Консультативное предпринимательство

Слово «консультант» происходит от латинского – советующий. Под этим словом понимается специалист в определенной области, дающий советы по вопросам своей специальности. В зарубежной практике коммерческая деятельность по вопросам управления получила название консалтинг.

По определению Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению:

Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

В развитых странах вложения средств в интеллектуальный капитал в форме консультационных услуг считаются не менее эффективными, нежели вложения в передовую технологию. Немецкая автомобильная фирма «Порше» к 1991 г. оказалась на грани банкротства. Руководство ПП обратилось к японской консалтинговой фирме «Син гидзюцу» («новая технология»). Консультанты, изучив ситуацию, стали внедрять японскую систему поточного производства, которая минимизирует все виды потерь на производственных участках. Корректировать эту систему, делать поправку на местные особенности и традиции посчитали бессмысленным. Через три года внедрения данной технологии компания стала выпускать больше автомобилей с меньшими затратами, с сокращенным на 19% персоналом, работающим быстрее и качественнее. Благодаря японским рекомендациям сборочный конвейер стал короче, исчезли множество подсобных помещений и даже целые участки, в результате чего территория завода уменьшилась по площади на 30%. Вдвое сократился производственный брак, на 40% возрос темп сборки автомобилей.

Консалтинговые услуги чаще всего предоставляются в виде проектов и включают в себя следующие этапы:

- выявление проблем (диагностика);

- разработка решений, проекта;

- осуществление решений, проекта.

Методы консультирования могут быть различными. Наиболее применяемыми являются 3 вида консультирования:

1. Экспертное.

2. Процессное.

3. Обучающее.

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решение и рекомендаций по их внедрению. Клиент обеспечивает его необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, предложения. Они вместе с клиентом анализируют проблемы и разрабатывают предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов – подготовить почву для возникновения идей, выработки решений. С этой целью они проводят у клиента лекции, семинары, разрабатывают для него учебные пособия, предоставляя тем самым всю необходимую теоретическую и практическую информацию.

На практике применяются комбинации 3-х методов.

Консалтинговые слуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

После того как установлен контакт с фирмой-клиентом, приступают к разработке предложения. Разработка начинается с совместного обсуждения проекта клиентом и консультантом. Перед этим необходимо получить достаточно подробную информацию о клиенте. Консультанту необходимо знать, что производит или чем занимается фирма; какова численность работающих, их квалификация, доля управленческого персонала; каковы объем производства, структура затрат и величина прибыли; финансовое положение фирмы, наличие договоров, надежность партнеров. Затем определяются ситуация, динамика ее изменения и суть проблемы.

Далее составляется план-график выполнения работ и оформляются юридические документы. Особое внимание уделяется плану-графику выполнения работ, точному определению сроков их завершения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: