США являются первым торговым партнёром для многих государств мира. Во внешней торговле США велика роль соседей: Канады и Мексики, а на тройку главных партнёров (включая Японию) приходится 40% внешнеторгового оборота. Из других важнейших партнёров можно отметить западноевропейских страны и «новые индустриальные» страны Юго-Восточной Азии. За счет высоких темпов роста Китая, очень вырос импорт товаров из этой страны.
В среднем на экспорт идёт около 15% промышленной продукции США. Гораздо большую роль играет экспорт в сельскохозяйственном производстве – в другие страны отправляется половина урожая пшеницы, треть - сои и табака, 1/5 часть урожая кукурузы. При этом США обеспечивают около 70% мирового рынка кукурузы, 2/3 рынка сои, 1/3 мировой торговли пшеницей и хлопчатником.
Так как крупнейшие американские торговые корпорации являются транснациональными, то на долю ТНК приходится до 2/3 внешнеэкономического оборота США. Не менее 1/3 импорта товаров в США - это продукция заграничных филиалов американских корпораций.
Во внешних экономических связях США большую роль, чем торговля, играет вывоз капитала. Прямые иностранные инвестиции из страны превышали в начале 90-х годов 0,5 трлн. долларов (1/3 из них – в Канаду и Великобританию). Капитал США вкладывают в основном в развитые страны, а в развивающихся – в основном в добывающие отрасли или в сборочные предприятия (используется дешёвая рабочая сила, местное сырьё).
Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов. В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.
Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение, чем экспорт. В импорте товаров преобладает высокотехническое оборудование (компьютеры и периферия, средства телекоммуникаций), одежда и бытовая электроника, транспортные средства. Машины и оборудование дают две трети прироста импорта США, на долю автомобилей и потребительских товаров приходится четверть прироста. Опережающими темпами развивается экспорт полупроводников и телекоммуникационного оборудования, транспортных средств (автомобилей и авиалайнеров), энергетического оборудования и двигателей, измерительных и научных приборов.
В экспорте услуг преобладают финансовые, управленческие, транспортные, медицинские, образовательные и консалтинговые услуги.
Страны—партнеры США по экспорту: Канада23%,Япо-ния 10,3%, Мексика 10,1%, Великобритания 5,2%, Германия 3,7%, Республика Корея 3,4%, Тайвань 3,2%.
Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение, чем экспорт. В импорте товаров преобладает высокотехническое оборудование (компьютеры и периферия, средства телекоммуникаций), одежда и бытовая электроника, транспортные средства. Машины и оборудование дают две трети прироста импорта США, на долю автомобилей и потребительских товаров приходится четверть прироста.
Основные страны – партнеры к началу нового тысячелетия представлены в таблице.[6]
Таблица
Партнер | Экспорт, % | Импорт, % |
Канада | 23 | 19 |
Япония | 10,3 | 17,4 |
Мексика | 10,1 | 7,3 |
Великобритания | 5,2 | 3,6 |
Германия | 3,7 | 4,6 |
Республика Корея | 3,4 | |
Тайвань | 3,2 | 3,9 |
Китай | 5,6 |
К началу 2007 г. Китай переместился с третьего на второе место в списке крупнейших торговых партеров США.
Согласно данным, опубликованным Министерством торговли США, годовой (за период с октября 2005г. по октябрь 2006г.) товарооборот между США и Китаем составил 281 млрд долл. Показатель Мексики, занявшей третье место в списке торговых партнеров США, составил 278,3 млрд долл.
При этом объем импорта из Китая продолжает расти опережающими темпами по отношению к экспорту американской продукции. Дефицит американского торгового баланса с Китаем в октябре 2006г. установил очередной рекорд - 24,4 млрд долл.
Объем импорта составил 29,3 млрд долл., что почти в 6 раз больше экспорта, который составил 4,9 млрд долл.[7] Если существующая тенденция не изменится, что крайне маловероятно, то дефицит торгового баланса США с Китаем по итогам года перепрыгнет планку очередного исторического максимума.
Заметим, что у США есть еще много претензий к Китаю. Так, например, американцы заявляют, что китайская контрафактная продукция заполонила международный рынок. Вашингтон уже потребовал от Пекина более строгих мер в отношении производителей таких товаров, пригрозив в противном случае прибегнуть к судебным искам[8].
Влияние развития экономики США на стран-партнеров очень велико. Рост экономики державы расширяет чрезвычайно важный для них рынок сбыта широкого спектра товаров. Соединенным Штатам принадлежит крупнейшая доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), которая превышает 21% в последние годы. По этому показателю к США приближается только ЕС (более 18% в составе 15 стран). Каждый процент прироста ВВП Соединенных Штатов означает расширение американского рынка на величину порядка сотен миллиардов долларов и создает основу для увеличения импорта товаров различного назначения.
Торговые партнеры США на протяжении десятилетий принимают на себя задачу работы на американскую экономику и к настоящему времени превратились в постоянных поставщиков, обеспечивающих внушительную долю американского рынка товаров. Работа на американский рынок служит двигателем роста и прогресса их экономики: она подводит базу под растущие отрасли производства в этих государствах, заставляя их производить современную продукцию и участвовать в конкуренции с фирмами самой развитой страны мира.
Показатели внешней торговли США с некоторыми партнерами (млрд. долл.) [9]
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005* | |
Экспорт США (всего) | 772,0 | 718,7 | 681,8 | 713,1 | 807,5 | 883,5 |
Зона евро | 115,8 | 111,0 | 103,7 | 109,9 | 124,8 | 133,4 |
Япония | 63,5 | 55,9 | 49,7 | 50,2 | 52,3 | 53,4 |
Китай | 16,1 | 19,1 | 22,0 | 28,3 | 34,6 | 40,0 |
Импорт США (всего) | 1224,4 | 1145,9 | 1164,7 | 1260,7 | 1472,9 | 1645,0 |
Зона евро | 164,0 | 166,2 | 172,5 | 187,6 | 209,4 | 226,4 |
Япония | 146,5 | 126,5 | 121,4 | 118,0 | 129,8 | 137,7 |
Китай | 100,0 | 102,3 | 125,2 | 152,4 | 196,7 | 237,3 |
Сальдо торгового баланса | -452,4 | -427,2 | -482,9 | -547,6 | -665,4 | -761,6 |
Зона евро | -48,2 | -55,1 | -68,7 | -77,7 | -84,6 | -93,0 |
Япония | -83,0 | -70,6 | -71,8 | -67,8 | -77,5 | -84,3 |
Китай | -83,9 | -83,2 | -103,1 | -124,1 | -162,0 | -197,3 |
В результате такого сотрудничества растет зависимость иностранных партнеров от экономики США и, конечно, увеличивается зависимость самой американской экономики от сотрудничества с другими странами. Актив торгового баланса партнеров, являющийся зеркальным отражением американского дефицита, служит для них источником финансирования выплаты доходов от иностранных инвестиций и вывоза капитала, в том числе и в США. Без этого актива они не могли бы наращивать экономику и сокращать разрыв в уровнях развития между ними и лидерами.
Иностранная конкуренция и рост импорта затрагивают интересы многих отраслей американской экономики. Но одновременно они стали способом высвобождения ресурсов труда и капитала в США для их применения в передовых отраслях и продвижения экономики по пути прогресса. Учитывая это, внешнеторговый дефицит нельзя рассматривать как фактор слабости США. Напротив, он свидетельствует о силе американской экономики и превращении Соединенных Штатов в крупнейший центр развития.