1. Глава 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010) // СПС Консультант Плюс
2. Глава 10 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014) // СПС Консультант Плюс
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров» // СПС Консультант Плюс
4. Соглашение Правительств государств-участников стран СНГ от 20.11.2009 «О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (ред. от 30.05.2014) // СПС Консультант Плюс
5. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973, далее Киотская конвенция (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС Консультант Плюс
6. Решение Комиссии ТС от 17 августа 2010 г. № 373 «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада» // http://tsouz.ru/KTS/KTS18/Pages/P373.aspx
7. Решение Комиссии ТС от 18 ноября 2010 г. № 515 «О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада» // http://tsouz.ru/KTS/KTS22/Pages/R_515.aspx
Основными целями определения страны происхождения товара являются применение тарифных и нетарифных мер регулирования импорта на территории Таможенного союза, а также применение тех же мер регулирования экспорта из стран - членов ТС. Статистические цели учета внешнеторгового оборота в данном случае можно охарактеризовать как дополнительные.
С вхождением Российской Федерации, вместе с Казахстаном и Республикой Беларусь, в таможенный союз ЕврАзЭС и принятием Таможенного кодекса ТС изменилась законодательная база регулирования отношений, связанных с установлением страны происхождения товаров.
Глава 7 ТК ТС (ст. ст. 58 - 63) с 29 ноября 2010 года заменяет (На основании Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ) ранее действовавшие на территории Российской Федерации ст. ст. 29 - 38 Таможенного кодекса Российской Федерации, которые регулировали вопросы по стране происхождения.
В ст. 58 ТК ТС установлены общие положения о стране происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза.
ТК ТС устанавливает, что под страной происхождения товаров может пониматься также группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Вместе с тем согласно Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (далее - Киотская конвенция) в тех случаях, когда в производстве товаров участвовали две страны или более, происхождение этих товаров должно определяться в соответствии с критерием существенной или достаточной переработки.
На данный момент все государства - члены ТС присоединились к Киотской конвенции.
Глава 1 специального приложения "К" к Киотской конвенции устанавливает правила происхождения товаров и определения ключевых понятий - "страна происхождения товаров", "правила происхождения", "критерий существенной переработки".
" Страна происхождения товаров " означает страну, в которой товары были произведены или изготовлены в соответствии с критериями, предусмотренными для целей применения таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других мер, относящихся к торговле.
" Правила происхождения " означают конкретные положения, разработанные на основе принципов, установленных национальным законодательством или международными соглашениями ("критерии происхождения"), применяемые страной для определения происхождения товаров.
" Критерий существенной переработки " означает критерий, в соответствии с которым при определении происхождения страной происхождения считается страна, в которой была выполнена последняя существенная операция по изготовлению или переработке, признанная достаточной для придания товару основного свойства.
Правила происхождения, необходимые для осуществления мер, за применение которых как при импорте, так и при экспорте таможенная служба несет ответственность, устанавливаются в соответствии с положениями главы 1 специального приложения "К" к Киотской конвенции и, насколько это применимо, положениями генерального приложения к Киотской конвенции.
В Киотской конвенции закреплен стандарт, согласно которому товары, полностью произведенные в определенной стране, считаются товарами, происходящими из этой страны. Полностью произведенными в определенной стране могут считаться только следующие товары:
a) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальных водах или на морском дне;
b) продукты растительного происхождения, выращенные или собранные в этой стране;
c) живые животные, родившиеся или выращенные в этой стране;
d) продукты, полученные от живых животных в этой стране;
e) продукты, полученные в результате охотничьего или рыболовного промысла в этой стране;
f) продукты, полученные в результате морского рыболовного промысла, и другие продукты морского происхождения, полученные средствами водного транспорта этой страны;
g) продукты, полученные на борту перерабатывающего судна этой страны исключительно из видов продуктов, указанных в пункте (f) выше;
h) продукты, добытые из почвы или грунта на морском дне за пределами территориальных вод этой страны, при условии, что эта страна имеет исключительные права на разработку этой почвы или грунта;
(ij) лом и отходы от процессов изготовления и переработки, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в этой стране и пригодные только для получения сырья;
(k) товары, произведенные в этой стране исключительно из продуктов, указанных в пунктах (a) - (ij) выше.
Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Соглашение о единых правилах определения СПТ) предусматривает, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, и стран, имеющих договоры о свободной торговле, участниками которых являются все государства Сторон, применяются Правила определения страны происхождения товаров согласно приложению к данному соглашению. Многие нормы приложения заимствованы из Киотской конвенции, однако рецепция этих норм не стопроцентная.
Так, Соглашением о единых правилах определения СПТ легализованы следующие "дополнительные" по отношению к Киотской конвенции понятия:
партия товара - товары, которые отправляются по одному транспортному документу в адрес одного грузополучателя одним грузоотправителем, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве ручной клади одним физическим лицом, пересекающим таможенную границу;
цена на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате его производителю, который осуществил последнюю существенную переработку товара, за вычетом всех внутренних налогов, которые уплачиваются или могут быть уплачены при его экспорте.
Соглашением о единых правилах определения СПТ также установлен расширенный перечень операций, не отвечающих критериям достаточной переработки, например снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов. Вместе с тем п. 5 приложения к Соглашению о единых правилах определения СПТ содержит отсылочную норму, согласно которой не отвечают критериям достаточной переработки простые сборочные операции и операции по разборке товара, а также иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара по перечню, определяемому Комиссией таможенного союза (далее - КТС), учрежденной в соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года.
В соответствии с решением КТС N 373 от 17 августа 2010 года "О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада" к операциям, не отвечающими требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, относятся:
а) операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;
б) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;
в) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;
г) глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);
д) операции по покраске или полировке;
к) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
ж) операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;
з) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
и) затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
к) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов изделий);
л) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
м) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;
н) разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;
о) смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
п) убой животных, разделка (сортировка) мяса;
р) комбинация двух или более указанных выше операций.
Для определения страны происхождения товара также используются в порядке, определяемом КТС, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигают фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами. В отношении товаров, происходящих из страны, имеющей договор о свободной торговле, участниками которого являются все государства Сторон, применяются правила определения страны происхождения товаров, установленные этим договором.
Правило адвалорной доли детально регламентировано решением КТС от 18 ноября 2010 года N 515 "О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада". Данным решением утвержден Порядок использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада. Согласно этому решению товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада (далее - конечная продукция), считаются подвергнутыми достаточной переработке в случае, если процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада и использованных при изготовлении конечной продукции, не превышает 50% в цене такой конечной продукции, за исключением случая, указанного в пункте 4 Порядка. Применительно к Особой экономической зоне, созданной в Калининградской области Российской Федерации, действует специальное правило, согласно которому товары, произведенные в этом регионе, считаются товарами ТС лишь в том случае, если процентная доля добавленной стоимости в цене конечной продукции достигает 30%.
В такой ситуации правильное определение страны происхождения напрямую зависит от подтверждения заявленной таможенной стоимости, поскольку стоимость иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада и использованных при изготовлении конечной продукции, определяется как таможенная стоимость таких товаров, определенная на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада.
Цена конечной продукции определяется на условиях "франко-завод" (EXW). В Инкотермс 2010 термин "Франко завод" означает, что продавец товара считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом определенном (договоренном) месте (это может быть и склад продавца, фабрика, завод и т.п.).
Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенное оформление товара и подготовку соответствующих документов для экспорта. Это термин, который возлагает минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения (к складу покупателя). Однако, если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. Этот термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.
FCA условия поставки - Франко перевозчик означает, что продавец товара проведет таможенное оформление и доставит его указанному покупателем перевозчику до названного места. Следует обратить внимание, что выбор места поставки повлияет на обязательства по погрузке товара и его разгрузке на данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то ответственность за отгрузку ложится на него. Если же поставка осуществляется в другое место, продавец за отгрузку товара ответственности не несет. Этот термин может быть использован при перевозке любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.
В расчет цены конечной продукции включаются:
· материальные расходы;
· суммы начисленной амортизации;
· расходы на ремонт основных средств;
· расходы на освоение природных ресурсов;
· расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
· расходы на обязательное и добровольное страхование имущества;
· прочие расходы, связанные с производством и (или)реализацией.
Важно отметить, что согласно данному решению КТС определение вышеперечисленных расходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Возвращаясь к Соглашению о единых правилах определения СПТ, необходимо помнить, что в случае, если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:
1) для импортных материалов - по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных материалов) по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;
2) для конечной продукции - по цене на условиях "франко-завод".
Товары, представленные в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности их отгрузки одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, рассматриваются как единый товар только по желанию декларанта и при одновременном выполнении всех пяти нижеследующих условий:
1) предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, или разделении товаров на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии с указанием кодов товаров согласно Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности разделения товаров на несколько партий;
2) поставка всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;
3) декларирование всех партий товаров одному таможенному органу;
4) поставка всех партий товаров в рамках одного контракта;
5) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации либо до истечения сроков ее подачи в отношении первой партии товаров (По Соглашению правительств государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" этот срок не должен превышать шести месяцев с даты принятия таможенной декларации. Существуют и другие различия). По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, не зависящим от получателя товара, эти сроки могут быть продлены таможенным органом на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более, чем на один год.
Происхождение используемых для производства или переработки товаров тепловой и электрической энергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается при определении страны происхождения товаров. Упаковка, в которой ввозится товар, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка с учетом Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности подлежит декларированию отдельно от товара. В этом случае страна происхождения упаковки определяется отдельно от страны происхождения товара. Если упаковка, в которой товар ввозится на таможенную территорию, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, то для определения страны происхождения товара учитывается только та упаковка, в которой товар реализуется в розничной торговле, в том числе при применении правила адвалорной доли, о котором сказано выше.
На уровне СНГ принято Соглашение правительств государств - участников СНГ от 20 ноября 2009 года "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" (далее - Соглашение о правилах определения СПТ в СНГ).
Решением КТС от 18 июня 2010 года N 324 "О включении оговорки в отношении белого сахара при ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации адресована следующая просьба КТС: "В целях унификации решений, принимаемых в области таможенно-тарифного регулирования в рамках таможенного союза, включить оговорку по белому сахару (код ТН ВЭД СНГ 1701) при проведении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанного 20 ноября 2009 года". Текст оговорки, содержащийся в приложении к данному решению, следующий: "Российская Федерация в отношении пункта 2.4 раздела 2 Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющихся приложением к Соглашению, заявляет, что она оставляет за собой право при определении страны происхождения товаров по товарной позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств 1701 применять основное условие критерия достаточной обработки/переработки, которое выражается в изменении указанной товарной позиции на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Данная оговорка не применяется во взаимной торговле между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией".
Соглашение о правилах определения СПТ в СНГ направлено на создание зоны свободной торговли в СНГ и устанавливает единый порядок или, иными словами, Единые правила определения страны происхождения товаров на территории СНГ. Соглашение о правилах определения СПТ подписано следующими 11 государствами:
Государство – участник Соглашения о правилах определения СПТ в СНГ | Примечание |
Азербайджанская Республика | |
Российская Федерация | |
Республика Армения | |
Республика Таджикистан | |
Республика Беларусь | |
Туркменистан | |
Республика Казахстан | С оговоркой относительно позиции 1701 ТН ВЭД СНГ - белый сахар, вырабатываемый из сахара-сырца |
Республика Узбекистан | |
Кыргызская Республика | С оговоркой относительно позиции 1701 ТН ВЭД СНГ - белый сахар, вырабатываемый из сахара-сырца тростникового |
Украина | С оговоркой относительно позиции 1701 ТН ВЭД СНГ - белый сахар, вырабатываемый из сахара-сырца тростникового и возможности для целей Соглашения руководствоваться Украинской ТН ВЭД |
Республика Молдова |
Соглашением о правилах определения СПТ в СНГ установлены следующие специфические термины и понятия:
кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;
изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта;
материал - любой ингредиент, сырье, компонент или деталь и т.п., используемый для производства продукта;
материал иностранного происхождения - материал, не происходящий с территорий государств - участников Соглашения, или материал, происхождение которого не установлено;
продукт (продукция) - изготовленный (произведенный) продукт, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции;
набор продуктов - группа элементов/продуктов, классифицируемых как набор в соответствии с 3-м Основным правилом интерпретации ТН ВЭД;
товар - любое имущество, как материал, так и продукт, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства, перемещаемое через таможенную границу (за исключением транспортных средств, осуществляющих международные перевозки пассажиров и товаров);
партия товара - товары, которые поставляются одновременно по одному или нескольким товаротранспортным документам в адрес одного грузополучателя от одного грузоотправителя, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве багажа одним лицом, пересекающим границу;
резидент - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству государства-участника Соглашения подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики.
Однако в указанное понятие не включаются лица, которые подвергаются налогообложению в государстве - участнике Соглашения только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и/или реализацией товаров;
грузоотправитель/грузополучатель - лицо, указанное в товаротранспортных документах, которое в соответствии с принятыми на себя обязательствами передало/приняло или намерено передать/принять товары перевозчику/от перевозчика;
экспортер - резидент одного из государств - участников Соглашения, являющийся стороной внешнеторгового договора/сделки, который поставляет товар резиденту другого государства - участника Соглашения;
импортер - резидент одного из государств - участников Соглашения, являющийся стороной внешнеторгового договора/сделки, который получает товар в государстве - участнике Соглашения, поставляемый резидентом другого государства - участника Соглашения;
заявитель (декларант) - лицо, обратившееся в уполномоченный орган (организацию) страны вывоза за получением сертификата о происхождении товара, подтверждающее и несущее ответственность за достоверность сведений о товарах, указанных в сертификате о происхождении товара.
Пункт 2.4 Соглашения о правилах определения СПТ в СНГ устанавливает, что в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств-участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара, который может выражаться выполнением следующих условий:
а) изменение товарной позиции по ТН ВЭД СНГ на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки;
б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Условие а) является опорным и применяется в отношении всех товаров, за исключением тех, которые включены в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место. Перечень утвержден приложением 1 к Соглашению о правилах определения СПТ в СНГ. В первых двух графах Перечня указываются данные о продукте, полученном в результате обработки/переработки материалов: в первой графе Перечня приводится код продукта по ТН ВЭД, во второй - описание продукта в соответствии с кодом, указанным в первой графе. Для каждого конкретного продукта, описанного в первых двух графах, условия, производственные или технологические операции, определяющие его происхождение, указаны в третьей графе. Перечень состоит из 229 товарных позиций ТН ВЭД, причем присутствует несколько десятков так называемых "изовских" позиций, некодируемых в ТН ВЭД СНГ, но присутствующих в ТН ВЭД ТС с самостоятельным кодом.
В целях определения страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки материалы, происходящие из государств - участников Соглашения, в соответствии с Правилами определения СПТ в СНГ, не рассматриваются в качестве материалов иностранного происхождения и приравниваются к происходящим из страны, в которой произведен конечный товар.
При определении страны происхождения товаров в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки допускается использование материалов иностранного происхождения, имеющих товарную позицию (на уровне первых четырех знаков), одинаковую с конечным товаром, при условии, что их стоимость не превышает 5% цены конечного товара на условиях "франко-завод" и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве конечного товара (за исключением тех товаров, для которых в Перечне указаны другие условия) при обязательном подтверждении выполнения этих условий в заключении о происхождении товара или акте экспертизы, выданном уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством государства - участника Соглашения.
Если продукт, происхождение которого отвечает условиям Правил определения СПТ в СНГ, используется в производстве другого товара, то требования к происхождению, применяемые к материалам, использованным для производства этого продукта, не учитываются при определении страны происхождения товара.
Пункт 3.1 Соглашения о правилах определения СПТ в СНГ содержит перечень из 16 групп операций, которые не отвечают критерию достаточной обработки/переработки товара, однако в отличие от вышеуказанного аналогичного перечня, регламентированного решением КТС N 373 от 17 августа 2010 года, в Соглашении зафиксировано следующее специфическое условие: "Если в отношении того или иного товара достигается выполнение критерия достаточной обработки/переработки исключительно за счет проведения операций, перечисленных в пункте 3.1, данный товар не будет считаться происходящим из той страны, где эти операции имели место". Иными словами, закреплен безусловный приоритет правила "исключающего перечня" над правилом "критерия достаточной переработки".
Также особые правила предусмотрены по отношению к продуктам, представляющим собой наборы продуктов. В случае определения происхождения наборов продуктов объектом применения критерия достаточной обработки (переработки) рассматривается каждый отдельный элемент, входящий в состав набора. Из этого правила вытекают три следствия, закрепленные в п. 4.1 Соглашения:
- продукт, состоящий из группы элементов или собранный из ряда частей и классифицируемый в соответствии с положениями ТН ВЭД как единый товар, в целом рассматривается как объект применения критерия достаточной обработки/переработки;
- если партия товаров состоит из идентичных продуктов, классифицируемых в одной и той же товарной позиции ТН ВЭД, то каждый продукт должен рассматриваться отдельно для целей применения критерия достаточной обработки/переработки;
- если в силу 5-го Основного правила интерпретации ТН ВЭД упаковка классифицируется совместно с находящимися в ней продуктами, то упаковка должна рассматриваться как составная часть товара при определении происхождения данного товара.
При определении страны происхождения набора продуктов допускается использование элементов или продуктов, из которых состоит набор, не происходящих из государств - участников Соглашения, при условии, что их стоимость не превышает 15% цены набора продуктов на условиях "франко-завод".
Помимо тарифных и нетарифных мер, в ряде случаев определение страны происхождения влияет на возможность предоставления режима свободной торговли в пределах территории стран-участников Соглашения.
Товар пользуется режимом свободной торговли (отмена и не применение в дальнейшем тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле) на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами определения СПТ в СНГ, а также если товар:
а) вывозится на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения и ввозится на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения. В случаях, указанных в пунктах 8.5 (вывоз товара на выставки (ярмарки), проводимые в государствах - участниках Соглашения) и 8.6 (при перемещении товаров с территории одного государства - участника Соглашения на территорию другого государства - участника Соглашения в целях его последующей реализации, когда в качестве грузополучателя (импортера) указан грузоотправитель) Правил определения СПТ в СНГ, такой договор может быть заключен после вывоза товара;
б) вывозится (ввозится) физическим лицом-резидентом государства-участника Соглашения с таможенной территории одного государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения;
в) не покидает территорий государств-участников Соглашения, за исключением случаев, когда товар находится или перемещается по территориям третьих стран под таможенным контролем, документально подтвержденным таможенными органами стран, через территории которых осуществляется доставка товара. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии и над ним не должны производиться какие-либо операции, за исключением операций по обеспечению сохранности и перегрузки товара.
Режим свободной торговли не предоставляется в случае, если право собственности на товар в соответствии с внешнеторговым договором (сделкой), а также в иных случаях, предусмотренных национальным законодательством государств - участников Соглашения, принадлежит лицу, которое не является резидентом государства - участника Соглашения.
Товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении их не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны ввоза.
В отношении товаров, указанных в пункте 5.3 Правил определения СПТ в СНГ, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (предоставление сертификата формы СТ-1 и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев фальсификации сертификата формы СТ-1).
Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года "О Правилах определения страны происхождения товаров" (далее - решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года) по состоянию на 1 октября 2010 года вступило в силу для следующих стран: Казахстан, Россия и Грузия - с 30 ноября 2000 года; Киргизия - с 5 апреля 2001 года; Азербайджан - с 20 июня 2001 года; Молдавия - с 3 августа 2001 года; Украина - с 5 декабря 2001 года; Белоруссия - с 1 августа 2002 года; Армения - с 31 октября 2002 года; Таджикистан - с 9 января 2003 года. Этот документ также посвящен вопросам определения страны происхождения товаров. Правила, утвержденные решением, действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 2 апреля 1999 года (далее - государство - участник Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года легализованы следующие определения, ранее отдельно не упомянутые:
" добавленная стоимость " - доля стоимости декларированных товаров, выраженная в процентном отношении, которая определяется разницей между стоимостью декларируемой продукции и стоимостью используемых для ее производства импортных сырья и материалов;
" резидент " - любые физические и юридические лица, предприятия или организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного местопребывания, места управления, регистрации и создания, либо любой другой аналогичной характеристики.
Большинство норм решения так или иначе повторяют соответствующие стандарты Киотской конвенции и воспроизведены в Соглашении о правилах определения СПТ в СНГ. Однако есть некоторые различия и дополнительные критерии.
Так, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также:
а) экспортируется на основании договора/контракта между резидентом одного из государств - участников Соглашения и резидентом другого государства - участника Соглашения и ввозится с таможенной территории одного государства - участника на таможенную территорию другого государства - участника Соглашения;
б) ввозится физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения с таможенной территории одного из государств - участников на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
При этом товар не должен покидать территории государств - участников Соглашения, кроме случаев, если такая транспортировка невозможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств - участников Соглашения, экспортирующих и импортирующих товары.
Отличительной особенностью Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, утвержденного приложением 1 к решению Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, является отсылка в первой графе "Код ТН ВЭД" не только к кодам товарных подсубпозиций, но и к целым группам, а также наличие четырех примечаний. Россия подписала решение с оговоркой, согласно которой Российская Федерация сохраняет за собой право применять по позиции 1701 (код ТН ВЭД СНГ) действующий порядок определения страны происхождения белого сахара, вырабатываемого из сахара-сырца, основным условием которого является изменение товарной позиции на уровне любого из первых четырех знаков.
Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами (это один из "особых случаев происхождения" товара в терминах Киотской конвенции). Таким образом, первостепенную важность для определения страны происхождения товаров в таких случаях приобретают технические документы, поэтому важно заранее подготовить их до начала таможенного декларирования, а также проверить на наличие неточностей. В тех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, другой надежный способ подготовиться к таможенному декларированию состоит в получении предварительного решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств - членов ТС.
В Российской Федерации порядок принятия предварительных решений о стране происхождения товара установлен ст. 111 Федерального закона Российской Федерации "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ. Заявителем может являться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта. Заявителем может являться иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта. Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).
Статья 93 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" от 30 июня 2010 года N 296-IV устанавливает, что предварительные решения относительно определения страны происхождения товаров принимаются уполномоченным органом в сфере таможенного дела при применении преференциального и непреференциального режимов. Форма принятия предварительного решения относительно определения страны происхождения товаров определяется Правительством Республики Казахстан.
Согласно п. 2 ст. 16 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З по запросу декларанта или иного заинтересованного лица таможенные органы принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны (о стране происхождения товара) в соответствии с параграфом 3 главы 4 Кодекса.
В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, которыми могут являться декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Декларация о происхождении товара согласно ТК ТС представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам. Киотская конвенция несколько иначе трактует это понятие. Согласно п. E3./F4 "Специального приложения "К" Киотской конвенции декларация о происхождении означает соответствующую отметку о происхождении товаров, сделанную в связи с их экспортом изготовителем, производителем, поставщиком, экспортером или иным компетентным лицом в коммерческом счете или любом другом документе, имеющем отношение к этим товарам. При этом декларация о происхождении отличается от "удостоверенной декларации о происхождении " тем, что последняя обязательно удостоверена органом власти или органом, уполномоченным на это.
Документальное подтверждение происхождения должно требоваться только в тех случаях, когда оно необходимо для применения преференциальных таможенных пошлин, мер экономического или торгового характера, принимаемых в одностороннем порядке или в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, либо мер, принимаемых в целях обеспечения здоровья населения или общественного порядка. Под документальным подтверждением происхождения Киотская конвенция понимает один из следующих документов:
- сертификат о происхождении;
- удостоверенную декларацию о происхождении;
- декларацию о происхождении.
Согласно п. 3 главы 2 специального приложения "К" Киотской конвенции документальное подтверждение страны происхождения не должно требоваться в случаях:
a) товаров, отсылаемых небольшими партиями в адрес частных лиц или перевозимых в багаже пассажиров при условии, что такой импорт носит некоммерческий характер, и совокупная стоимость импортируемых товаров не превышает сумму, которая не должна быть меньше 100 долларов США;
b) партий товаров коммерческого назначения, совокупная стоимость которых не превышает сумму, которая не должна быть меньше 60 долларов США;
c) товаров, которым был предоставлен временный допуск;
d) товаров, провозимых под таможенным транзитом;
e) товаров, снабженных сертификатом регионального наименования, а также определенных специфических товаров в тех случаях, когда условия, подлежащие соблюдению странами-поставщиками в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, касающимися этих товаров, таковы, что представление документального подтверждения не требуется.
В случаях отправки нескольких партий товаров, перечисленных в пункте (a) или (b), одновременно, одним и тем же способом, одному и тому же грузополучателю, одним и тем же грузоотправителем, суммарная стоимость считается равной общей стоимости этих партий товаров.
Представление документального подтверждения должно требоваться от компетентных органов страны происхождения только в тех случаях, когда таможенная служба страны импорта имеет основания для подозрений в мошенничестве.
В ТК ТС закреплен приоритет международного договора государства - члена ТС перед союзным законодательством в той части, которая определяет критерии сведений о стране происхождения товаров. Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
ТК ТС предусматривает открытый перечень случаев, когда предоставления документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:
1) если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза;
2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 ТК ТС (Особенности перемещения товаров для личного пользования);
3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время, одним и тем же способом, одним и тем же отправителем, в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;
4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Решением КТС от 20 мая 2010 года N 254 "О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров" (Текст решения размещен на сайте Таможенного Союза: tsouz.ru/ KTS/ KTS16/ Pages/ R_254.aspx) установлено, что если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, отправленных в одно и то же время, одним и тем же способом, одним и тем же отправителем, в адрес одного получателя не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, в отношении таких товаров не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров.
Необходимость предъявления документов, подтверждающих страну происхождения, связана с режимом тарифных преференций, предоставляемых большинству стран на принципах взаимности, а в данном случае предоставляемых в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов ТС. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно ТК ТС сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Киотская конвенция различает также " сертификат регионального наименования ", под которым понимается сертификат, оформленный в соответствии с правилами, установленными органом власти или уполномоченным органом, подтверждающий, что описанные в нем товары соответствуют наименованию, относящемуся к определенному району (например, шампанское, портвейн, сыр Пармезан).
В тех случаях, когда товары не импортируются непосредственно из страны происхождения, а направляются через территорию третьей страны, должно быть разрешено оформление сертификатов о происхождении органами власти или органами, уполномоченными выдавать такие сертификаты, в этой третьей стране на основании сертификата о происхождении, ранее выданного в стране происхождения этих товаров.
Приложение I главы 2 специального приложения "К" Киотской конвенции устанавливает примерную форму сертификата о происхождении, а также технические требования к бланку сертификата и порядок его заполнения.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли в рамках СНГ, предоставляются при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1, который выдают торгово-промышленные палаты государств - членов ТС. Вместе с тем ТК ТС не предусматривает применение данного сертификата при движении товаров внутри ТС, таким образом, внутри таможенного союза данный сертификат больше не применяется.
Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года предусматривает, что для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (приложение 2, являющееся неотъемлемой частью Правил) или декларации о происхождении товара. Сертификат о происхождении товара оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя. Сертификат оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210 x 297 мм), изготовленном типографским способом. Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи. Государства - участники Соглашения обмениваются образцами сертификатов формы СТ-1, печатей органов и подписей лиц, уполномоченных удостоверять сертификаты. Без представления указанных образцов сертификаты считаются недействительными, и на товары не распространяются преференции, предусмотренные Соглашением. Правила заполнения граф сертификата формы СТ-1 содержатся в п. 12 указанного решения.
Заполнение сертификата производится в трех экземплярах (первый является оригиналом, второй и третий - копиями, выполненными на незащищенных бланках) в отпечатанном виде на русском языке. Наличие подчисток в сертификате недопустимо. Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства. Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного декларирования. При реэкспорте товаров в рамках государств - участников Соглашения возможна выдача заменных сертификатов при наличии сертификата формы СТ-1 страны происхождения товара. При этом в пункте 5 сертификата отмечается: "Сертификат выдан на основании сертификата страны происхождения" (с указанием номера и даты). Товары, происхождение которых не установлено, или происхождение которых установлено, но при этом в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны-импортера.
При вывозе товаров с таможенной территории ТС сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств - членов таможенного союза, если:
- указанный сертификат необходим по условиям контракта;
- по национальным правилам страны ввоза товаров;
- если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.
Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы, на основании которых удостоверено происхождение товаров, не менее трех лет со дня его выдачи. Этот срок более жесткий по сравнению с тем, который установлен Киотской конвенцией (два года).
Нередко экспортеры из государств - членов ТС часто приобретают сертификат происхождения формы А, особенно это важно применительно к странам Европейского союза, а также другим странам, которые предоставляют Российской Федерации тарифные преференции, в частности, Канаде или США.
Сертификат страны происхождения товара по общей форме может служить доказательством страны происхождения товара, особенно в случае транзита товаров через таможенную территорию ТС, но не является основанием предоставления тарифных преференций.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Когда от страны происхождения зависит ставка таможенной пошлины и сумма таможенных платежей, подлежащих уплате (фискальные интересы государств), а также эффективность самого механизма таможенно-тарифного регулирования, в данном случае государства заинтересованы в подтверждении страны происхождения более надежным способом, чем простое заявление изготовителя относительно страны происхождения.
Режим наиболее благоприятствуемой нации (далее - РНБ) в терминах ТК ТС означает применение таможенных пошлин по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым у государства - члена ТС есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств).
В Едином таможенном тарифе ТС содержатся базовые ставки, под которыми понимаются ставки ввозных таможенных пошлин по каждой товарной подсубпозиции ТН ВЭД ТС на товары, происходящие из государств, которым государства - члены ТС предоставляют в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации.
Определение РНБ содержится также в ст. I ГАТТ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон или предназначаемому для территории всех других договаривающихся сторон".
Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет РНБ, утвержден приложением 1 к Приказу ГТК России от 25 декабря 2003 года N 1539 и включает в себя 135 государств. Пунктом 6 данного Приказа установлено "не применять ввозные таможенные пошлины в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории какого-либо из этих государств".
РНБ также применяется в том случае, если страна происхождения не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Российская Федерация РНБ не предусматривает.
Если таможенным органом обнаружены признаки, что страной происхождения товаров является иностранное государство (группа иностранных государств), с которыми отсутствуют взаимные договорные обязательства о предоставлении РНБ, таможенные пошлины в отношении таких товаров подлежат уплате по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которыми отсутствуют взаимные договорные обязательства о предоставлении РНБ, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным повышенным базовым ставкам. При условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения одного года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации режим тарифных преференций или РНБ восстанавливается, а уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету).
Ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация не предусматривает РНБ, увеличиваются вдвое. Иными словами, в данном случае ставка таможенной пошлины, указанная в Едином таможенном тарифе ТС, умножается на два.
Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений, или обеспечения уплаты специальной, антидемпинговой либо компенсационной пошлины, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров является страна, на ввоз товаров из которой установлены ограничения. Помещение товаров под таможенную процедуру не осуществляется только в случае, если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что страной происхождения товаров может являться страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС.
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения. Интеграционные процессы в рамках ТС, сотрудничество государств - членов ТС с другими странами в рамках двусторонних отношений, а также уменьшение числа тарифных преференций приводит к уменьшению случаев, в которых требуется документальное подтверждение страны происхождения товаров.