С одной стороны, всё это говорит о том, что чрезвычайных угроз от поставщиков продукции для предприятия нет. Имея ОАО «Ростех» в качестве своего официального дилера, предприятия-производители сами заинтересованы в обоюдовыгодном сотрудничестве: темпы реализации продукции компанией ОАО «Ростех» неуклонно растут и в большинстве случаев определяют и темпы реализации своей продукции компаниями-производителями.
Так как поставщиков у компании имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается, наоборот, у предприятия есть возможности получать качественную продукцию, отвечающую требованиям заказчиков.
С другой стороны, опасение может вызвать то, что поставки продукции не всегда стабильны, то же касается и цен поставщиков. Кроме того, большинство поставщиков расположено в странах ближнего зарубежья, что затрудняет поставки.
В настоящее время выбор поставщика происходит без экономическо-математического обоснования. Для расчета выбрана многофакторная экономико-математическая модель, которая представлена на рисунке 1.
|
|
Рис.1. – Модель выбора поставщика
Следует обратить особое внимание на соотношение «цена/качество» или
«затраты/качество». Целевая функция имеет вид:
F = f(S;K;Q;N;U), (1.)
где S; К; Q; N; U - факторы, влияющие на принятие решения:
S - общая сумма предполагаемых затрат заказчика на приобретение и доставку;
К - качество поставляемой продукции;
Q - оценка соотношения «цена/качество» продукции;
N - надежность поставщика;
U - финансовая устойчивость предприятия.
Проведем анализ поставщиков семи предприятий:
П1 – «Калицино» г. Москва;
П2 - "Викселен» Ленинградская область;
П3- ООО «Полесье» г. Самара;
П4 - «Греал» ООО Пензенская область;
П5 – «Брянсксбыт» ОАО;
П6 – «Лита» ООО, г. Чебоксары;
П7 – «КиТ» ООО г. Сызрань.
Таблица 2.
Сумма затрат на приобретение продукции
Таблица 1 | ||||||
кции | ||||||
И] | И2 | ИЗ | II4 | Иs | И6 | И7 |
800 | 820 | 815 | 810 | 800 | 811 | 816 |
100 | 100 | 50 | 50 | 100 | 250 | 100 |
80 | 82 | 40,75 | 40,5 | 80 | 202,8 | 81,6 |
5 | 5 | 10 | 10' | 5 | 2 | 5 |
400,0 | 410,0 | 407,5 | .405,0 | 400,1L | 05,5 I 408,0 | |
Таблица 1 | ||||||
кции | ||||||
И] | И2 | ИЗ | II4 | Иs | И6 | И7 |
800 | 820 | 815 | 810 | 800 | 811 | 816 |
100 | 100 | 50 | 50 | 100 | 250 | 100 |
80 | 82 | 40,75 | 40,5 | 80 | 202,8 | 81,6 |
5 | 5 | 10 | 10' | 5 | 2 | 5 |
400,0 | 410,0 | 407,5 | .405,0 | 400,1L | 05,5 I 408,0 |
Затраты | Поставщики | ||||||
П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
Цена за 1 коробку дискет, с НДС, руб. | 8232 | 9548 | 12264 | 16072 | 13244 | 7000 | 7168 |
Объем разовой поставки, коробок | 25 | 25 | 25 | 10 | 50 | 50 | 25 |
Стоимость продукции, тыс. руб. | 205,8 | 238,7 | 306,6 | 160,72 | 662,2 | 350 | 179,2 |
Кол-во поставок за весь период работ | 4 | 4 | 4 | 10 | 2 | 2 | 4 |
Итого затрат на приобретение продукции, тыс. руб. | 823,2 | 954,8 | 1226,4 | 1607,2 | 1324,4 | 700 | 716,8 |
|
|
Данные таблицы 2. не содержат затрат на доставку продукции. Сумма затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы рассчитывается в зависимости от дальности перевозки, стоимости бензина, количества поставок, расхода бензина на 1 км. (см. таблицу 3).
Таблица 3
Дальность перевозки (км.)
| Поставщики | |||||||
Вид транспорта | П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
Автомобиль, км | 250 | 120 | 500 | 300 | 400 | 450 | 200 | |
Таблица 4
Сумма затрат на закупку и доставку продукции
Затраты | Поставщики | ||||||
П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
Цена за 1 коробку с НДС, руб. | 8232 | 9548 | 12264 | 16072 | 13244 | 7000 | 7168 |
Объем разовой поставки, коробки | 25 | 25 | 25 | 10 | 50 | 50 | 25 |
Стоимость продукции, тыс. руб. | 205,8 | 238,7 | 306,6 | 160,72 | 662,2 | 350 | 179,2 |
Кол-во поставок за весь период работ | 4 | 4 | 4 | 10 | 2 | 2 | 4 |
Транспортные расходы, тыс.руб. | 15,68 | 7,53 | 31,36 | 47,04 | 14,896 | 14,1 | 12,54 |
Итого затрат на приобретение продукции, тыс. руб. | 838,88 | 962,33 | 1257,76 | 1654,24 | 1339,3 | 714,1 | 729,34 |
Таблица 5
Надежность поставщика
Показатели | Поставщики | ||||||
П1 | П2 | П3 | П4 | П5 | П6 | П7 | |
Объем поставок в срок, % | 90 | 95 | 97 | 80 | 85 | 88 | 90 |
Объем поставок с отставанием на 1-5 дней, % | 5 | 3 | 3 | 10 | 7 | 12 | 10 |
Объем поставок с отставанием на 5-10 дней, % | 5 | 2 | 0 | 6 | 5 | 0 | 0 |
Объем поставок с отставанием от срока более, чем на 10 дней, % | 0 | 0 | 0 | 4 | 3 | 0 | 0 |
Анализ поставщиков сырья, материалов и инструмента непосредственно для производственного процесса говорит о следующем. ОАО «Ростех» имеет широкую сеть поставщиков, в состав которой входят такие известные организации, как «Калицино» г. Москва, «Викселен» Ленинградская область, ООО «Полесье», «Брянсксбыт», «Греал» и др. Эти поставщики довольно давно фигурируют в отрасли и успели себя зарекомендовать как надёжные партнёры. Кроме того, если вдруг возникнут какие-либо проблемы с одни из них, предприятия легко сможет это компенсировать за счёт сотрудничества с другими.
Крупными постоянными покупателями продукции ОАО «Ростех» являются Управление исполнения наказаний (УИН- 38 %), бюджетные организации (31 %) и ООО, ИЧП, ПБОЮЛ Засвияжского и Железнодорожного районов. По заключенным договорам на поставку продукции оплата производится в течение 10 –и банковских дней с момента отгрузки товара со склада предприятия, но покупатели не выполняют условия договора и задерживают платежи.
Таблица 6
Анализ покупателей
Наименование | Сумма задолженности, тыс. руб. | отклонение % 04/03 05/04 | средние сроки возврата | |
2003 г. | 2004 г. 2005 г. | |||
Управление исполнения наказаний | 693,82 | 1 256,65 1987,3 | 181,1 121,3 | 48 суток |
Бюджетные организации | 523,01 | 763,71 1200,01 | 146,0 187, 6 | 29 суток |
ООО, ИЧП, ПБОЮЛ Железнодорожного района | 95,41 | 163,70 100,30 | 171,6 79, 5 | 19 суток |
ООО, ИЧП, ПБОЮЛ Засвияжского района | 101,76 | 170,94 214,38 | 168,0 202.4 | 21 сутки |
ИТОГО | 1 414,00 | 2 355,00 3358, 04 |
В связи с тем, что эти организации являются постоянными клиентами, но дебиторская задолженность по сравнению с началом года выросла на 66, 6%, то предлагаю в договоре на поставку продукции вместо «оплата производится в течение 10 – и банковских дней с момента отгрузки товара со склада поставщика» переделать на «предоплата производится в размере 30 % в течение 2 – х банковских дней с момента выставления счета Поставщиком, остальные 70% в течение 5 банковских дней с момента получения товара со склада поставщика». В случае если покупатель делает предоплату в размере 50 % или 100 %, ему дополнительно делается скидка в 5 %.
Основными потребителями продукции компании являются предприятия по всей России, имеющие компьютерную технику: начиная от крупных металлургических и химических заводов и заканчивая хлебокомбинатами и т.п. Потребители положительно относятся к продукции предприятия, отдают ей предпочтение из-за качества, возможности осуществления комплексной закупки, высокого уровня консультационных и инженерных услуг.
|
|