К сожалению, наличие судебных решений, определений и постановлений не гарантирует их надлежащее исполнение. В связи с этим в гражданском процессе существует заключительная стадия — стадия исполнения судебных актов (исполнительное производство).
Исполнительное производство — стадия гражданского процесса, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли судебных приставов-исполнителей ив ограниченных пределах судов общей юрисдикции и арбитражных судов по принудительному исполнению судебных актов, а также актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию, от совершения этих действий. [4,стр. 257]
Вопрос о месте норм, регулирующих исполнительное производство, остается дискуссионным. Некоторые авторы считают исполнительное производство стадией гражданского процесса, другие — целостным и относительно самостоятельным правовым образованием, третьи — складывающейся новой отраслью, которую можно назвать «гражданское исполнительное право» (по аналогии с уголовно-исполнительным правом). При этом одним из аргументов последних двух позиций служит принятие законодателем специальных федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Однако следует отметить, что в научных дискуссиях законодательство является слабым доводом, о чем свидетельствует, в частности, многострадальное современное налоговое право России.
|
|
В то же время следует признать многообразие источников, регулирующих исполнительное производство.
Источник права — нормативный правовой акт, содержащий нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» законодательство об исполнительном производстве состоит из настоящего закона, федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. По вопросам исполнительного производства Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты.
Помимо указанных в этой норме законов источниками права, регулирующими исполнительное производство, являются следующие акты. [4,стр. 257]
1. Конституция РФ, являющаяся основой правового регулирования общественных отношений, в том числе составляющих содержание исполнительного производства.
2. Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы. В этих актах установлены правила разрешения ряда вопросов, которые не были урегулированы законом «Об исполнительном производстве». Так, в них установлены случаи немедленного исполнения решения суда (ст. 210,211 ГПК и 135 АПК), урегулирован порядок выдачи исполнительного листа (ст. 340, 341 ГПК и 198,199 АПК) и его дубликата (ст. 343 ГПК и 204 АПК) и разрешены некоторые другие вопросы.
|
|
3. Законодательные акты материально-правового характера:
- Гражданский кодекс РФ — содержит нормы, устанавливающие порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализации (ст. 349,350), проведения торгов (ст. 447-449), списания денежных средств (ст. 855) и т. д.;
- Семейный Кодекс РФ — содержит нормы, регулирующие процедуру исполнения решений судов по делам о воспитании детей (ст. 79), о взыскании алиментов (ст. 106-120) и другие;
- Уголовно-исполнительный кодекс РФ — имеет приложение в виде Перечня имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, которым следует руководствоваться при исполнении приговора в части имущественного взыскания;
- иные законодательные акты.
В частности, Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей; ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»- — вопросы, связанные с оценкой объектов; Законом РФ «О банках и банковской деятельности» — вопросы, связанные с запросами о счетах граждан и организаций в процессе исполнительного производства, и т. д.
4. Нормативные правовые акты Правительства РФ. В настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 6 января 1998 года «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации», Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, порядок наложения ареста на ценные бумаги и некоторые другие акты.
5. Международно-правовые акты. Среди них можно назвать Гаагскую конвенцию о признании и исполнении иностранных решений по гражданским и торговым делам (1966 год), Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 год) и т. д.
6. Решения Конституционного Суда РФ, которыми признаны не соответствующими Конституции РФ нормы и положения в сфере исполнительного производства.
7. Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти постановления в соответствии с официальной правовой доктриной источниками права не являются и не могут ими быть. Однако в некоторых из них формулируются новые правила-нормы. В этом случае они выступают в качестве своеобразного судебного прецедента.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
В службу судебных приставов Министерства юстиции РФ входят:
1) департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ, возглавляемый заместителем главного судебного пристава РФ;
2) служба судебных приставов управления военных судов Министерства юстиции РФ, возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;
3) службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции, субъектов РФ — главными судебными приставами субъектов РФ;
4) районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами (ст. 5 ФЗ - «О судебных приставах»).
|
|
В процессе принудительного исполнения судебных и иных актов судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривать заявления сторон по поводу производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования; взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности. Судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателя проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить их осмотры, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять в розыск должника, его имущество или розыск ребенка; совершать иные действия, предусмотренные законом об исполнительном производстве (ст. 12 ФЗ «О судебных приставах»).