Условия, которые необходимы для эффективного обучения

Эффективное обучение определяется рядом факторов и условий, которые оказывают влияние на способность обучающихся к усвоению материала. Среди этих факторов в первую очередь следует отметить[3]:

• четкая постановка задач обучения;

• используемые методы обучения;

• учет индивидуальных характеристик обучающихся;

• опыт, квалификация и установки преподавателя.

• учет содержания профессиональной деятельности слушателей;

• характеристики изучаемого материала;

Четкая постановка задач обучения. Успех обучения находится в прямой зависимости от степени адекватности учебных целей внешним и внутренним условиями функционирования организации и от четкости их постановки. Без четкой постановки целей обучения можно ошибиться как при определении содержания учебной программы, так и при выборе методов обучения.

Используемые методы обучения. Выбор методов обучения определяется не только основными характеристиками слушателей, но и целями учебного процесса, содержанием учебного материала, возможностями организации, размером учебной группы, уровнем квалификации преподавателя и другими факторами.

Учет индивидуальных характеристик обучающегося. Среди них наиболее важными являются следующие:

• возраст и пол слушателей;

• уровень способностей;

• установки в отношении обучения (тот настрой, который отличает слушателей и который в значительной степени влияет на мотивацию к обучению, и, как результат, на конечный успех обучения);

• личные и деловые качества. Решение этой задачи существенно облегчается, если преподаватель обладает необходимыми знаниями в области социальной психологии.

Опыт, квалификация и установки преподавателя. [4] Если преподаватель не заинтересован в достижении высоких результатов обучения, если у него доминируют установки, связанные не с качеством обучения, а с выполнением формальных требований к проведению занятий, если преподаватель не обладает необходимым опытом и квалификацией, то это неизбежно скажется и на результатах обучения. Особенности его характера, коммуникативные способности, отношение к слушателям - это те факторы, от которых зависит включенность обучающихся в учебный процесс.

Учет содержания профессиональной деятельности. Только учитывая специфику требований, которые работа предъявляет к персоналу (это может быть работа в условиях постоянного стресса, высоких нервных нагрузок, или работа, требующая высокой концентрации внимания), можно добиться главного результата обучения - востребованности в реальной рабочей практика знаний и навыков, полученных слушателями.

Характеристики изучаемого материала. К ним могут быть отнесены:

• содержание материала (успех зависит от того, в какой степени содержание учебного материала соотносится с образовательным уровнем, профессиональным опытом и интересами слушателей);

• сложность (чем сложнее изучаемая проблематика, тем больше времени требуется для усвоения);

• степень структурированности (насколько хорошо систематизирован и структурирован материал, настолько легче он воспринимается и усваивается слушателями).

Структура учебного процесса персонала

Учебный процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемых, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, возможность применять их на практике.

Преподаватели и обучаемые как деятели, субъекты являются главными компонентами учебного процесса. Учебный процесс создаётся преподавателем. Особенностью учебного процесса является постоянство его структуры: не зависит от условий, в которых он протекает и от руководителя. Структура такова: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы.

Цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремится преподаватель и обучаемый. Виды педагогических целей многообразны. Существуют цели самих преподавателей, обучаемых. При совпадении этих целей учебный процесс становится оптимальным.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Важный компонент учебного процесса - его содержание. Содержание обучения определяется как совокупность систематизированных знаний, навыков, умений, а также определённый уровень развития профессионально-практической подготовки и творческой деятельности.

Знания отражают обобщённый опыт людей, накопленный в процессе профессиональной деятельности.

Навыки состоят из простых приемов профессиональной деятельности и совмещённых приёмов. Навык - это есть составной элемент умения, то есть действие, доведённое до автоматизма.

Умения отражают возможность применения знаний на практике. Они включают в себя не только знания, но и навыки.

Творческая деятельность обеспечивает готовность обучаемых к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. На других компонентах учебного процесса остановимся более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: