «Учения прошли организованно» об учениях Осавиохима района по борьбе с парашютными десантами.

 

Белорусская литература в 30-е гг. XX века

 

В октябре 1930 года начало работать Белорусское литературное объединение Красной Армии и Флота. Целью его было содействовать творческому росту новых литературных сил из армейских рядов, созданию художественных произведений на военно-оборонную тематику. В него вошли А. Александрович, А. Звонак, М. Чарот и другие белорусские писатели. В 1931 году объединение выпустило альманах «БелЛАЧАФ». В это же время (апрель 1931 года), в разгар коллективизации, было организовано объединение пролетарско-колхозных писателей.

Следует подчеркнуть, что процесс создания объединений профессиональных писателей сопровождался ростом количества литературных кружков, члены которых, как писала «Звязда», «должны были своим художественным словом организовывать волю и силу пролетариата на быстрые темпы соцстроительства» [16, с. 5].

Литературные объединения выявляли новые писательские дарования, развивали их творческую активность. Многочисленные публикации по актуальным проблемам социалистического строительства, регулярные выступления в рабочих коллективах, учебных заведениях, среди сельского населения, споры о путях дальнейшего роста и совершенствования белорусской советской литературы являлись важными факторами развития художественного творчества людей. В сентябре 1930 года Гомельский филиал Белорусской ассоциации пролетарских писателей обратился к литераторам Минска и Бобруйска с призывом максимально активизировать творческую деятельность. Речь шла о том, чтобы писатели внесли, возможно, более весомый вклад в осуществление планов социалистического строительства.

Существовавшие в 20-х – начале 30-х годов XX в. различные литературные течения и объединения нельзя оценивать однозначно – полностью одобрять или отрицать их деятельность. Здесь требуется дифференцированный подход. Несомненно, что основная направленность белорусской интеллигенции на решение задач социалистического строительства, отвлекала ее от комплексного освящения действительности в республике, замораживала темы психологического и личностного характера, не связанные с коммунистическими идеями. В результате, особенно к началу 30-х годов, официальные органы власти отмечали «кружковую замкнутость» в творческой среде. Их новой целью в достижении устранения «свободомыслия» стала идея к объединению литературных сил.

Уже в 1927 году предпринимались попытки создать единую Всебелорусскую федерацию писателей. Мысль о больших задачах литературы, которые возможно решить только совместными усилиями всех писателей, четко проходила на I съезде Белорусской ассоциации пролетарских писателей (ноябрь 1928 г.). Однако все это в то время не привело к каким-либо определенным организационным мероприятиям. Лишь после постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (апрель 1932 г.) все литераторы, поддерживавшие платформу Советской власти и стремившиеся участвовать в социалистическом строительстве, были объединены в творческий Союз советских писателей [23, с. 213–214].

Период, прошедший со дня образования оргкомитета Союза советских писателей Белоруссии (1 июня 1932 г.) до I Всесоюзного съезда советских писателей, был насыщен большой творческой и организационной деятельностью по претворению в жизнь решений партии о литературе. На писательских пленумах заслушивались доклады крупнейших литераторов о творчестве своих коллег (Я. Коласа – о книге М. Лынькова «На красной нови», И. Харика – о поэме П. Бровки, К. Крапивы – о произведениях Т. Гартного и др.). Укреплялись связи белорусов с писателями России, Украины и других союзных республик. В июне 1934 года в Минске состоялся I съезд советских писателей Белоруссии. Подготовка к нему проходила в обстановке повышенного внимания к белорусской советской литературе и проблемам ее развития. Союзу писателей БССР был увеличен лимит на творческие командировки, в том числе и для рабочих-ударников, проявлявших литературные способности. Решен был вопрос об организации Дома творчества. В Союзе писателей БССР начал функционировать литературный кабинет, а при Библиографическом институте – литературный музей. В вузах устанавливалось 10 ежегодных стипендий имени М. Горького.

Вопросы подготовки к съезду обсуждались на собраниях партийного и комсомольского актива в Минске, Могилеве, Бобруйске, Орше и Витебске. ЦК КП(б) Б обязал горкомы и райкомы партии, ЦСПСБ и ЦК ЛКСМБ усилить массовую работу в фабрично-заводских коллективах и на селе, провести читательские конференции, литвечера, укрепить литературные кружки, чаще выпускать литературные страницы, всемерно добиваться широкого продвижения советской книги в массы трудящихся.

I съезд писателей БССР подвел итоги развития белорусской литературы за годы Советской власти. В Союзе писателей Белоруссии к этому времени состояло 69 членов и 26 кандидатов. В массовом литературном движении участвовало около 1000 человек. Вся работа съезда отличалась деловитостью, демонстрировала стремление белорусских писателей ярко отражать в своем творчестве жизнь трудового народа.

Крупным событием в идейно-художественной жизни страны явился I Всесоюзный съезд советских писателей, на котором Белоруссию представляли 26 делегатов. Он заложил основы и определил пути развития многонациональной и по сути своей интернациональной литературы нового общества во всех ее жанрах и стилевых направлениях. В связи с этим М. Горький говорил: «…Я считаю необходимым указать, что советская литература не является только литературой русского языка, это – всесоюзная литература… На всем пространстве Союза социалистических республик быстро развивается процесс возрождения всей массы трудового народа «к жизни честной – человеческой», к свободному творчеству новой истории, к творчеству социалистической культуры» [26, с. 15].

Съезд четко определил сущность социалистического реализма, провозгласив его основополагающим творческим методом советской художественной литературы. В принятом съездом Уставе Союза писателей СССР указывалось: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» [26, с. 716]. Следует отметить, что в методе социалистического реализма тесно переплетается диалектическое взаимопроникновение самого трезвого реализма и революционной романтики, сочетаются критическое и утверждающее начала.

Рождение Союза писателей СССР подвело итог периоду становления советской литературы, когда вслед за небольшой группой дореволюционных прогрессивных художников слова в литературу пришла из народа, из среды демократической интеллигенции талантливая молодежь.

В ноябре 1934 года ЦК КП(б) Б принял постановление «О мерах по укреплению литературного дела в БССР». Отметив общественно-политическую активность и организованность, проявленную белорусской делегацией на Всесоюзном писательском съезде, ЦК КП(б) Б одобрил проведенную Союзом писателей БССР, партийными и комсомольскими организациями большую массовую работу по популяризации материалов I Всесоюзного съезда советских писателей. Были намечены мероприятия по улучшению пропаганды советской книги, усилению воспитательной работы с творческой молодежью, укреплению литературных кружков, значительному увеличению издания произведений белорусских писателей в переводе па русский язык [24, с. 244]. Укреплялся кадрами Институт литературы и искусства АН БССР, увеличивались лимиты на творческие командировки. В Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Орше, Бобруйске, Речице, Червене и других городах и районах состоялись собрания партийного, комсомольского и профсоюзного актива, посвященного итогам I Всесоюзного съезда советских писателей.

Белорусская советская литература каждый год рождала новые произведения, новые имена. Стали еще более известными такие писатели, как Я. Купала, Я. Колас, 3. Бядуля. В 30-х годах XX в. в литературу пришли П. Панченко, А. Белевич, М. Калачинский, А. Бачила, Н. Аврамчик, Г. Нехай, С. Граховский, М. Сурначев, Э. Огнецвет, В. Кравченко, А. Стахович, В. Вольский, М. Климкович, развивалось творчество пришедших в литературу в 20-е годы XX в. писателей К. Крапивы, Э. Самуйленка, П. Бровки, П. Глебки, А. Кулешова, А. Жаврука, В. Витки, А. Астрейки, Р. Соболенки, Я. Скрыгана, X. Шинклера, М. Последовича, И. Гурского, Е. Романовича, К. Губаревича. Молодые писательские силы настойчиво искали новые творческие пути, разрабатывали актуальные проблемы.

В начале 30-х гг. появилсиь первые поэмы об индустриализации: «Цэхавыя буднi» П. Бровки (1930 г.), «Арка над акiянам» П. Глебки, «Барысау» Я. Купалы (1934 г.), «Напор» А. Александровича (1933 г.). Появляются повести «Каландры» П. Бровки (1930 г.), «Записки инструктора Томана» X. Шинклера (1934 г.). Крупным социальным сдвигам в деревне, преобразованиям ее на социалистических началах были посвящены произведения Я. Купалы «Над ракой Арэсай» (1933 г.), Я. Коласа «Адшчапенец» (1931 г.), 3. Бядули «Язэп Крушынскi» (1929–1932 гг.), К. Чорного «Вясна» (1930 г.), «Трэцяе пакаленне» (1935 г.), П. Головача «Спалох на загонах» (1930 г.), К. Крапивы «Мядзведзiчы» (1932 г.), М. Зарецкого «Вязьмо» (1932 г.), циклы стихов Я. Купалы, Я. Коласа, П. Бровки, П. Глебки, А. Кулешова, М. Чарота, П. Панченки и других.

В 30-е гг. белорусская литература интенсивно разрабатывала тему формирования нового человека, гражданина Советской страны, творца социалистического общества. Убедительно показывала силу воздействия революции на различные слои народа повесть Я. Коласа «Трясина».

Чувство дружбы и любви, преданности и долга, стойкость в борьбе и непреклонная воля к победе – все это нашло отражение в художественных образах его пьес «Конец дружбы», «Партизаны» и других.

Тема патриотизма советских людей стала основной в творчестве П. Бровки. Глубоко раскрыта она была в сборниках стихотворений «Приход героя», «Весна Родины», в поэме «Катерина». Главными героями в них стали простые советские люди с их трудовым пафосом, красивыми мечтами и надеждами.

В годы социалистического строительства достигла своего расцвета и подлинной зрелости поэзия П. Глебки. Его произведения отличались партийной принципиальностью, политической заостренностью, совершенством поэтической формы. Ярко были выражены эти качества в его книгах «Хада падзей» (1932 г.), «Чатыры вятры» (1935 г.), в поэмах «Мужнасць», «У тыя днi», «Над Бярозай-ракой». Поэт воспевает новую, колхозную жизнь, небывалый размах индустриального строительства, возрастающую мощь Советского государства. Немало проникновенных строк посвящает он советской молодежи.

В 1931–1934 годах публиковались первые значительные произведения Э. Самуйленка, а с выходом в свет его повести «Тэорыя Каленбрун» он приобретает широкую известность. Вскоре появляются «Пагiбель воука», «Будучыня», «Паляунiчае шчасце» и другие. Писатель мало повествовал о своих героях – он заставлял их действовать, умел показать их в драматических столкновениях, в волнующих ситуациях. Произведения Э. Самуйленка также наполнены большой любовью к Родине.

Белорусские писатели 30-х гг. отражали в своем творчестве живую действительность. Это требовало не только обилия непосредственных наблюдений, но и глубокого проникновения в сложные социальные и философские проблемы эпохи, овладения богатствами мировой культуры.

Следует отметить, что развитие белорусской литературы проходило под руководством и при повседневном внимании партийных и советских органов. Поэтому в их произведениях ярко выражена однобокая направленность освещаемой проблематики. Советские органы оказывали материальную поддержку белорусским литераторам. Так, в июле 1935 года СНК БССР выделил Союзу писателей 20 тысяч рублей на творческую работу и организацию отдыха, а через месяц – еще 17 тысяч рублей. Были приняты меры по улучшению жилищных условий писателей, в том числе Я. Купалы и Я. Коласа.

Вспоминая свои первые литературные шаги, Я. Колас писал: «Имя Горького стало моим литературным знаменем. Его рассказы поднимали дух, раскрывали какой-то новый мир, который шел на смену старому, пробуждали творческую мысль и лучшие человеческие чувства» [10, с. 3].

Немаловажное значение имели и многочисленные контакты литераторов Белоруссии с известными советскими писателями. В 1925 и 1927 годах в Минск приезжал В. Маяковский. Он выступал с чтением своих стихов в театрах города, встречался с местными поэтами, оказывал им творческую помощь. Минчане принимали Маяковского восторженно, задавали многочисленные вопросы. Я. Колас позднее вспоминал: «Читал он мастерски и покорил не только меня, но и других, кто слушал его в тот вечер».

Значительным для белорусской советской литературы был III пленум правления Союза писателей СССР, состоявшийся по инициативе М. Горького в Минске в 1936 году. Посвящался он советской поэзии, но одним из его основных вопросов было состояние белорусской литературы. В работе пленума участвовали многие крупные писатели, в том числе К. Федин, В. Инбер, Вл. Бахметьев, Н. Асеев, ответственный секретарь правления Союза писателей СССР А. Щербаков, А. Фадеев, В. Лидин, Б. Пастернак, А. Твардовский, С. Михалков, А. Сурков и многие другие. М. Горький из-за болезни не смог приехать на пленум, но он ознакомился с тезисами доклада М. Климковича, сделал по ним свои замечания.

На пленуме в докладах А. Суркова «О советской поэзии», М. Климковича «Литература Советской Белоруссии», А. Тагирова «Башкирская советская литература», во многих выступлениях звучала идея единства и разнообразия многонациональной советской литературы. Новые горизонты, новый герой, зрелое понимание мастерства брали в литературе верх, она обогащалась увлекательными формами, способными передать живую реальность в ее нормальных пропорциях, красках и объемах.

Устанавливались связи с литераторами зарубежных стран. Так, немалую роль сыграли поездки белорусских писателей в Чехословакию в 1925, 1927, 1935 годах. Три раза посетил эту страну Я. Купала, который пользовался там большой популярностью.

В довоенное время белорусская советская литература, которая была выдержана в правильном «идеологическом ключе» расходилась большими тиражами. С другой стороны, наблюдалась высокая посещаемость библиотек, изб-читален. Н.К. Крупская в 1934 году писала: «Художественная книга все более и более становится одним из важных участков социалистической стройки. Она помогает лучше понять старый уклад, понять, что значит строительство социализма, понять, за что идет борьба» [11, с. 217].

Таким образом, развитие белорусской литературы и печатно-полиграфического дела в 30-е гг. XX в. развивалось с большой амплитудой колебаний. С одной стороны – проходил процесс накопления белорусского фонда литературных изданий, развивались журналы, укрупнялись литературные общества для большей эффективности. Однако с другой стороны книжная продукция была представлена однообразно, выдержана в коммунистической стилистике, лишенная национального колорита. Активно действовал орган цензуры, что также отрицательно повлияло на состояние литературы и печатного дела в республике. В 30-е гг. XX в. также проходили громкие процессы в среде белорусской национальной интеллигенции, что в результате привело к торможению развития литературы и искусства. Значительно поредели ряды белорусских писателей, на которых было навешено ярмо «буржуазного национал-демократа».

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: