Российский и зарубежный опыт изучения личности менеджера и его роли в управлении предприятием (организацией)

Различные подходы в психологии по-разному трактуют понятие личность. Они создали свои теории личности.

В управлении широко применяются три теории личности:

1. Психоаналитическая теория (фрейдизм) – это первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Основателем ее является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он утверждал, что поведение в большей степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями. Они обусловлены инстинктами и подавленными желаниями, удовлетворение которых "запрещено" на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество.

Концептуальная модель личности по З.Фрейду состоит из трех "этажей":

Нижний этаж – "Оно" ("Ид") – бессознательное - это область инстинктов, в основном сексуальных (Эрос) и агрессивных (Танатос). Принцип работы этого этажа – принцип удовольствия.

Средний этаж – "Я" ("Эго") – подсознание – подчиняется принципу реальности. "Я" осуществляет цензуру импульсов, исходящих из "Оно", на основании допустимости их по "нормам" реальности, по принципу "можно - нельзя", или поощрения-наказания. Это логичное реалистическое мышление, связанное с когнитивными и интеллектуальными функциями. "Эго" решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены.

Верхний этаж – "Сверх-Я", ("Супер-эго") – сознание. Принцип работы этого этажа – принцип реальности и цензуры. Сознание осуществляет цензуру по морально-этическим нормам. Являясь морально-этической системой личности, "Супер-эго" развивается в связи с родительским воспитанием и социализацией личности. Оно представляет собой индивидуализированное отражение "коллективной совести" социума и включает в себя две подсистемы: совесть и "идеальное "Я". Совесть формируется посредством родительских наказаний, а "идеальное "Я" – посредством родительских одобрений. По мере формирования "Супер-эго" родительский контроль заменяется самоконтролем.

В норме все этажи личности работают согласованно, в целом можно рассматривать "Ид" как биологическую составляющую личности, Эго – как психологическую составляющую и "Супер-эго" – как социальную составляющую.

Теория психоанализа не предлагает менеджеру конкретных методов решения тех или иных практических проблем, но помогает понять причины поведения людей. Некорректное поведение человека, упорное сопротивление его чему-либо, неадекватность мнения об истинных целях чего-либо может быть объяснено его психологической защитой, несоразмерной жаждой признания гордыней и т.д. Поведение сотрудников в организации не всегда разумно и логично, сами люди не всегда способны объяснить свои импульсы, желания и поступки, поэтому менеджер должен увидеть и распознать скрытые мотивы этих проявлений.

2. Поведенческая теория (бихевиоризм, от англ. "behavior" – поведение), отрицающая сознание как предмет научного исследования сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.

По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт "испытуемого", можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958) на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок.

В данной теории личность представляет собой совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная реакция - R возникает на определенный стимул или ситуацию - S. Отношение S – R было объявлено единицей поведения.

3. Гуманистическая теория зародилась в 50-е годы в Калифорнии. Ее основоположникми и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй. Стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека. Главным предметом данной теории выступает личность как уникальная целостная система. Центральное место в структуре личности занимают культура и мораль.

А. Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.

Поведением человека управляют не инстинкты, а духовные ценности. Человек живет для духовного развития и самореализации (самоактуализации). Под самоактуализацией в психологическом смысле понимается тенденция человека к нравственному совершенствованию, которая усиливается по мере личностного роста человека. Главная идея гуманистической теории личности заключается в том, что человек живет не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить по-человечески. Человек высокоразвитый как личность, согласно этой теории, живет не ради удовлетворения своих биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.

Применительно к управлению гуманистический подход основан на теориях мотивации. Мотивация – совокупность причин психологического характера, побуждающих человека к деятельности. Чтобы заинтересовать человека в решении тех или иных задач, необходимо найти ту мотивацию, которая бы побудила его к действиям. А. Маслоу предложил теорию мотивации, в основу которой положена иерархическая структура потребностей личности. Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом, для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности.

Иерархия потребностей определяется их возрастанием по значимости для человека: на самом нижнем уровне – первичные (физиологические), затем важная потребность в безопасности и защищенности (защита от физической и психической опасности) и т.д. На самом высоком уровне находится потребность в самореализации

 
.

При этом Маслоу считал, что у большинства людей для осознания и реализации высших духовных потребностей должны быть более или менее удовлетворены низшие доминантные, физиологические потребности, являющиеся базовыми и обеспечивающие гомеостаз организма. Однако в исключительных случаях у людей с высоким творческим потенциалом и высокими духовными идеалами и потребностями может иметь место перестройка в "пирамиде потребностей" и высшие потребности могут занять доминантное положение при отсутствии удовлетворения базовых биологических мотивов (несмотря на голод, опасность и т.д.).

Пятифакторная модель личностных черт.

Основная процедура исследования, в результате которого выделяются основные факторы заключается в том, что индивиды оценивают себя и других людей по широкому кругу разнообразных черт, которые тщательно выбираются из словаря. Полученные оценки подвергаются факторному анализу, с тем, чтобы найти какие черты варьируются совместно. Норманн, опираясь в своей работе на ранние исследования Олпорта, Кэттела и других, подверг факторному анализу оценки, полученные людьми от окружающих, и обнаружил пять базовых личностных факторов. Сходные пятифакторные решения постоянно обнаруживались во многих исследованиях, проведенных разными учеными на данных, полученных из самых разных источников, на разных выборках и с использованием разных инструментов измерения. Более того, было показано, что все пять факторов обладают значительной надежностью и валидностью и относительно стабильно сохраняются в течение жизни взрослого человека.

В 1981 году Голдберг наряду с результатами своих исследований проанализировал и чужие работы. Пораженный совпадением результатов, он предположил, что "любая модель структурирования индивидуальных различий так или иначе будет сводиться, на некотором уровне, к чему-то вроде "большой пятерки" параметров". Так факторы получили свое название – большая пятерка. Слово "большой" означало признание того, что каждый из пяти факторов включает в себя множество более конкретных черт. В личностной иерархии факторы Большой пятерки почти такие же широкие и абстрактные, как и "суперфакторы" Айзенка. Хотя названия черт в Большой пятерке слегка отличаются у разных авторов, все они сводятся приблизительно к следующим чертам: нейротизм, экстраверсия, открытость, доброжелательность, сознательность. Нейротизм противопоставляет эмоциональной стабильности широкий спектр отрицательных эмоций, включая тревожность, печаль, раздражительность, нервное напряжение. Открытость опыту означает широту, глубину и сложность мыслей и переживаний человека. Экстраверсия измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности и способность радоваться жизни. Доброжелательность подразумевает под собой качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях. И последний параметр – сознательность – по преимуществу описывает целеустремленное и нацеленное на задачу поведение и социально требуемый контроль человека над собственными импульсами.

Сейчас в России насчитывается в среднем 6-7 млн. менеджеров (без продавцов). Получить такие данные довольно легко: необходимо взять количество зарегистрированных в России юридических лиц (около 1,2-1,4 млн. единиц), исключить из него, по разным оценкам, от 300 до 400 тыс. "подснежников" и двойных компаний, тогда приблизительно получится 1 млн. компаний, а так как большинство российских компаний - это предприятия среднего и малого бизнеса, следовательно, количество менеджеров в каждой из них колеблется от 5 до 10 человек.

Если говорить о неком обобщающем человеке из этих 6 - 7 млн., либо о всех них в целом, то ключевая и самая драматическая характеристика российского менеджера, которая является основной причиной низкой производительности менеджерского труда, заключается только в одном - в абсолютном отсутствии профессионализма. Такие выводы для наглядности необходимо представить в цифровом выражении. Если взять минимальный требуемый уровень профессионализма менеджера на европейском, восточном или американском рынке за 100%, то у российского менеджера он составит примерно 35-45%. В денежном выражении минимальный объем продаж одного сотрудника иностранной компании составляет 100-150 тыс. долл., в то время как в российских компаниях средняя выручка на сотрудника - 30-45 тыс. долл. Данная проблема обычно воспринимается российскими руководителями однобоко: для увеличения прибыли необходимо уволить две трети персонала, в то время как нужно продавать или производить в 3 раза больше продукции при таком же количестве сотрудников. В этом заключается другая слабая сторона российских менеджеров. Последние 15 лет в России сложилась такая ситуация, что тысячи новых людей приходили на работу, а уровень зарплат при этом был очень низким, поэтому большинство российских менеджеров вместо того, чтобы для повышения производительности грамотно расставлять бизнес-процессы, могли просто нанять больше людей. Однако, на данный момент макроэкономическую ситуацию в России отличает то, что ресурсы рабочей силы закончились, то есть может сложиться такая ситуация, когда новоприходящие на работу люди едва смогут заменить уходящих на пенсию. Поэтому, по моему мнению, либо менеджеры повышают свою производительность и производительность своего персонала в 3 раза или же окончательная теряют российский рынок.

Каковы сильные стороны российского менеджера в сравнении с иностранными коллегами?

Как это не парадоксально, но сильной стороной российского менеджера является то, что он ничего не знает. Так сложилось исторически, что экономические методы, которые были эффективны в России в тридцатые-восьмидесятые годы двадцатого века, теперь неприменимы, поэтому большинство менеджеров из России берут только современную экономическую литературу, по поводу которой на западе ведутся горячие споры, и начинают активно ее использовать. Кроме того, российские менеджеры очень креативны и могут найти нестандартное и очень эффективное решение любой проблемы. Именно благодаря этим качествам российские менеджеры очень востребованы на международном рынке.

Итак, в теоретической части работы мы представили краткую характеристику подходов к пониманию личности в целом и личности современного менеджера в частности. На основе существующих материалов мы представили описательную характеристику личностных черт, необходимых руководителю для успешной и продуктивной работы. Таким образом, цель, поставленная при написании теоретической части была достигнута.

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: