Внешняя среда харак теризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. внешнее окружение организации.
В первом круге, непосредственно прилегающем к ней, представлены организации и люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы, общества потребителей и пр.
Важным фактором внешней среды первого ряда является конкуренция, которая в современных условиях приобретает новые черты благодаря использованию информационных технологий.
К основным конкурентам относятся: ОАО "Сибнефть", ОАО "ТНК", ОАО "Сургутнефтегаз"
Из отчета ОАО "ЛУКОЙЛ" за III квартал 2004 года: «Основными конкурентами Компании при поставках российской нефти на внутренний и внешний рынки являются российские вертикально интегрированные нефтяные компании ОАО «ЮКОС», ОАО «Сибнефть», ОАО «ТНК», ОАО «Сургутнефтегаз» и их дочерние и зависимые общества на различных сегментах рынка, нефтеперерабатывающие заводы Уфимской группы, в некоторых регионах – дочерние общества РАО «Газпром»».
Несмотря на широкую диверсификацию продаж, основные объемы реализации продукции переработки нефти НК «Лукойл» концентрирует в приоритетных регионах сбытовой деятельности, где Компания располагает собственной и привлеченной инфраструктурой нефтепродуктообеспечения (в том числе розничной сетью), которая находится относительно близко к НПЗ Компании, где региональная емкость рынка и уровень платежеспособного спроса позволяют максимально реализовать конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Среди российских регионов, соответствующих этим требованиям, в первую очередь следует отметить те, в которых находятся перерабатывающие мощности НК «Лукойл» – Пермскую, Волгоградскую, Нижегородскую области, Республику Коми.
Непосредственное влияние на организацию оказывают поставщики. В ноябре 2007 года Тендерный комитет ОАО «НК «Лукойл» принял решение о выборе поставщика оборудования для реконструкции ОАО «Лукойл Нефтохим Бургас» (Болгария), ООО «Энергомаш-Атоммаш» (г. Волгодонск). Группа «Энергомаш» - один из крупнейших в России промышленных холдингов. Включает в себя 8 крупных машиностроительных заводов, на территории которых расположены 20 производственных комплексов, ориентированных на свои сегменты рынка промышленного оборудования. Занимает ведущие позиции по выпуску нефтегазового и нефтехимического оборудования, энерготехнологических котлов и трубопроводной арматуры, трубопроводов для АЭС, металлоконструкций, силовых трансформаторов, трансформаторов тока, элегазовых выключателей, а также реализует программу по строительству серии газотурбинных теплоэлектроцентралей в регионах России.
К машиностроительным заводам, которые освоили производство новых видов продукции и вырос уровень производства, и у которых «НК «Лукойл» приобретают оборудование, можно отнести:
- ОАО «Мотовилихинские заводы», освоившее выпуск глубинно-насосных штанг.
- ОАО «Гидромашсервис»
- ОАО «Ижнефтемаш», специализирующееся на выпуске глубинонасосного и
нефтепромыслового оборудования.
- ОАО «Пензтяжпромарматура» и ОАО «Пензахиммаш», производящие запорную арматуру и нефтеаппаратуру, которые по своим техническим характеристикам не уступают продукции ведущих зарубежных фирм.
- ОАО «Новомет», освоившее производство новых видов погружных центробежных насосов различной производительности на базе рабочих органов из композитных материалов, а также новых видов газосеператоров и гидрозащит;
- АО «Подольсккабель»- изготовитель силового кабеля к УЭЦН;
- ОАО «Ясногорский машиностроительный завод» изготовитель центробежных секционных насосов ЦНС 38, ЦНС 60, ЦНС 105, ЦНС 180, ЦНС 300;
- ЗАО «ФАДА», освоившее производство гидравлических ключей ГКШ-1200М, 1500 аналог ключа «Ойл-Кантри»;
- ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» - изготовитель подъемных агрегатов, грузоподъемностью 80 т., 100 т. и 125 т.
- Гибкая труба для тюбинговых установок производства завода «УралЛУКтрубмаш».
Во втором ряду переменных внешней среды находятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их составе политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические, климатические факторы. Рассмотрение содержания каждой из этих групп позволяет определить силу и возможное направление их воздействия на работу организации.
Влияние политических факторов вызывает необходимость изучения таких явлений общественной жизни, как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характере проводимых реформ. Например, смена программы правительства может вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки национальной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, государственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.
Группа технологических факторов отражает уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли и в определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интересующих данное предприятие отраслях. Все это в конечном счете предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к повышению конкурентоспособности организации.
В 2005 году НК «Лукойл» первым из российских нефтяных компаний начал крупномасштабное производство дизельного топлива НК «Лукойл» Евро-4 с улучшенными экологическими характеристиками на своих российских заводах. Это топливо соответствует европейским экологическим требованиям для дизельного топлива ЕNL590:2004, действующим в странах Европейского Союза с 2005 года. Помимо продления срока службы двигателя и экономии топлива, использование дизельного топлива НК «Лукойл» Евро-4 приводит к снижению выбросов канцерогенных веществ в атмосферу более чем в 2 раза. В 2007 году объем производства дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-4, на российских заводах Компании составил 6,2 млн т. Кроме того было произведено более 0,7 млн т дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-5.
В 2006 году НК «Лукойл» начал производство бензина, соответствующего требованиям европейского стандарта Евро-3. На основе новых бензинов НК «Лукойл» разработал бренд «ЭКТО» (экологическое топливо). На АЗС Компании в России началась реализация бензинов «ЭКТО-92» и «ЭКТО-95». Для улучшения эксплуатационных характеристик новых бензинов в них дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок, способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других свойств. Выведение на рынок брендового топлива стало важным шагом в развитии сбытового сектора Компании.
Экономические факторы оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики, как динамика и темпы роста валового национального продукта и продукции отраслей, оплата труда, его производительность. Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влияние на положение организации из-за снижения инвестиций в ее отрасль. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или в конкретной отрасли может потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом. В этой группе факторов следует рассматривать и другие экономические параметры, например ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработицы, динамику доходов населения, размеры инфляции и т. п. Очевидно, например, что рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприятные изменения в покупательной способности клиентов организации. Высокий уровень безработицы может быть учтен при разработке кадровой политики организации и при решении вопросов оплаты труда работающих и т. д.
Финансовый кризис 2009 года заставил НК «Лукойл» пересмотреть некоторые планы на будущее. Компания изменила инвестпрограмму — теперь сроки некоторых крупных, а также небольших проектов НК «Лукойл», находящихся на начальной стадии, будут перенесены. По словам главы компании Вагита Алекперова, компания также пересмотрела прогнозы по добыче на 2009 год, согласно которым добыча нефти возрастет на 1—1,5%, добыча газа — на 3,5—4%. Помимо этого в период до 2012 года НК «Лукойл» планирует построить комплекс по осушке газа в Калмыкии и 60 АЗС в Краснодарском крае.
НК «Лукойл» отказалась от поддержки госбанков в связи с мировым кризисом, считая озвученные предложения со стороны банков невыгодными. капитальные затраты компании в 2009г. составят 8 млрд долл. Предварительно утвержден бюджет компании на 2009г., предусматривающий три сценария: оптимистический, если стоимость барреля нефти составит 80 долл., нормальный, когда стоимость нефти - 60 долл./барр., и пессимистический - 45 долл./барр. Инвестпрограмма на 2009г. в условиях кризиса будет сокращена, сокращение прежде всего коснется нефтеперерабатывающего сектора в России и объемов бурения, сообщил вице-президент. В то же время, по итогам 2008г. НК «Лукойл» ожидает рекордных показателей по чистой прибыли.