Научно-технический прогресс выдвигает новые требования к профессиональной подготовке и обучению персонала, которое предполагает регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний обучаемых, рабочих, специалистов и руководителей всех уровней.
Обучение рабочих кадров на предприятиях осуществляется в трёх основных формах: индивидуальной[2], бригадной и курсовой. При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалифицированных рабочих или мастеров. Инструктор обучает приемам и методам правильного выполнения конкретных операций и видов работы, правилам эксплуатации и использования оборудования и оснастки. Основная задача инструктора - помочь рабочему приобрести необходимые для данной профессии или специальности навыки. Обучение проводится в соответствии с программой на отдельном рабочем месте в реальных производственных условиях.
Теоретическую часть курса обучающиеся осваивают самостоятельно, коснусльтируясь с инструктором или работниками отдела производственного обучения. Индивидуальное обучение применяется при подготовке рабочих массовых профилей для работы на различных специальных видах оборудования, не требующих глубоких теоретических знаний.
|
|
Бригадная форма обучения применятеся при обучении группы рабочих по одной специальности. Такое обучение получило наибольшее распростарнение на сборочных и монтажных работах. Эти учебные бригады возглавляются бригадиром – инструктором производственного обучения. Теоретические знаиня обучаемые получают либо самостоятельно, либо с помощью инженера отдела производственного обучения. С этой целью на предприятии создаются специально оборудованные кабинеты. Обучение также ведется по специальным программам.
Курсовая система обучения предполает 2 этапа: первый – в учебных группах на специально созданной для этого учебно-производственной базе под руководством инженеров отдела производственного обучения; второй – на рабочих местах и действующих цехах предприятия под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством инструктора.
Курсовая система обучения хорошо сочетает изучение теоретических вопросов с выработкой трудовых навыков и применяется при подготовке рабочих широкого профиля, сложных профессий, высокой квалификации. Продолжительность обучения – от трех до шести месяцев. Курсовое обучение завершается сдачей квалификациооных экзаменов.
Преобладающей формой систематической теоретической переподготовки руководителей являются курсы переподготовки и повышение квалификации, организуемые как на предприятиях, так и вне их. В процессе обучения большое внимание должно уделяться внедрению методов активного обучения, таких как методы практической ситуации, выигрование ролей, деловые игры. Применение таких методов дает возможность проверить деловые качества участников, оценить плодотворность и эффективность коллективной выработки решений. Методы активного обучения позволяют изучить стиль работы других руководителей и использовать их положительный опыт, развивают способность к самостоятельной учебе и применению практических знаний; улучшают усвоение и закрепление материала, приближают процесс обучения к практике.
|
|
Основы эффективного обучения персонала
Специфика обучения персонала организаций состоит в том, что речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили не только среднее специальное, но зачастую и высшее образование. Это накладывает определенные ограничения на процесс обучения и в то же время открывает перед преподавателем широкие возможности, так как большинство слушателей обладает хорошим базовым уровнем.
Принципы обучения
Среди важнейших принципов, реализация которых обеспечивает успех обучения, важно назвать следующие:
• учет содержания профессиональной деятельности; четкая поставка цели обучения;
• поддержание высокой мотивации к обучению;
• практика;
• перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
• учет исходного уровня знаний обучающихся.
• обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью;