Исторические особенности развития исполнительного производства в России

Курсовая работа

По предмету: Гражданский процесс

Тема: «Общие правила исполнительного производства»

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1.Исторические особенности развития исполнительного производства в России……………………………………………………………………………..5

2.Общие правила исполнительного производства…………………………….12

2.1. Понятие исполнительного производства и органы принудительного исполнения………………………………………………………………………12

2.2. Участники исполнительного производства………………………………19

2.3. Возбуждение исполнительного производства и его правовая природа...21

2.4. Общие правила исполнительного производства…………………………23

3. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий…………………………………………………….…28

Заключение …………………………………………………………………….…31

Список литературы…………………………………………………………….…33

Приложение ……………………………………………………………………...34

Введение

Исполнительное производство представляет собой уста­новленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной зашиты нарушаемых или оспоренных субъективных ма­териальных прав или охраняемых законом интересов. В испол­нительном производстве субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, которые были нарушены или ос­порены, получают восстановление посредством использования механизмов государственного принуждения, установленных за­коном.

В российском праве оно длительное время являлось заклю­чительной (самостоятельной) стадией гражданского процесса, в которой происходит реальное восстановление субъективных прав участников гражданского оборота. В порядке исполнительного производства исполняются решения не только судов общей юрис­дикции, но и акты арбитражных судов, а также иных несудебных органов.

Некоторые ученые небезосновательно считают, что испол­нительное производство — это не стадия гражданского (или ар­битражного) процесса. С их точки зрения, отношения, возни­кающие в связи с исполнением решений юрисдикционных орга­нов, являются предметом регулирования самостоятельной отрасли права — исполнительного права.

Тема курсовой работы: «Общие правила исполнительного производства» - актуальна в наше время.

Цель нашего исследования – рассмотреть общие правила исполнительного производства в Российской Федерации.

Поставленная цель раскрывается посредством решения следующих задач:

рассмотреть историю развития исполнительного производства; проанализировать общие правила исполнительного производства, в частности, рассмотреть основные правила, источники и субъекты исполнительного производства, раскрыть виды исполнительных документов и правила их исполнения.

В качестве основных методов научного исследования выбрано два метода: метод правового анализа и метод сравнительно-правовой.

Для написания курсовой работы использовалась специальная, учебная и периодическая литература.

 

Исторические особенности развития исполнительного производства в России

Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением за­нимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

К XVIII в. единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Но впоследствии было принято решение о создании особого круга лиц, за­нимающихся исполнением, — судебных приставов. Судеб­ные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.[12,стр. 8]

К компетенции судебных приставов относились следующие пол­номочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряже­ний председательствующего в судебном заседании.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава со­вет в составе старшины и нескольких членов, без определе­ния сроков их полномочий. Судебные приставы могли хо­датайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Таким образом, приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действия­ми.

Судом, вынесшим решение, выдавался исполнительный лист, а затем передавался взыскателем председателю того окруж­ного суда, в округе которого должно было состояться ис­полнение решения. Ответчик извещался повесткой об ис­полнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с пуб­личных торгов.

При уездных судах, а также при губернских присутствиях волост­ных судов, в верхних крестьянских судах не было судебных приставов. Их обязанности исполнялись общей полицией или приставами окружных судов. Но судебные приставы могли быть назначены при мировых съездах мировых су­дей.

После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судеб­ные исполнители, состоявшие при судах.

Порядок принудительного исполнения был конкретно определен в ГПК РСФСР 1923 г., а также в других актах. Например, в 20-е годы служба судебного исполнения работала активно в связи с оживлением гражданского оборота. [12,стр. 9]

Судебные исполнители назначались на должность и увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам.

Сам порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г., Инструкции Министерства юстиции СССР о по­рядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1973 г., об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 г. В этот период складывается система исполнительного про­изводства СССР и России, которая действовала практиче­ски до середины 90-х годов XX в. [12,стр. 9]

Основные признаки исполнительного производства этого периода:

- исполнительное производство носило государственный ха­рактер;

- судебные исполнители относились к судебной системе и со­стояли под организационным началом как органов юсти­ции, так и председателей соответствующих судов;

- как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;

- оно преимущественно защищало государственную, общест­венную и кооперативную собственность, например, путем установления ряда существенных ограничений по обраще­нию взысканий в отношении государственных предпри­ятий, учреждений, организаций, колхозов, иных коопера­тивных организаций, их объединений, других обществен­ных организаций.

Впоследствии была выявлена неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения, что способ­ствовало принятию нового исполнительного законодатель­ства.

После принятия в 1997 г. федеральных законов «О судебных при­ставах» и «Об исполнительном производстве» начались ре­формы системы принудительного исполнения с целью при­дания ей современного облика, соответствующего совре­менным социально-экономическим реалиям. Впоследствии порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г. и ряде подзаконных актов. [12,стр. 10]

До вступления в действие федеральных законов «Об исполни­тельном производстве» и «О судебных приставах» организа­ционные вопросы принудительного исполнения и порядок деятельности судебных исполнителей решались в основном нормами Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г., разд. V ГПК РСФСР, действовавшего с 1 октября 1964 г., Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (последнее по этому вопросу утверждено Ука­зом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Фе­дерации») и Инструкции об исполнительном производстве Министерства юстиции СССР, введенной в действие с 1 апреля 1986 г. [12,стр. 10]

Судебные исполнители состояли при районных судах (ст. 348 ГПК, ст. 77 Закона о судоустройстве РСФСР) и находились в двойном подчинении: назначались на должность руково­дителями органов юстиции субъектов Российской Федера­ции, организовывали их работу председатель районного су­да (п. 5 ст. 26 Закона о судоустройстве РСФСР) и Мини­стерство юстиции Российской Федерации (п. 6 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации от 4 де­кабря 1993 г. № 1187), а контроль за их работой осуществ­лялся судьей районного суда (ст. 349 ГПК). [12,стр. 11]

Деятельность судебных исполнителей должна была иметь воспи­тательный, профилактический эффект. Сообщение широ­кому кругу граждан сведений о деятельности судебных ис­полнителей, обеспечивающих реализацию приговоров и решений суда в части имущественных взысканий; ис­пользование в правовой пропаганде реальных фактов, под­тверждающих, что судебное исполнение обеспечивает воз­мещение ущерба, причиненного преступлением или граж­данско-правовым нарушением, должно было быть одним из методов убеждения в неотвратимости наказания и мер гражданско-правовой ответственности.

Планы работы суда по исполнению судебных решений составля­лись председателем народного суда, народным судьей при активном участии судебных исполнителей. Судебные ис­полнители составляли и индивидуальные планы. Судебные исполнители должны были обращать внимание не только на своевременность разрешения жалоб, но и на содержание ответов, которые должны были исключать немотивирован­ность, формальность и ошибочные сведения. 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы в России, которая в соот­ветствии с конституционным принципом разделения вла­стей положила начало становлению независимой судебной власти, введению в судебный процесс принципов состяза­тельности, презумпции невиновности, осуществлению пра­восудия с участием присяжных заседателей, обусловила не­обходимость разработки новых процессуальных законов, законов о судах, судейском корпусе и др. В 1997 году в Российской Федерации принимаются два федераль­ных закона. Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» — важнейшая часть реформы исполнительного производства. После 1917 г. го­сударство впервые посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотно­шения в сфере принудительного исполнения исполнитель­ных документов, главным образом судебных актов. Были решены основные вопросы исполнительного производства: [12,стр. 12]

1) создана самостоятельная служба принудительного ис­полнения исполнительных документов и, таким образом, осуществлена одна из основных идей, положенных в ос­нову этих законов, заключающаяся в том, что принуди­тельное исполнение судебных актов и тем более актов ад­министративных и других контролирующих органов ис­полнительной власти не является и не может быть частью гражданского или арбитражного судопроизводства, а по­этому не может и не должно регулироваться ГПК и АПК. Исполнительное производство — это вполне са­мостоятельная отрасль права, такая же, как уголовно-исполнительное производство, регулируемое в настоящее время Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, и поэтому нормы в нем должны быть сосредо­точены в отдельном и специальном нормативно-право­вом акте — федеральном законе (законах). В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнитель­ной власти, и поэтому служба принудительного исполне­ния отделена от самих судов и судопроизводства и переда­на Министерству юстиции Российской Федерации — фе­деральному органу исполнительной власти. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство нераз­рывно связаны общностью выполняемой ими задачи — защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельно­сти, которую исполнительное производство выполняет только одним способом — путем принудительного испол­нения судебных актов и актов других органов;

2) законодательно обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Государственная форма собственности в этом вопросе не имеет никаких преимуществ по сравнению с иными фор­мами;

3) созданы нормативные предпосылки улучшения кадрово­го состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня. Старшие судебные при­ставы должны иметь высшее юридическое образование. Судебными приставами хотя и могут быть лица со сред­ним (полным) общим и специальным образованием, но их должности уже отнесены к старшей должности госу­дарственных должностей федеральной государственной службы категории «В», требующей наличие высшего об­разования, что свидетельствует о тенденции повышения образовательного ценза для названной категории государ­ственных служащих. Законом предусмотрена профессио­нальная подготовка судебных приставов. Введение испол­нительского сбора, создание за счет него внебюджетного фонда развития исполнительного производства и преду­смотренное законом вознаграждение судебного приста­ва-исполнителя наряду с гарантиями правовой и социаль­ной зашиты судебных приставов и повышением их долж­ностных окладов приведут к улучшению материального положения, усилят привлекательность службы для юри­стов и обеспечат реальную возможность заполнения штатных должностей судебных приставов-исполнителей лицами, имеющими высшее юридическое образование;

4) усилена ответственность неисправных должников за не­выполнение судебных актов и актов других органов, а так­же граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Судебным приставам-ис­полнителям предоставлено право самим налагать штрафы на организации (за исключением банков и иных кредит­ных организаций), их работников и граждан. Введен принцип удвоения размера штрафа при последующих не­исполнениях требований исполнительного документа не­имущественного характера, предусмотрены и иные меры принуждения должника к исполнению исполнительного документа;

5) обеспечен действенный (внутриведомственный, судеб­ный и прокурорский) контроль за действиями судебного пристава-исполнителя. Это два взаимосвязанных закона, один из которых обеспечивает создание службы судебных приставов и организационные начала их деятельности, а другой определяет порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, кото­рые согласно федеральным законам подлежат принуди­тельному исполнению.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: