Информационная безопасность страны как система

взаимосвязанных институтов и направлений.

Взаимосвязи в системе «страна». Кратко объясним взаимоотношения в системе “страна” и укрупненно укажем конкретные наименования взаимоотношений, которые регулируются моралью (в т.ч. обычаями, традициями) и законами государства. Взаимосвязи - взаимоотношения социальных (экономических, политических и иных «человеческих») субъектов (личностей, семей, групп, организаций, классов, наций) в любой современной стране могут быть представлены такими типами взаимоотношений, как социальные и политические (о них речь уже шла в разделе «Политика как категория политологии. Субъекты и объекты политики.).

Взаимосвязи страны, обеспечивающие ее системную целостность:

а)духовные: Культура - общие речь(язык), ценности и ценностные ориентации, верования, мораль, обычаи и традиции, общая история, литература, кино, театральные и телевизионные постановки, шоу и пр., действующее законодательство;

б) материальные: радио и телевизионные станции, линии электропередач, автомобильные дороги, железные дороги и станции, мосты на транспортных артериях; аэропорты; речные, озерные и морские порты (не используемые для международных перевозок) и внутренние судоходные пути; газораспределительные сети; стационарная телефонная связь; почта; мобильная связь и Интернет и т.п.

Отметим в этой связи, что в упрочении этих взаимосвязей важную роль играют существующие в стране экономические взаимоотношения. А именно:

- “социально-экономические отношения”, которые представляет собой тот спектр отношений внутри страны, который касается, прежде всего, взаимосвязей социальных (хозяйствующих и не хозяйствующих) субъектов общества между собой по поводу производства, распределения, обмена, потребления товаров, услуг;

- «политико-экономические отношения», которые являются взаимоотношениями между государством и хозяйствующими социальными субъектами и вытекают из 4-х основных задач государства в рыночной экономики (регулирования; компенсации провалов; социальной политики; функциональных интервенций и стратегических масштабных инвестиций в особо значимые госпроекты, госпрограммы), обусловленных целями выживания и развития экономики страны и функциями государственного политического управления (интеграции страны, адаптации, самосохранения и достижения целей).

Речь, разумеется, идет и об отношениях по фискальному поводу, и по поводу определения моделей и приоритетов экономического развития, детерминированных принятой государством на вооружение политико-правовой идеологией, и по поводу ограничений или запретов на те или иные виды хозяйственной деятельности и т.д.

Следует иметь в виду, что все эти отношения имеют и «внешние» аспекты, т.е. взаимосвязи с аналогичными субъектами других стран (внешнеэкономические, внешнеполитические, международные - внешнесоциальные взаимосвязи), которые управляются или координируются государством (его законами, его органами) и т.д.

Все эти отношения в русской традиции имеют в своей основе моральные критерии «справедливо» и «честно» (которыми оценивает общество, его различные социальные субъекты характер имеющихся или проектируемых отношений), саморегулируя эти взаимосвязи нормами и принципами морали, обычаями, традициями, ритуалами. В современной западной традиции оценка идет по критериям «законно» - «незаконно».

Наиболее важные из них (с точки зрения существующего в стране политико-правового режима) имеют аналогичные оценки со стороны государства, выраженные в его нормативных актах и в проводимых госорганами ритуалах.

Отметим здесь еще одно важное обстоятельство: взаимосвязи, взаимоотношения есть то, что характеризует в самом главном качество системы. Можно, например, в систему вооруженных сил любой страны вливать всевозрастающее количество средств, насыщать ее все более современной техникой, но без изменения взаимоотношений внутри этой системы и этой системы с внешней для нее средой (обществом, самим государством и его Минфином и т.д.) новое качество в этой системе так и не появится. Это касается не только «дедовщины». Бить и калечить будут и в контрактной армии (и нужна ли она России – еще вопрос). Это касается вообще развития, реформы армии...

Функции системы «страна». Вернемся к понятию «страна» и отметим важные для политологического системного анализа аспекты. Если вы проводите исследование какой-то страны, то должны также исходить из того, что страна, как любая система, характеризуется полнотой выполнения четырех основных системных функций: 1) целедостижения,2) адаптации, 3) интеграции, 4) воспроизводства структуры и снятия напряжений (т.е. выживания), решение которых обеспечивается специализированными подсистемами.

Внутри этой природно-материально-социально-культурно-политической системы:

функцию целедостижения - политическая подсистема;

функцию адаптации должна обеспечивать экономическая (хозяйственная система страны: МТБ и соответствующие взаимоотношения) подсистема;

функцию интеграции - правовые институты и обычаи, традиции (морального плана) общества;

функцию воспроизводства структуры – духовная система веро­ваний, мораль, а также органы социализации (включая прежде всего семью и институты образования).

Проанализируйте, как справляются с этими функциями указанные подсистемы и вам станет многое понятно о конкретной стране и о том, на какой фазе существования она находится. При этом помните, что:

1) организующим центром этой природно-социально-культурно-политической системы является согласие в ценностях и значениях, придаваемое тем или иным явлениям в рамках данной культурной системы(важнейшие из них: согласие членов организации, или членов общества, если речь идет о нем, по поводу того, что является честным и справедливым во взаимоотношениях членов организации или граждан страны между собой, во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными в организации, между органами политической власти и гражданами);

2) все функции здорового общества и государства должны быть (так или иначе) подчинены поддержанию состо­яния равновесия системы, сохранению ее внутренней среды (жизни и здоровья граждан, их организаций, госаппарата, морали, веры, культуры, Природы; т.е. выживания и развития системы);

3) главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование системы является процесс социализации индивидов (прежде всего в семье и в школе; отсюда чрезвычайно важна роль этих институтов для здорового, т.е. нормального общества и государства), в ходе которого усваиваются существующие в обществе нормы и ценности, а различные формы девиантного (отклоняющегося), поведения регулируются при помощи социального контроля.

Зная, как выполняются эти функции в той и другой стране, мы можем сравнивать эти страны по полноте и результатам реализации госаппаратом этих четырех основных функций. Понятно и то, что от того, как при реализации указанных функций соблюдаются фундаментальные объективные законы Мира (разумеется, те, которые уже известны, нащупаны), зависит эффективность и самой деятельности (самих процессов, шагов) системы «страна» и успехи в конечном достижении поставленных целей выживания и развития.

Отметим, что часто («по наивности» или для «затуманивания» сути излагаемых проблем) используются иные определения функций организации (страны, государства и общества): «внешние», «внутренние» и т.п., позволяющие «по вкусу» авторов включать в них то, что им требуется. Примеров этому масса (откройте учебники).

Вновь подчеркнем то обстоятельство, что человечеству:

1) не известны все законы Вселенной;

2) многое еще не ясно и в отношении закономерных сущности и содержания самих элементов системы «страна», закономерностей их взаимосвязей.

Хотя История уже кое-чему научила людей, преподнося им жестокие уроки – последствия и этого незнания и несоблюдения объективных законом Мира. И то, что представляется изученным в той или иной степени, те или иные точки зрения (на все эти феномены и уроки Истории) различных ученых, специалистов Планеты и будет составлять основу наших дальнейших политологических рассуждений;

3) очень часто заявляя о своей приверженности системному анализу или системному подходу (а это – различные способы исследования), авторы используют в лучшем случае только комплексный подход…

Заметим, что в гуманитарных дисциплинах обычно не приято анализировать ПГС страны. Хотя страны могут иметь объективно обусловленное (природное) преимущество над другими в хозяйственной деятельности, которое оп­ределяется природными условиями деятельности общества, а вовсе не тем, что в них люди умнее и трудолюбивее.

Вот почему для компенсации этого «природного» преимущества мудрый правящий класс отстающей страны должен опираться на национальные традиции, качественно новую систему образования и передовые технологии, учитывающие природные условия и национальную самобытность общества, на четко выраженную готовность населения на определенные жертвы для ускоренной модернизации страны и на доверие граждан к государству (а здесь уже без личного примера руководящей элиты не обойтись).

История показала, что как только в гиперсистеме (в «стране», т.е. в обществе и/или в госаппарате) наблюдается отказ от основных норм и принципов, гиперсистема начинает движение в сторону своей гибели, к своему крушению как державы (государства). История показала и то, что мало просто внедрять соответствующие ценности и ценностные ориентации с воспитанием в семье, школе и т.д., нужно еще иметь институты, которые бы эти идеологические ценности защищали.

Поэтому каждый такой проект (модель обустройства страны) для сохранения целостности системы, т.е. для сохранения основных взаимосвязей-взаимоотношений в суперсистеме, имеет подсистему, специальная задача которой, вытекающая из этой цели, заключается в том, чтобы сохранить проект в целостности и идеологической преемственности.

Как правило, в эту подсистему входит духовная элита народа, какие-то институты государства (госаппарат - второй после народа компонент суперсистемы, управленческая подсистема), общественные формирования.

Помимо (1) адаптации народа и госаппарата к меняющимся внутренним и внешним условиям жизни, в функции управленческой подсистемы входят также и:

(2) формулирование общих, основанных на указанных нормах и принципах, целей и организация деятельности страны по достижению этих целей (выживание и развитие в конкретных исторических и природно-географических условиях);

(3) интеграция, объединение народа на базе этих идеологических норм и принципов во имя каких-то общих целей (заложенных в «национальной идее», в «общенациональных проектах» и т.п.);

(4) предупреждение и разрешение конфликтов, возникающих при нарушении этих идеологических норм и принципов (мягкое и жесткое, «силовое») и воспроизводство, развитие культуры народа, госаппарата на тех же нормах и принципах.

Разумеется, бщества и государства (второй адит взаимоотношенйи по й, которые и объединяют элементы системы в единое целое для достижения ц какие-то небольшие изменения в идеологии возможны, но в целом - она должна сохраняться. Поэтому и вся система «выращивания», выстраивания элиты страны (в которую, в качестве составной части, входят и политическая элита страны) строится на обязательной и постоянной "присяге на верность" этим морально-идеологическим нормам и принципам. И если «присяга» нарушалась, то соответствующий персонаж из элиты «удалялся».

Национальная безопасность, технологии

и инновации

Национальная безопасность (безопасность нации) и общенациональная безопасность (безопасность союзных наций какой-то многонациональной страны). Это такое состояние взаимосвязей-взаимоотношений нации (народа) в гиперсистеме «страна» и со внешним окружением страны, при котором ничто не угрожает выживанию и развитию нации. Это, конечно, идеальное состояние. Обычно врагов (угроз) у нации, народа хватает. Включая и ее саму, когда она начинает так строит свои внутренние и внешние отношения, что вызывает угрозу своему существованию и развитию. Весь арсенал угроз нации принято разделять на типы (природные, техногенные, социальные и политические) и подтипы (внутренние и внешние).

И с учетом этого и того, что нация живет в какой-то стране, при каком-то политико-правовом режиме (государстве), системные взаимосвязанные и взаимообусловленные основные направления защиты национальной безопасности могут быть представлены (примерно) следующим образом:

Первое направление: защита национальной территории и Природы (природной среды обитания нации). Это тоже первоочередная задача нации и государства. Это защита от экологических, природных катаклизмов, от техногенных катастроф. Это и защита природных ресурсов от разграбления своими и чужими и просто сохранение территории, доставшейся нам от предков с чистой водой, воздухом и почвой, защита гармонии социально- и политико-экологических взаимосвязей.

Второе направление: защита Жизни и Здоровья народа, нации.

Третье и четвертое направления, неотделимые от первого и второго:

- защита Духа нации (система образования, науки, веры, информационной среды обитания нации и т.д.).

- защита Души нации, традиционных взаимосвязей-взаимоотношений нации, т.е. обычно практикуемых взаимоотношений-взаимосвязей членов нации между собой, с другими нациями, с госаппаратом от антисоциальных, антинациональных (подрывающих национальную трудовую мораль, дух и душу нации) действий членов нации, представителей других наций, госслужащих, всяких авторов телешоу и т.д.

Пятое направление: защита материально-технических и финансовых ресурсов нации, имущества, собственности членов нации, народа и их организаций, имущества госучреждений.

Шестое направление: защита национально-ориентированного государства, главного «орудия» нации во всех делах национальной безопасности.

Разумеется, это – госбезопасность. Но тут такая закономерная особенность: если оно, государство, действительно отражает национальные интересы, является «орудием нации», добросовестно (честно и порядочно, справедливо в оценках национальной морали) стремится решать задачи на предыдущих направлениях, печется и о здоровье и душе и духе нации, бережет родную Природу (природно-географическую среду), то в решение задач этого направления активно включается значительная часть граждан...

Само государство, как организация, с системной точки зрения состоит из элементов-компонент (высшее руководство, кадровая, финансовая, материально-техническая и информационные базы) и взаимосвязей между ними (устанавливаемых законодательством, иными нормативами и неформальными обычаями) и внешней для госаппарата средой. А, стало быть, и соответствующие системные виды «безопасностей» госаппарата (безопасность целеполагания, личную безопасность руководства, кадровую, финансовую, материально-техническую, информационную и организационно-структурную (внутриаппаратные взаимоотношения) безопасность, безопасность взаимоотношений с обществом и другими странами)…

Речь идет о защите (от всех типов и подтипов угроз) политического руководства, кадровой, финансовой, материально-технической, информационной баз государства и его гармоничных отношений с абсолютным большинством членов нации, народа и подчиненных эффективному достижению целей выживания и развития нации и самого госаппарата внутренних взаимоотношений госслужащих

Мы очень схематично изложили свои взгляды по этой проблематике (и вернемся к ним позже), полемизируя с теми авторами, которые утверждают, что национальная безопасность должна состоять из общественной и государственной подсистем безопасности, и с авторами принятой соответствующей Стратегии. Добавим, укрепляя их тезис, и, разумеется, из соответствующих «мероприятий и отчетов» этих ведомств в духе «дальнейшей борьбы с …» (бедностью, «терроризмом» и т.д.).

Как нам представляется, сегодня у российского государства для обеспечения выживания и развития всей страны может быть только одна главная цель: долговременное обеспечение роста численности русского народа и других российских этносов (разумеется, после остановки тенденции ускоренного вымирания русских в собственной стране и отъезда лиц, из активной части нации, за рубеж). И, одновременно, его качества (здоровье и Русская Культура в широком смысле этого понятия). И аналогичного качества других российских этносов, объединенных общей Русской Культурой. Цель, которой подчинены задачи, решаемые на всех указанных направлениях.

Эта состоящая из двух частей цель (выживание и развитие нации) и является и основным критерием оценки деятельности аппарата власти любого уровня, и основой для оценки эффективности решения всех иных задач системной общенациональной безопасности России.

Думается, что отсюда понятна и системообразующая важность (для нашего госаппарата и всего российского общества) защиты, сохранения и развития Русской Культуры, ее национальной и интернациональной (наука) компонент. Сохранение и развитие того, без чего невозможно ни квалифицированное управление, ни эффективная исполнительская работа, ни научные исследования, ни технико-технологическое перевооружение страны.

Да и задача защиты Русской Культуры, на базе которой и интегрируются в систему «страна» остальные нации, народы России, от новоявленных «варваров-кочевников», прагматически думающих только о наживе и кочующих по России, из России и обратно для выжимания из нее прибыли. Защиты и развития Русской Культуры во всех сферах: от градостроительной и земельноустроительной до искусства во всех его видах и жанрах, системы образования и фундаментальной науки.

И последнее. Современная общемировая и российская ситуация вообще отнюдь не безопасная и для России и для планеты в целом. В методологическом плане для обеспечения безопасности страны, русской и других ее наций и народов требуется новая модель обустройства России (да и всего капиталистического мира тоже) взамен находящейся в катастрофическом состоянии праволиберально-финансовой англо-саксонской глобально-капиталистической модели. И эту задачу, мы убеждены, может решить (по ряду причин, выходящих за тему нашей статьи) только Русская Культура.

Для того, чтобы крайне схематично, но наглядно представить процесс создания Системы информационной безопасности и укрупненно описать саму эту Систему, напомним некоторые системные закономерности и принципы.

При создании организации-системы необходим проект такого организационного дизайна (структуры организации, взаимосвязей элементов модели) Системы, который (а) отвечает задачам достижения поставленных целей и (б) стимулирует самоорганизацию системы.

И здесь существует закономерная связь между целями и ресурсами организации: какие бы цели не ставились перед организацией, но если для их реализации у нее нет ресурсов, то необходимо либо изменять цели, либо предоставлять (изыскивать) организации ресурсы, соответствующие целям.

Словом, создавая организацию-систему, важно помнить общую системную закономерность (о ней мы говорили ранее): создаваемая нами система-организация не будет функционировать в соответствии с заданными критериями, если не будет обеспечено:

(1) специфическое взаимодействие (взаимосвязи-взаимоотношения) ее элементов;

(2) определенное необходимое и достаточное число элементов системы для ее функционирования в соответствии с поставленными целями;

(3) определенный тип составляющих систему элементов;

(4) общее управление системой.

В самых общих чертах представление о создаваемой системе исходит из логики системного анализа:

(1) цели – (2) функции – (3) задачи – (4) элементы – (5) структура (взаимосвязи элементов, т.е. их прямые и обратные связи).

И может быть представлен уже знакомым нам рисунком (см. рис. 2).

Заметим, что, во-первых, общий подход к созданию системы безопасности был изложен нами ранее и именно он должен быть использован и в этом случае.

Во-вторых, напомним, что «управление в социальной сфере» есть вытекающее из объективного закона самоорганизации-саморазвития материи свойство организованных социальных систем (и биологических и технических тоже), которое включает в себя:

(1) обеспечение реализации основных функций системы путем выполнения требований функции целедостижения;

(2) направление деятельности системы на достижения конечных целей путем реализации ее программ, решения задач и разрешения возникающих проблем и

(3)постоянное поддержание процесса этой целенаправленной деятельности.

С учетом изложенного, системная защита информационной безопасности страны может быть реализована Системой-организацией информационной безопасности России, «строительство» которой в самом общем виде обеспечивается:

1. Созданием единого органа – «Центра» (Генеральной дирекции, Управления, Главного командования управленческой подсистемы) управления Системой информационной безопасности страны. Управления «политического» (стратегического), решающего задачи постоянного обеспечения сохранения структуры (основных взаимосвязей-взаимоотношений) системы «страна», ее интегративного качества и структурно важных компонент для выживания и развития страны в условиях информационной войны против общества и госаппарата России. И управления политико-административного и технологического, решающего задачи оперативного и тактического управления Системой.

Полномочия «центра» и состав Системы информационной безопасности страны определяются, в первую очередь:

(а) системными требованиями к целеполаганию (см. далее);

(б) целями и задачами, методами и масштабами информационно-психологической войны против народа и госслужащих страны;

(в) степенью и глубиной поражения, нанесенного стране за минувшие десятилетия этой войны;

(г) целями и задачами создаваемой Системы и прогнозами на будущее;

(д) ресурсами страны, которые могут быть выделены на обеспечение деятельности этой Системы для ее постоянного действия в масштабах всех страны.

2. Созданием и подчинением прямо и постоянно (или временно, в соответствующее опасное время) этому «Центру» СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ необходимых элементов, компонент этой специальной (военизированной) Системы.

Война уже идет. Поэтому речь идет, прежде всего, о федеральных (евразийских!) специальных научных, инженерно-технических, финансовых, информационных, специальных военизированных и иных организаций. Речь идет и о НИИ, КБ, производствах, и об образовательно-воспитательных учреждениях, о принципиально новых специальных информационно-разведывательно-аналитических службах и подразделений защиты информации (включая и социокультурную) и т.д.

3. Взаимосвязями этой (думается, военизированной) системы, которые должны основываться на:

3.1. Едином для всех ее компонент федеральном (а затем и евразийском) законе, ведомственных нормативных актах (уставах, положениях, инструкциях и т.д.) и представляют собой жесткие командно-административные взаимосвязи-взаимоотношения с эффективными механизмами контроля «сверху» и обратной связи.

3.2. Защищенных системах связи, коммуникаций и т.п.

4. Осуществлением «Центром» и его компонентами (элементами системы) постоянного политико-административного (оперативного) и «технологического» (тактического, повседневного) управления системой информационной безопасности, ее подразделениями для своевременного:

4.1. Выявления реальных внутренних и внешних информационных угроз выживанию и развитию страны (общества и госаппарата), т.е. разведывательные задачи.

4.2. Информирования руководства страны и общества об этих информационных угрозах.

4.3. Предотвращения реализации этих информационных угроз против страны (или минимизация этой реализации).

4.4. Локализации (ограничении) распространения информационных угроз в стране.

4.5.Устранения в стране последствий реализации этих информационных угроз.

4.6.. Разработки и применения мер упреждающего атакующего воздействия на субъекты, объекты – источники информационных угроз.

4.7. Анализа состояния подсистем системы «страна» и ее внутренних и внешних взаимосвязей-взаимоотношений, ее внешней и внутренней среды с целью выявления потенциально возможных угроз и условий превращения их в реальные.

В самом приблизительном виде на первом этапе (до евразийского объединения) эта Система может быть представлена рис.1.4.

Рис. 1.4

Президент

Совет безопасности

1.Главная дирекция

Системы информационной безопасности страны

2. Координационный комитет 3. Штабная (административная,

руководителей дирекций, научных кадровая, финансовая, планирующая,

и производственных подразделений координирующая, информ-архивная)

служба

4.Дирекция 5.Дирекция 6.Дирекция

системы исследований системы исследований и системы исследований и

и защиты аппаратной защиты социокультурной защиты метаинформации

информации информации

7. Научные, поисково-разведывательно-аналитические, производственные, образовательные, оперативно-реагирующие, вспомогательные подразделения дирекций

(кооперационные

взаимосвязи)

Научные и образовательные, конструкторские, производственные и т.д.

организации страны

Примечание: 1) все элементы Системы указаны условно;

2) например, вместо дирекций могут быть Институты со своей научной, образовательной, опытно-конструкторской и производственной базами и необходимыми для системы иными подразделениями, Управления, Командования и т.д.;

3) важнейшими следовало бы считать информационно-разведывательно-аналитические службы;

4) здесь не показаны механизмы прямой и обратной связи между элементами (компонентами) системы; нет обозначений взаимосвязей самих компонент…

Укажем, что возможные направления деятельности Дирекции (Института) системы исследований и защиты социокультурной информации изложены нами в заключении этой работы.

Понятие о систематизирующей роли целей организации

и системных требованиях к целеполаганию

Цели, для достижения которых создается любая организация, являются систематизирующей основой всей деятельности «строителей» организации. И эти цели, в первую очередь, должны быть реалистичны и безопасны.

Эта проблема, прежде всего, связана с реалистичностью формулируемых задач и учетом при этом требований обеспечения безопасности организации в процессе достижения целей. Иначе говоря, организация (управление, персонал, структура, финансовая, материально-техническая и информационная базы) должна:

1.Ставить перед собой реалистичные, достигаемые цели и при этом

2. Учитывать в момент постановки этих целей требования обеспечения безопасности организации при достижении этих целей, т.е. представлять себе, как безопасность организации будет обеспечиваться в (а) настоящем, в (б) в ходе достижения целей, при (в) достижении целей.

Что значит «реалистичные цели»? Это значит, что при формулировании этих целей необходимо, прежде всего:

1. Учитывать нынешнее состояние организации и ее связей с внешней средой, которое позволяет обоснованно выдвигать именно эти цели.

2. Достаточно четко представлять то, какой будет внешняя среда на всех этапах достижения целей (иметь прогнозы ее изменения на период достижения целей).

3. Иметь уже сейчас необходимые объем, количество и качество элементов для достижения поставленных целей или их гарантированное заполучение в процессе достижения целей.

4. Иметь уже сейчас необходимую структуру (формальную и неформальную), которая позволяет планировать эти цели и считать их достижимыми.

Что значит «учитывать требования обеспечения безопасности организации при достижении целей»? Это значит прежде всего четко представлять себе:

1.Весь спектр реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз безопасности (информационной, экономической и т.д.) организации на период достижения целей.

2.Как должны формулироваться реалистические цели с учетом этих угроз? Иначе говоря, какие обеспечивающие достижение целей задачи нужно будет решить, защищая организацию от этих возможных угроз ее безопасности.

3.Особую значимость сохранения качественной определенности организации, т.е. сохранения организации как таковой. Следовательно, уже на этапе формулирования целей необходимо представлять себе, как должна изменяться структура, приобретая вид, способствующий достижению целей, и сохраняя саму себя от дезорганизации или превращения во что-то иное.

При проектировании организации весьма важно:

1.Установить степень реализации принципа соответствия состава и структуры организации сформулированным целям. Системообpазующая pоль цели по отношению к системе, котоpая создана для достижения этой цели, заключается и в том, что именно эта цель задает необходимый для ее достижения новый состав (кадровых, финансовых, материальных, информационных) и структуру (взаимосвязь этих новых элементов) системы.

2.Словом, цель конкретизируется в элементах и в структуре организации. При этом существует следующая зависимость (внимание, закономерность!), которую следует учитывать при анализе программных документов: состав и структура системы должны быть необходимыми и достаточными для такого функционирования (деятельности) системы, которое обеспечивает достижение системой этой цели.

Например, при определении целей подразделения Министерства по ЧС, занимающегося ликвидацией последствий технико-технологических (техногенно-экологических) аварий и природных катастроф, необходимы: 1) конкретизация целей технической оснащенности подразделения; 2) конкретизация целей обучения (профессиональной подготовки) личного состава; 3) конкретизации целей объемом фонда средств для ликвидации последствий аварий и катастроф и т.д.

3. Определить степень компромиссности целей. Дело в том, что, во-первых, всегда оказывается невозможным одновременно добиваться максимального количества и макси­мального качества при обладании одними и теми же ресурсами. Во-вторых, поэтому ока­зывается необходимым поиск компромиссов между качественными и количественны­ми характеристиками формулируемых целей деятельности организации. Это означает, что высшее руко­водство страны, создавая нашу Систему, должно формулировать реалистические (компромиссные), достижимые качественные и количественные цели и предоставлять достаточно ресурсов для их достижения.

Точно также и руководители этой Системы должны поступать в отношении подчиненных им подразделений.

4. Реалистичность ранжировки целей и проведения процедур устранения фиктивных целей. Цели организации должны быть проанализированы с позиций определения характеристик целей, их ранжировки (по приоритетности: важные, обязательные, менее важные, желательные; по сферам: социальные, экономические, экологические, политические и т.п.) и устранения фиктивности, т.е. необходимо провести ряд измерений, соблюс­ти определенную процедуру.

5. Необходим анализ реализации принципа соответствия новой (предлагаемой, создаваемой) структуры организации, ее нормативов и оплаты труда сформулированным целям. Этот анализ опирается на принцип знания объекта управления и обстановки, в которой объ­ект управления находится. Дело в том, что целям должна, как правило, соответствовать определенная структура организации.

Здесь в общем случае следует иметь в виду следующее правило, которое очень важно для организации: введение новаций всегда требует изменения каких-то взаимоотношений-взаимосвязей: 1) и/или перестройки организационной структуры организации; 2) и/или изменения нормативов, показателей работы подразделений; 3) и/или изменения системы оплаты труда сотрудников (связано со вторым требованием). Предлагают ли это авторы анализируемого плана и насколько эти предложения реалистичны?

6. Анализ достаточности страховых резервов для защиты от потенциально возможных угроз. Знания об объекте управления и самой обстановки, в которой объект уп­равления находится, всегда вероятностны и всегда связаны с прогнозом, в том числе и прогнозированием "неопределенного противника" (землетрясения, навод­нения, массовые беспорядки, новая мода, новое правительство и т.д.) и созданием резерва (всех видов ресурсов) на эти случаи.

Пример из жизни коммерческих организаций? Есть ли резервы (планируется ли их создание) для деятельности хотя бы сроком на 60 суток при крайне неблагополучных внешних условий?

7. Анализ дееспособности «механизма» и процедур коррекции деятельности организации при достижении сформулированных целей. Вероятность наших знаний о будущем является исходным моментом для формулирования следующей закономерности, которую аналитик, руководитель должен помнить: планируемая цель никогда не может быть реализована по всем параметрам, которые были намечены.

В ходе ее достижения обязательно появляется то, что требует ее коррекции и цели, и средств ее достижения, и сроков и т.д. Каков “механизм” этой корректировки, предусмотрен ли он вообще? Каков механизм обратной связи, который донесет до руководства «вневедомственное» мнение граждан об эффективности деятельности Системы?

8. Последний, но очень важный штрих в аналитической картине: определяется исследование такого качественного пока­зателя управления, каким является принцип обязательной оценки (прогноза) последствий принимаемых решений.

У авторов программы (плана) создания организации должны быть заранее спрогнозированные возможные последствия принимаемых решений. Дело в том, что только по итогу (пусть даже предположительному) деятельности можно судить о качестве сформулированной цели, принимаемого решения, поставленной задачи.

Аналитику можно попытаться и самому сделать такой прогноз, т.е. рассмотреть моральные и культурологические, биогенетические и демографические, экономические, экологические, политические, оборонные и другие последствия выполнения предлагаемой для страны, например, программы, выделить то, что инициирует процессы саморазвития страны (и есть ли такие “стимуляторы” вообще). И тогда будет понятно, к чему ведут дело ее авторы.

Системный анализ, используемый нами в описании процессов создания этой Системы, как это понятно читателю, был дополнен нами некоторыми принципами системного подхода – составной части системной методологии (который нами здесь не излагается). Это сделано для того, чтобы показать сложность постановки самой задачи создания такой Системы. Сложность, которая вполне преодолима слаженной работой значительного коллектива ученых и практиков, а не энтузиастов-одиночек. Разумеется, если у высшего руководства страны возникнет государственных интерес к решению этой задачи.

Говоря, например, об информационной безопасности государства, можно кратко сказать, что это – способность государства осуществлять мероприятия, позволяющие ему сохранять свою суверенность в условиях воздействия на него информационных угроз (т.е. сохранять свой морально-психологический и информационный, социальный и экономический, финансовый и научный, политический и оборонный потенциалы в условиях реализуемых информационных угроз против этого потенциала) и обеспечивать выживание и развитие народа (нации, наций, общества) и страны в целом.


Глава II. Эффективность информационных угроз:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: