Показатели доходов и расходов по обычным видам деятельности предприятий, ранжированные по величине себестоимости, тыс. руб

Номер предприятия

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг Коммерческие и управленческие расходы

1

2

3

4

1

8109

21903

13697

13 14860

33702

19372
5 24126

35475

11042

2 46692 76581

28889

6 50729 78417 26413
9 66579

82279

20556
3 71378 116565 43834
4 83304 139317 54508
14 90233 139722 42770
7 102338 149687 44716
10 108977 158161 37419
15 155565 221771 60932
11 157775 225792 56192
17 163552 176430

11529

8 218436 287056 65048
12 222019 297921 73114
18 223176 244843 22200
16 284117 374199 81486
19 360237 395322 32614
Итого 2452202 3255143 746331

 

Отсюда видно, что с увеличением себестоимости увеличивается и выручка от продаж, хотя в отдельных случаях такая зависимость не наблюдается. Это говорит о возможном наличии прямой корреляционной связи. Связь между величиной коммерческих и управленческих расходов и другими признаками не наблюдается.

Статистическую связь между двумя признаками можно изобразить графически. За x обозначается факторный признак, в данном случае себестоимость. За у обозначается результативный признак – выручка.

 

Рис. 2.1 Зависимость величины выручки от себестоимости

 

Линия, соединенная точками, называется «ломаная регрессии». Число точек ломаной регрессии соответствует числу предприятий.

Точнее определить наличие и тесноту связи можно с помощью различных показателей. Зная показатели, можно выявить те факторы, которые в данных конкретных условиях являются решающими и главным образом воздействуют на формирование величины результативного признака.

К показателям тесноты связи относится линейный коэффициент корреляции.

В статистической теории разработаны и на практике применяются различные модификации формул расчета данного коэффициента:

 ,(2.1)

 

где x – факторный признак;

y – результативный признак.

Выполнив несложные преобразования можно получить следующую формулу (2.2):

 

.(2.2)

 

При пользовании этой формулой отпадает необходимость вычислять отклонения индивидуальных значений признаков от средней величины, что исключает ошибку в расчетах при округлении средних величин.

Линейный коэффициент корреляции может принимать любые значения в пределах от -1 до +1. Чем ближе коэффициент корреляции по абсолютной величине к 1, тем теснее связь между признаками. Знак при линейном коэффициенте корреляции указывает на направление связи - прямой зависимости соответствует знак плюс, обратной – знак минус.

На основе данных таблицы 1.1(2.1), с помощью формулы (2.2), было определено два коэффициента корреляции.

Во-первых, коэффициент корреляции, показывающий степень тесноты связи между себестоимостью и выручкой от продаж.

Пусть x1 – величина себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Тогда, y – величина выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Отсюда r = 0,98, связь является прямой и очень сильной. Что значит, с увеличением себестоимости увеличивается и выручка.

Во-вторых, рассчитан коэффициент корреляции, показывающий степень тесноты связи между расходами и выручкой от продаж. В данной ситуации x2 – величина коммерческих и управленческих расходов, а y – величина выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг.

Коэффициент корреляции равен 0,66, что говорит о прямой связи между признаками.

Тесноту связи между факторными признаками можно также рассчитать по формуле (2.1), заменяя результативный признак на факторный:

 

.

(2.3)

 

= 0,51.

Полученная величина свидетельствует о наличии прямой зависимости между значениями себестоимости и расходов.

Для наглядности была построена матрица парных коэффициентов корреляции:

y – величина выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

x1 – величина себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;

x2 – величина коммерческих и управленческих расходов.

 

Таблица 2.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: