Глава 2. Организация проведения аудита по учету кассовых операций предприятия ООО «АгросЭко К»

Составление перечня нормативно-правовых актов и внутрихозяйственных регламентов на предприятии ООО «АгросЭко К».

Аудиторская деятельность – деятельность, осуществляемая в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», другими законодательными и иными нормативными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих ему услуг.

Для обоснованного проведения аудита кассовых операций аудитору следует ознакомиться с перечнем нормативно-правовых актов и внутрихозяйственных регламентов (таблица 2.1. и 2.2).

Таблица 2.1.

Реестр нормативно-правовых актов

№ п/п

Наименование документов Кем и когда утверждён Использование информации

1.

Федеральный

Принят

Устанавливает

 

закон

Государственной Думой

правила ведения

 

«О бухгалтер-

23 февраля 1996 г.

бухгалтерского учета

 

ском учете»

Утвержден Советом РФ 20 марта

 

 

 

1996 г. и Президентом РФ21 ноября 1996 г.

 

 

 

№129-ФЗ(с учетом последующих

 

 

 

изменений и дополнений)

 

2.

Федерапьный

Принят

Устанавливает

 

закон

Государственной Думой

правила

 

"Об аудиторской

13 июля 2001г.

аудиторской

 

деятельности"

Утвержден

деятельности

 

 

Советом РФ 20 июля 2001 г.

 

 

 

и Президентом РФ7 августа 2001 г. № 119-ФЗ

 

 

 

(с учетом последующих

 

 

 

изменений и дополнений)

 

3.

Порядок ведения

Письмо Центрального банка России №

Устанавливает порядок

 

кассовых операций в РФ

40 от 22 сентября 1993 г.

ведения кассовых операции

4.

Закон РФ № 5215-1

ред. от 30 декабря 2001 г.

Устанавливает

 

От 18 июня 1993 г.

 

порядок применения

 

«О применении

контрольно-кассовых

 

контрольно-кассовых

машин

 

машин при осуществлении

 

 

 

денежных расчетов с населением»

 

 

5.

ПБУ 4/99

утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6

Устанавливает порядок

 

"Бухгалтерская отчётность"

июля 1999 г.

составления отчетности

6.

Методические указания по

Приказ Минфина РФ № 49 от 13

Устанавливает

 

инвентаризации имущества

июня 1995 г.

порядок проведения

 

и финансовых обязательств

 

инвентаризации

7.

Порядок регистрации

Приложение к Приказу ГНС РФ №

Устанавливает

 

контрольно-кассовых

ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г.

порядок регистрации

 

машин в налоговых органах

 

кассовых машин

8.

Методические рекомендации

Приложение к письму ГНС РФ №

Устанавливает

 

по вопросам применения

НИ-6-07/152от 5 мая 1994 г.

порядок применения

 

контрольно-кассовых машин при

 

ККМ

 

осуществлении денежных

 

 

 

расчетов населением

 

 

9.

Типовые правила эксплуатации

Постановление МФ РФ № 104 от

Устанавливает

 

контрольно-кассовых

30 августа 1993 г.

правила эксплуатации

 

машин при осуществлении

 

ККМ

 

денежных расчетов с населением

 

 

10.

Об установлении

Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001

Устанавливает

 

предельного размера

г.№ 1050-у

предельный размер

 

расчетов наличными

 

расчетов наличными

 

деньгами в РФ между

 

деньгами

 

юридическими лицами

 

 

 

по одной сделке

 

 

11.

Альбом

утв. Постановлением Госкомстата

Устанавливает

 

унифицированных

РФ № 88 от 18 августа 1998 г. ред. от

правила заполнения

 

форм первичной

3 мая 2000 г.

первичных

 

учетной докумен-

 

документов

 

тации по учету

налоговых операций

 

 

12.

Альбом

утв. Постановлением Госкомстата

Устанавливает

 

унифицированных

РФ № 132 от 25 декабря 1998 г.

правила заполнения

 

форм первичной

 

первичных

 

учетной докумен-

 

документов

 

тации по учету

 

 

 

денежных расчетов с

 

 

 

населением при

осуществлении

 

 

 

торговых операций с

 

 

 

применением

 

 

 

контрольно-кассовых

 

 

 

машин

 

 

Порядок ведения кассовых операций на предприятиях РФ регламентируется:

♦ Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской федерации от 22 сентября 1993 г. № 40;

♦ Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П, утвержденным советом директоров Банка России 19.12.1997 г., протокол № 47;

♦ Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

♦ письмом Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 17 февраля 1994 г. № 14-4/35 «О разъяснениях по применению "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации"»;

♦ письмом Центрального банка Российской Федерации «По вопросам упорядочения налично-денежного обращения» от 28 января 1997 г. № 14-4/50;

♦ Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях».

 

Источники информации для проведения аудиторской проверки в

ООО «АгросЭко К».

Целью аудита операций с денежными средства­ми на организации ООО «АгросЭко К» является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дис­циплины, правильностью и эффективностью использования де­нежных средств, обеспечение сохранности денежной наличности и денежных документов в кассе.

Перед аудитом в области учета денежных средств и расчетов стоят следующие основные задачи:

1) проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;

2)  проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РФ и кассовой дисциплины;

3)  соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

4)  соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;

5)  контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;

6)  соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;

7)  соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.

В соответствии с нормативными документами каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Помещение кассы для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств должно быть оборудовано и защищено в соответствии с действующим порядком. Всю полноту ответственности за создание таких условий несет руководитель (директор) предприятия.

Сумма наличных денег, которая может находиться в кассе на конец рабочего дня, определяется лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. Лимит кассового остатка каждому предприятию определяется индивидуально банком с помощью расчета по форме № 0408020, утвержденной Положением Центрального банка РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ», и при необходимости может быть пересмотрен. Расчет лимита остатка кассы подписывают руководитель и главный бухгалтер предприятия. Этот расчет предприятие должно представить в обслуживающий его банк.

Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий, но не свыше трех дней, включая день получения денег в банке.

В случае если предприятие не представило расчет ни в один из обслуживающих его банков, лимит остатка кассы считается нулевым, а денежная наличность в кассе — сверхнормативной и в обязательном порядке должна сдаваться в банк.

На основании заключенного договора о полной индивидуальной материальной ответственности (Приложение 12) кассир несет ответственность за сохранность средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и ведение кассовой книги.

Наличные деньги в кассу кассир принимает по приходному кассовому ордеру (форма № КО-1), подписанному главным бухгалтером, с выдачей лицу, сдающему деньги в кассу, квитанции о приеме. Деньги из кассы кассир выдает по расходному кассовому ордеру (форма № КО-2) на основании платежных ведомостей, заявлений о произведенных расходах с приложенными к ним товарными чеками, квитанциями, справками, удостоверяющими факт расходования денег, и иными оправдательными документами.

Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную нумерацию и регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров представляет собой учетный регистр следующего вида:

Приходные и расходные кассовые ордера заполняются бухгалтером собственноручно, без подчисток и исправлений.

Все факты поступления и выдачи наличных денег отражаются в кассовой книге, страницы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны сургучной бумагой и заверены подписями директора и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге (Приложение16) ведутся под копирку в двух экземплярах. Второй экземпляр является отрывным и представляет собой отчет кассира (Приложение17), который ежедневно, в конце рабочего дня, передается в бухгалтерию с приложенными к нему приходными и расходными документами.

Подчистки в кассовой книге запрещены, а исправления в ней возможны только с заверяющей подписью кассира и главного бухгалтера. В отчете кассира подсчитываются итоги прихода и расхода денежных сумм за день и определяется остаток на конец дня. На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассира. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Порядок ведения кассовых операций систематически проверяется банком, обслуживающим данное предприятие. За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) с организаций взимаются штрафы. В частности, штрафные санкции к предприятию применяются за нарушение установленного банком лимита остатка средств в кассе. Сумма штрафа — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 КоАП РФ).

При выдаче денег из кассы необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными. В настоящее время письмом Центрального банка Российской Федерации от 14 ноября 2001 г. № 1050-У сообщено о разрешении с 21 ноября 2001 г. производить расчеты между юридическими лицами наличными деньгами в суммах, не превышающих 60 тыс. руб. по одной сделке. Предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать 60 тыс. руб. Если произвести расчеты по двум различным договорам, то денежный оборот может составить по этим расчетам не более 120 тыс. руб. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ), за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется штраф в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 КоАП РФ).

На основании Инструктивного письма Центрального банка РФ от 16 марта 1995 г. № 14-4/95 «Разъяснения по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью» штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя). Расчеты наличными с участием физических лиц (даже если это касается ведения предпринимательской деятельности) проводятся без ограничения суммы платежа (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У).

Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном, балансовом счете 50 «Касса».

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах предприятия.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса предприятия»

50-2 «Операционная касса»

50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса предприятия» учитываются денежные средства в кассе предприятия. Когда предприятие производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитываются наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т. п. Он открывается организациями (в частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе предприятия почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение.

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По указанию руководителя предприятия, а перед составлением годового отчета не ранее 31 декабря, проводится инвентаризация средств в кассе. Ее осуществляет комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Инвентаризация оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия, а недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». В случае отказа кассира погасить недостачу предприятие вправе оформить исковое заявление в судебные органы.

Предприятие может приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в уполномоченных банках для оплаты командировочных расходов работников.

По окончании служебной зарубежной командировки командируемое лицо обязано представить авансовый отчет в течение 10 календарных дней с даты окончания командировки.

Нормативно-правовые акты устанавливаются на государственном уровне и обязательны для исполнения.

Внутрихозяйственные регламенты устанавливаются самим предприятием на основании нормативной базы в соответствующей области. Контроль за их выполнением несёт руководство предприятия.

Таблица 2.2.

Перечень внутрихозяйственных регламентов по учёту кассовых операций, регулирующих деятельность организации

Наименование регламента Содержание информации   Назначение регламента
1. Устав и Учредительный договор предприятия Цель и задачи, размер уставного капитала, порядок его создания Контроль дисциплины использования правовых регламентов
2. График документооборота Порядок составления первичных документов и учётных регистров, сроки представления, использования Контроль за использованием документов по целевому признаку
3. Должностные инструкции работников бухгалтерии Состав обязанностей прав и ответственности бухгалтера материального стола Контроль за использованием обязанностей
4. Учётная политика организации Учётная политика в отношении расчётов с подотчётными лицами Соответствие Законодательным документам
5. Положение об оплате труда рабочих, специалистов и служащих организации Предусмотрена система оплаты, содержащая все виды выплат Контроль за соблюдением фонда оплаты труда

Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок – это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверки необходимо сопоставить кассовые документы с прочими.

Основными документами, которые необходимо изучить при проверки кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; Приходные и расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных и расходных ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.

Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе ООО «АгросЭко К» отражаются в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:

· Главной книге;

· Журнале-ордере №1 и ведомости №1

· Регистрах синтетического учета кассовых операций по счету 50

· Бухгалтерскому балансу (ф.№1, строка 261) (Приложение18)

· Отчете о движении денежных средств (ф.№4).(Приложение 19)

Составление плана и программы проведения проверки и методика проведения отдельных этапов аудиторской проверки

При проведении аудита кассовых операций необходимо принимать во внимание уровень существенности. Для нахождения уровня существенности можно использовать следующую таблицу.

Значение уровня существенности для конкретной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности в обязательном порядке фиксируется в общем плане аудита.

Таблица 2.1

Значение уровня существенности

Наименование базового показателя Значение базового показателя предприя-тия Доля, % Значение преме- няемого для на- хожения уровня существенности
1 2 3 4
Балансовая прибыль - 5 -
Валовый объем реализации без НДС 44469 2 889,38
Валюта баланса 38128 2 762,56
Собственный капитал -253,5 10 -25,35
Общие затраты предприятия 29381,5 2 587,63

 

Показатель «Балансовая прибыль» не находит отражение в данной таблице, а показывает убыток.

Определяется единый уровень существенности как средняя величина значений, приведенных в графе 4.

(889,38+762,56+(-25,35)+587,63) / 4 = 553,55 руб.

Аудитор отбрасывает значение не сильно отклоняющее его и округляет значение.

(500/553,55) * 100% = 90,33%  

Подготовка общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, оценке системы внутреннего контроля. Аудиторская организация независима в выборе приемов и методов аудита и несет полную ответственность за результаты своей работы в общем плане аудита. В общем плане аудита следует предусмотреть следующие вопросы:

1. конкретные участки учета, подлежащие аудиту;

2. состав аудиторской группы, привлекаемой к проведению аудита;

3. распределение аудиторов в соответствии их профессиональными качествами по конкретным участкам учета;

4. стандарты и документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;

5. предполагаемые сроки работы аудиторской группы;

6. бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;

7. предполагаемые сроки работы аудиторской группы;

8. контроль руководителя аудиторской группы за выполнением общего плана аудита и качеством работы аудиторов за ведение ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

Аудитор определяет в общем плане аудита роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов. В процессе проведения аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые в план изменения, а также причины этих изменений следует подобно документировать конкретные требования к содержанию и оформлению общего плана аудита устанавливающиеся внутренними стандартами аудита.

Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы. Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений. Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

Общий план аудита включает наименование проверяемой организации, период проведения аудита, отражает состав аудиторской группы и их руководителя, конкретно планируемые виды работ (таблица 3.4).

Таблица 2.3.

Общий план аудита

Проверяемая организация

ООО «АгросЭко К»

Период, за который проводится аудит

с 01.12.2009 по 31.12.2009г.

Период проведения аудита

с 12. 12.2009 по 23. 12.2009 г.

Количество человеко-часов

240

Руководитель аудиторской группы

Максимова Л.В.

Состав аудиторской группы

Колупаева Е.В. Антонова И.М.

Планируемый аудиторский риск                    

низкий

Планируемый уровень существенности        

90,33%
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечания
1. Предварительное знакомство с экономическим субъектом  01.12.2009 г. 24 чел. час  Максимова Л.В. Колупаева Е.В. Антонова И.М.  
2. Оценка системы внутреннего контроля 13.12.2009 г.. 16 чел. час Колупаева Е.В. Антонова И.М.  
3. Составление общего плана и программы аудита  13.12.2009 г. 8 чел. час Максимова Л.В.  
4. Аудит ведения кассовых операций с 14.12.2009 г. по 22.12.2009 г. 168 чел. час  Максимова Л.В. Колупаева Е.В. Антонова И.М. Сплошным методом
5. Консультации по устранению выявленных ошибок    23.12.2009  г. 8 чел. час Антонова И.М.  
6. Составление аудиторского заключения 23. 12.2009 г. 16 чел. час  Максимова Л.В. Колупаева Е.В.    

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских этапов, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа аудита кассовых операций содержит инвентаризацию кассовой наличности, проверку приходных и расходных кассовых документов, соответствия данных первичного учёта журналам-ордерам и ведомостям, а также соответствия данных регистров синтетического и аналитического учёта данным главной книги и баланса (таблица 2.4.).

Таблица 2.4.

Программа аудита

Проверяемая организация

 

 

ООО «АгросЭкоК»

Период, за который проводится аудит

с 01.12.2009 г.

по 31.12.2009 г.

 

 

 

 

 

Период проведения аудита

 

 

с 12. 12.2009 г.

 

 

 

 

 

по 23. 12.2009 г.

Количество человеко-часов

 

 

 

240

Руководитель аудиторской группы

 

 

Максимова Л.В.

Состав аудиторской группы

 

 

Колупаева Е.В

Антонова И.М.

Планируемый аудиторский риск                    

 

 

низкий

Планируемый уровень существенности        

 

 

90,33%

№ п/п

Этапы

аудиторской

проверки

 

Период

проведения

 

 

Исполнитель

 

Источники

аудиторских

доказательств

 

Процедуры

получения

аудиторских

доказательств

 

 

1.

Предварительное знакомство с экономическим субъектом

12. 12.2009 г.

24 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

 

 

2.

Оценка системы внутреннего контроля

13. 12.2009 г.

16 чел. час

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

 

 

3.

Составление общего плана и программы аудита

13. 12.2009 г.

8 чел. час

 Максимова Л.В.

 

 

4.

 

а.

Аудит кассовых операций:

Инвентаризация

кассовой

наличности;

14. 12.2009 г.

24 чел. час

Максимова Л.В.

Антонова И.М.

Колупаева Е.В.

 

Приходные и

расходные

кассовые ордера.

Кассовая книга. Отчет

Сплошная встречная

документальная

проверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

кассира.

Документы,

подтверждающие

законность

проведения

кассовых

операций.

Документы банка, устанавливающие лимит хранения денежных средств в кассе. Чековая книжка, выписки банка. Журналы регистрации ПКО и РКО, регистры синтетического и аналитического учета по счету 50.

Прослеживание учетных записей по отражению кассовых операций.

б.

Проверка

приходных

кассовых

документов;

15. 12.2009 г.

24 чел. час

Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

 

Инвентаризация кассовой наличности, арифметический пересчет, встречная проверка документов. Опрос кассира и главного бухгалтера. Анализ нехарактерного сальдо по счету 50, анализ нетиповых корреспонденций счетов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в.

Проверка

расходных

кассовых

документов и

т.д.;

16. 12.2009 г.

24 чел. час

 

Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

Проверка

соответствия

данных

первичных

документов

данным ЖО

№1-АПК и

Ведомости

№1АПК;

19. 12.2009 г. по 20. 12.2009 г.

48 чел.час

 

 

Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова А.М.

 

 

 

 

ЖО№1.

Ведомость №1

 

 

 

 

Сопоставление,

аналитические

процедуры.

 

 

д

Проверка соответствия данных регистров

синтетического и аналитического

21. 12.2009 г. по 22. 12.2009 г.

48 чел. час

 

Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

Антонова И.М.

 

 

Главная книга и баланс

Сопоставление, аналитические процедуры

 

данным главной книги и баланса.

 

 

 

 

5.

Консультации по устранению выявленных ошибок и составление отчета аудитора по результатам проведения аудита

 23. 12.2009 г.

8 чел. час

Антонова И.М.

 

 

6.

Составление аудиторского заключения

23. 12.2009 г.

16 чел. час

 Максимова Л.В.

Колупаева Е.В.

 

 

 

                   

Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.

Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.(Приложение23)

Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.

По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.

Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.

В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур. 

Аудит кассы и кассовых операций проводится по трем основным направлениям:

1) инвентаризация денежной наличности;

2) проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступивших в кассу;

3) проверка правильности списания денег в расход.

Основными задачами аудита кассы и кассовых операций являются:

- проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;

- проверка соблюдения Правил ведения кассовых операций в РФ и кассовой дисциплины;

- соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

- соблюдение установленного порядка хранения чековых книжек, выписки чеков и получения по ним денег;

- контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации товарно-материальных ценностей и услуг за наличный расчет;

- соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;

- соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой налич-ности;

- проверка законности, достоверности и целесообразности кассовых операций.

Инвентаризация кассовой наличности должна проводиться внезапно, т.е. немедленно после прибытия аудитора на предприятие для проверки.

При временном отсутствии кассира помещение кассы опечатывается, и инвентаризация ее проводится но прибытию кассира. Если кассир отсутствует длительное время, на предприятии создается комиссия, проводится инвентаризация кассовой наличности и передача кассы другому материально ответственному лицу.

 Инвентаризация кассы проводится в присутствии главного бухгалтера и кассира. Если на предприятии выплату заработной платы, кроме кассира, производят другие должностные лица, за которыми на начало проверки числятся остатки наличных денег, необходимо в день инвентаризации кассы потребовать от них отчета за полученные суммы.

Кассовые операции на время инвентаризации кассы прекращаются и лишь в исключительных случаях с разрешения и в присутствии аудитора могут быть выполнены. До начала инвентаризации кассы аудитор должен выяснить: не хранятся ли в кассе деньги, принадлежащие другим организациям.

Кассир до начала инвентаризации делает в письменной форме заявление о находящихся в кассе денежных средствах, принадлежащих профкому предприятия, кассе взаимопомощи. В этом случае необходимо пригласить председателя и членов ревизионной комиссии профкома (кассы взаимопомощи) и провести одновременную совместную инвентаризацию кассы предприятия и кассы профкома (кассы взаимопомощи).

 До начала проверки наличия денежных средств и других ценностей в кассе кассир должен составить кассовый отчет.

 В отчет включаются все приходные и расходные документы, имеющиеся в кассе. Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные правилами ведения кассовых операций, во внимание не принимаются и в отчет кассира не включаются.

 В период выплаты заработной платы в кассе могут быть частично оплаченные платежные ведомости. Если срок оплаты платежных ведомостей истек, они закрываются и включаются в отчет кассира.

Если срок оплаты не истек, поступают по одному из следующих вариантов:

1) если сумма выплаты значительная, ведомость закрывают и проводят по последнему кассовому отчету;

2) если по ведомости только начата выплата, на ней делают отметку о фактически произведенной выплате до начала инвентаризации, которую заверяют своими подписями аудитор, кассир и главный бухгалтер. При этом аудитор и кассир подсчитывают выданные по платежным ведомостям суммы и указывают их в акте;               

3) выплаченные по платежным ведомостям суммы засчитывают в остаток наличных денег в кассе. Это делается для того, чтобы не закрывать досрочно ведомости и не возлагать на бухгалтеров трудоемкую работу по составлению реестра депонированной заработной платы. Для этого указанные суммы (суммы, по которым есть расписка в получении) подсчитываются по каждой ведомости вначале аудитором, и против каждой выплаченной суммы делается пометка "Учтено или выдано до инвентаризации". В конце ведомости делается пометка "До инвентаризации по настоящей ведомости выплачено, и указывается сумма". Вторым такие ведомости считает кассир. В акте инвентаризации кассы эта сумма указывается отдельно по каждой ведомости.

До инвентаризации кассовой наличности кассиру предлагается подписать расписку о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на денежные средства включены в отчет и сданы в бухгалтерию, все денежные средства, поступившие в кассу, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Это необходимо для предотвращения заявлений кассира после проверки кассы о наличии у него документов, не включенных в последний кассовый отчет.

Аудитор должен тщательно проверить правильность кассового отчета и выведения остатка наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток денег проверяется с учетом остатка по балансу на первое число месяца. При проверке кассового отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов аудитор должен сопоставить номера последних приходных и расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журналах регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций.

Если будут обнаружены расхождения в сумме или нумерации ордеров, необходимо выяснить причины. После проверки кассового отчета аудитор визирует отчет и все, приложенные к нему приходные и расходные кассовые документы с указанием: "До инвентаризации, на... (дата)". Это необходимо для того, чтобы не допустить в дальнейшем никаких исправлений в кассовом отчете. Проверенный и завизированный аудитором отчет передается в бухгалтерию для выведения сальдо по счету "Касса" на момент инвентаризации кассовой наличности. После этого проводится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе. Для этого кассир предъявляет имеющиеся в кассе деньги, денежные документы и другие ценности. Деньги и другие ценности пересчитывает кассир в присутствии аудитора и главного бухгалтера или другого члена комиссии.

Денежные средства пересчитываются по каждой купюре в отдельности (обычно начиная с купюр высшего и заканчивая купюрами низшего номинала). При наличии значительного количества купюр необходимо составить опись, в которой указываются достоинство купюр, их количество и сумма. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы. Кассир должен дать расписку в том, что все указанные в акте суммы денежных средств, документы и другие ценности приняты им на ответственное хранение. Ниже приводится образец указанного акта. При установлении излишков или недостачи денег и других ценностей в кассе, а также при наличии временных расписок о заимствовании денег из кассы аудитор обязан потребовать от кассира письменное объяснение о причинах недостачи или излишка.(Прил. С).

Если инвентаризация кассовой наличности проводится аудитором, акт составляется в 3-х экземплярах, один из которых прилагается к справке (акту) проверки, второй передается в бухгалтерию субъекта хозяйствования, а третий остается у материально ответственного лица.

Находящиеся в кассе почтовые и гербовые марки, лотерейные билеты, путевки в дома отдыха и санатории принимаются к учету как денежные документы, при их пересчете составляются специальные описи, в которых указывается их наименование, серии, номера, сроки действия и другие специфические признаки, а также номинальная стоимость. Отдельно при пересчете составляется опись по бланкам строгой отчетности, в которой указываются виды бланков, номера, количество по каждому виду.

По лимитированным чековым книжкам целесообразно составить отдельную опись с указанием даты их получения в банке, номеров использованных и оставшихся чеков.

По чековой книжке на получение наличных денег сопоставляется номер последнего корешка чека с номером в отчете кассира. Обращается внимание на наличие в чековой книжке подписанных незаполненных чеков распорядителя кредита.

Фактический остаток денежных документов и бланков строгой отчетности, установленный при инвентаризации, сопоставляется с остатками по данным бухгалтерского учета по счету 56 "Денежные документы" и забалансовым счетом 006 "Бланки строгой отчетности".

 Если в кассе установлена недостача или излишек, аудитор, с участием работника бухгалтерии и кассира, должен проверить правильность итогов по всем кассовым отчетам за период со дня предыдущей инвентаризации кассы до настоящей, выяснить не допущены ли в них арифметические ошибки.

При отсутствии таких ошибок установленная недостача считается реальной и подлежит немедленному погашению, а излишек — оприходованию.

На сумму недостачи денег в кассе составляется расходный кассовый ордер, устанавливается причина недостачи, и при установлении вины кассира недостача относится на его счет.

Недостача денег в кассе подлежит взысканию с кассира, что отражается бухгалтерской записью

                                 Дт 94 – Кт 50

И одновременно:

                                 Дт 73 – Кт 94

Излишки денег, установленные поверками, приходуют в кассу и зачисляют в доход организации:

                                 Дт 50 – Кт 99

Одновременно устанавливаются причины возникновения излишков и недостач денег в кассе. По всем установленным фактам отклонений фактического наличия денег в кассе от данных бухгалтерского учета кассир представляет инвентаризационной комиссии письменное объяснение.

При аудиторской проверке проведение инвентаризации кассовой наличности и других ценностей, хранящихся в кассе, не относится к числу обязательных процедур, используемых аудитором для подтверждения достоверности данных, числящихся по статье" Касса" актива баланса. Аудитор в данном случае может воспользоваться результатами внутреннего контроля. В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь на каждом предприятии, независимо от форм собственности, не реже одного раза в квартал производится внезапная инвентаризация кассы. Результаты инвентаризации оформляются актом. Аудитор, изучив за проверяемый период акты инвентаризации кассы, решает вопрос о целесообразности проведения инвентаризации кассы. В случае необходимости инвентаризации кассы он (аудитор) выполняет вышеперечисленные процедуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: