Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения

 

Распространение в эпоху Возрождения художественного коллекционирования было связано с открытием специфической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде, заинтересованностью собирателей в создании художественных коллекций. В течении художественного коллекционирования происходила «эмансипация от религиозных, политических, экономических потребностей культурно-эстетической потребности в собственно художественном общении. Такая эмансипация была обусловлена разрывом функциональных связей произведений искусства с нехудожественными сферами человеческой деятельности»[18]. Этот разрыв случился поначалу в восприятии искусства прошлого, чему способствовало коллекционирование, прежде всего, античных произведений, а затем постепенно и в самом современном искусстве. Все это привело к эмансипации искусства, которая является одним из важнейших для европейской культуры следствий ренессансных процессов[19]

Начало коллекционирования в средневековой Европе связано преимущественно с королевскими фамилиями, в чем проявилось определенное влияние, через Византию, наследия культуры античного Рима. Но нигде оно не достигло такого расцвета, как в Италии. В XII веке Венеция поддерживала морское первенство в Средиземном море, что повлияло на приток антикварных ценностей в метрополию[20].

Для эпохи Ренессанса характерен повышенный интерес к наследию прошлого, особенно во Флоренции XIV-XV вв. Многие состоятельные торговые дворы флорентийских купцов и аристократы увлекались составлением коллекций из монет, печатей, гемм, камей, медалей, гобеленов, икон, скульптуры, живописи, редких книг, предметов вооружения. Первое место среди флорентийских коллекционеров по широте интересов принадлежало роду Медичи. К XV-XVI вв. относится время создания одного из старейших в Европе музеев - галереи Уффици во Флоренции. Так на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность. Стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнц-кабинеты», «галереи», «пинакотеки». В XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии [21].

В Англии XVI-XVII веков в отличие от Франции, Испании, Австрии, проявлялся повышенный интерес к естественнонаучному и научно-техническому собирательству, коллекционированием занимались не только дворяне, но и ученые, садовники и врачи (коллекции Трейдескантов, Р.Мида, Дж.Кемпа). В этот период все коллекции в Англии носили комплексный характер, поэтому произведения изобразительного искусства имели значение и для зоологических, геологических, медицинских коллекций (рисунки растений, животных и т.п.)[22].

В это время начинают создаваться те коллекции, которые легли в основу большинства европейских музеев.

Далее, в середине шестнадцатого века, возникают княжеские кунсткамеры. Они считались камерами чудес: в них было все - кокосовые орехи, страусиные яйца, китовый ус, рогозубы, кости мамонта, чучела крокодилов и уродцев, морские раковины, руды, каменные штуфы, бриллианты, алмазы, утварь и сосуды из серебра, золота и хрусталя, которые считались равноценными наряду с оружием и снаряжением, чертежами, графикой и печатными книгами, научными инструментами, манекенами, монетами, медалями, мелкой пластикой, молитвенными изображениями, статуями и всеми видами живописи.

Одну из самых известных кунсткамер устроил в 1560 году в Дрездене Август I Саксонский. Этот курфюрст собирал, покупая по случаю и заказывая, специальные приборы. Все вещи размещались в семи комнатах его дворца. После его смерти в 1587 году был заведен список, из которого следует, что эта кунсткамера была известна своими математическими и астрономическими инструментами, часами, астролябиями, письменными принадлежностями, весами и циркулями, зеркалами, не считая изображений римских императоров, портретов князей и картин на библейские темы или памятных изображений и таких, которые относились к выдающимся событиям. Там были ландкарты, носовые украшения кораблей и морские раковины, рога меч-рыбы, точеные пули, табакерки и кубки из дерева, слоновой кости, мрамора и серпентина, орудия всевозможных ремесел и художеств, баллистические инструменты, многочисленные книги, деревянные и медные гравюры с видами городов и античных руин или с изображениями родословных древ, кавалькад и турниров.

XVIII век ознаменовался появлением в странах Западной Европы множества научных коллекций. Немало стимулов к этому давало общее направление развития наук, где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания. Это. к примеру, выражалось в создании описаний и классификаций видов животных и растений (К. Линней. Ж. Бюффон) и в сос-тавлении географии растений (В. Гумбольдт). Многие ученые под влиянием веяний времени становились увлеченными коллекционерами, например. М.В.Ломоносов и И.В.Гете, известный не только как гениальный поэт и писатель, но и как естествоиспытатель и один из основоположников сравнительной анатомии. Уже в XIX веке Ч. Дарвин начинал свой путь в науку с составления коллекций минералов и насекомых. Следовательно, систематизаторская деятельность ученых XVIII века создала базу для появления в XIX веке эволюционных теорий.

Таким образом, одной из характерных черт коллекционирования этого времени было постепенное расширение сословного состава собирателей за счет приобщения к собирательству представителей буржуазии и лиц свободных профессий, что повышало их социальный престиж и приносило им духовное удовлетворение. По данным 1563г. в Нидерландах насчитывалось около двухсот кабинетов монет и медалей, доступных для людей третьего сословия, более ста семидесяти подобных предметов было в Германии, около двухсот – во Франции, и более трехсот восьмидесяти – в Италии[23]. Коллекционерство приобрело массовый характер. В Англии в 1586г. было создано первая организационная форма объединения коллекционеров – Колледж антикваров.

Именно в XVII-XVIII веках, и возникают крупнейшие собрания Европы, которые в дальнейшем легли в основу ведущих современных музеев мира.

С этого времени полностью проявляется коллекционерская страсть, которая чем дальше, тем больше сплеталась с научными интересами и художественным вкусом.

Одним из ревнителей этого движения был Пьер-Жан Мариетт, у которого, как оказалось при продаже с аукциона в 1774-75 году в Париже его наследной коллекции, было более шести тысяч одних рисунков. Он был агентом по закупке художественных произведений для Евгения Савойского и занимался собирательством. Случай помог ему приобрести несколько сотен драгоценных листов из наследия парижского коллекционера Кроза (умер в 1740 г.). Большей частью Мариетт собирал иллюстрированные произведения, созданные в эпоху Ренессанса (Италия), затем Рубенса, Рембрандта и других нидерландцев. Был представлен шестью листами и Дюрер. Мариетта положил начало традиции отдавать предпочтение твердому авторству.

Таким образом, в ходе демократизации культуры в эпоху Просвещения складывалась идея публичности личных художественных собраний. На европейском континенте зарождение музеев, в том числе художественных, происходило в результате постепенного перерастания закрытых собраний монархов в общедоступные учреждения.

С конца XVII века во Франции, Германии, Италии коллекционерами были купцы, крупные финансисты, банкиры, представители третьего сословия. Художественным коллекционированием занимались частные лица с высоким социальным статусом и имущественным цензом — придворные аристократы, интеллектуальная элита.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: