Факторы внешней среды организации


Внешняя среда харак­ теризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента. внешнее окружение организации.

 

В первом круге, непосредственно прилегающем к ней, пред­ставлены организации и люди, которые связаны с данным пред­приятием в силу выполняемых ими целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессио­нальные союзы, торговые организации, правительственные орга­ны, общества потребителей и пр.

Важным фактором внешней среды первого ряда является конкуренция, кото­рая в современных условиях приобретает новые черты благодаря использованию информационных технологий.

К основным конкурентам относятся: ОАО "Сибнефть", ОАО "ТНК", ОАО "Сургутнефтегаз"

Из отчета ОАО "ЛУКОЙЛ" за III квартал 2004 года: «Основными конкурентами Компании при поставках российской нефти на внутренний и внешний рынки являются российские вертикально интегрированные нефтяные компании ОАО «ЮКОС», ОАО «Сибнефть», ОАО «ТНК», ОАО «Сургутнефтегаз» и их дочерние и зависимые общества на различных сегментах рынка, нефтеперерабатывающие заводы Уфимской группы, в некоторых регионах – дочерние общества РАО «Газпром»».

Несмотря на широкую диверсификацию продаж, основные объемы реализации продукции переработки нефти НК «Лукойл» концентрирует в приоритетных регионах сбытовой деятельности, где Компания располагает собственной и привлеченной инфраструктурой нефтепродуктообеспечения (в том числе розничной сетью), которая находится относительно близко к НПЗ Компании, где региональная емкость рынка и уровень платежеспособного спроса позволяют максимально реализовать конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Среди российских регионов, соответствующих этим требованиям, в первую очередь следует отметить те, в которых находятся перерабатывающие мощности НК «Лукойл» – Пермскую, Волгоградскую, Нижегородскую области, Республику Коми.

Непосредственное влияние на организацию оказывают поставщики. В ноябре 2007 года Тендерный комитет ОАО «НК «Лукойл» принял решение о выборе поставщика оборудования для реконструкции ОАО «Лукойл Нефтохим Бургас» (Болгария), ООО «Энергомаш-Атоммаш» (г. Волгодонск). Группа «Энергомаш» - один из крупнейших в России промышленных холдингов. Включает в себя 8 крупных машиностроительных заводов, на территории которых расположены 20 производственных комплексов, ориентированных на свои сегменты рынка промышленного оборудования. Занимает ведущие позиции по выпуску нефтегазового и нефтехимического оборудования, энерготехнологических котлов и трубопроводной арматуры, трубопроводов для АЭС, металлоконструкций, силовых трансформаторов, трансформаторов тока, элегазовых выключателей, а также реализует программу по строительству серии газотурбинных теплоэлектроцентралей в регионах России.

К машиностроительным заводам, которые освоили производство новых видов продукции и вырос уровень производства, и у которых «НК «Лукойл» приобретают оборудование, можно отнести:
- ОАО «Мотовилихинские заводы», освоившее выпуск глубинно-насосных штанг.

- ОАО «Гидромашсервис»
- ОАО «Ижнефтемаш», специализирующееся на выпуске глубинонасосного и
нефтепромыслового оборудования.
- ОАО «Пензтяжпромарматура» и ОАО «Пензахиммаш», производящие запорную арматуру и нефтеаппаратуру, которые по своим техническим характеристикам не уступают продукции ведущих зарубежных фирм.
- ОАО «Новомет», освоившее производство новых видов погружных центробежных насосов различной производительности на базе рабочих органов из композитных материалов, а также новых видов газосеператоров и гидрозащит;
- АО «Подольсккабель»- изготовитель силового кабеля к УЭЦН;
- ОАО «Ясногорский машиностроительный завод» изготовитель центробежных секционных насосов ЦНС 38, ЦНС 60, ЦНС 105, ЦНС 180, ЦНС 300;
- ЗАО «ФАДА», освоившее производство гидравлических ключей ГКШ-1200М, 1500 аналог ключа «Ойл-Кантри»;
- ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» - изготовитель подъемных агрегатов, грузоподъемностью 80 т., 100 т. и 125 т.
- Гибкая труба для тюбинговых установок производства завода «УралЛУКтрубмаш».

Во втором ряду переменных внешней среды нахо­дятся факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздей­ствия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. В их составе политические, экономические, демографические, со­циально-культурные, технологические, экологические, географи­ческие, климатические факторы. Рассмотрение содержания каж­дой из этих групп позволяет определить силу и возможное направ­ление их воздействия на работу организации.

Влияние политических факторов вызывает необходимость изу­чения таких явлений общественной жизни, как стабильность влас­ти, изменения в составе и политике правительства, характере про­водимых реформ. Например, смена программы правительства мо­жет вызвать весьма серьезные сдвиги в характере поддержки наци­ональной экономики, частного бизнеса, предпринимательства, го­сударственного сектора экономики. Политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.

Группа технологических факторов отражает уровень научно-тех­нического развития в обществе или в отрасли и в определенном смысле предопределяет возможности проектирования и создания технической системы предприятия. Поэтому среди факторов этой группы особенно большое значение имеет анализ исследований и новых разработок, выявление прогрессивных изменений в интере­сующих данное предприятие отраслях. Все это в конечном счете предопределяет способность компании быстрее других применить новые технологии и продукты, а это, как правило, приводит к по­вышению конкурентоспособности организации.

В 2005 году НК «Лукойл» первым из российских нефтяных компаний начал крупномасштабное производство дизельного топлива НК «Лукойл» Евро-4 с улучшенными экологическими характеристиками на своих российских заводах. Это топливо соответствует европейским экологическим требованиям для дизельного топлива ЕNL590:2004, действующим в странах Европейского Союза с 2005 года. Помимо продления срока службы двигателя и экономии топлива, использование дизельного топлива НК «Лукойл» Евро-4 приводит к снижению выбросов канцерогенных веществ в атмосферу более чем в 2 раза. В 2007 году объем производства дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-4, на российских заводах Компании составил 6,2 млн т. Кроме того было произведено более 0,7 млн т дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-5.

В 2006 году НК «Лукойл» начал производство бензина, соответствующего требованиям европейского стандарта Евро-3. На основе новых бензинов НК «Лукойл» разработал бренд «ЭКТО» (экологическое топливо). На АЗС Компании в России началась реализация бензинов «ЭКТО-92» и «ЭКТО-95». Для улучшения эксплуатационных характеристик новых бензинов в них дополнительно вводится многофункциональный пакет присадок, способствующий улучшению моющих, антикоррозионных и других свойств. Выведение на рынок брендового топлива стало важным шагом в развитии сбытового сектора Компании.

Экономические факторы оказывают влияние на организацию че­рез такие параметры экономики, как динамика и темпы роста ва­лового национального продукта и продукции отраслей, оплата тру­да, его производительность. Появление в результате структурной перестройки новых сфер деятельности с высокими показателями прибыльности и эффективности может оказать негативное влия­ние на положение организации из-за снижения инвестиций в ее отрасль. Изменение систем и размеров оплаты труда в экономике в целом или в конкретной отрасли может потребовать радикального пересмотра стратегии управления персоналом. В этой группе фак­торов следует рассматривать и другие экономические параметры, например ситуацию с предложением денег, кредитно-денежную и налоговую политику, наличие рабочих мест и уровень безработи­цы, динамику доходов населения, размеры инфляции и т. п. Оче­видно, например, что рост инфляции сокращает покупательную способность населения и таким образом влияет на оплачиваемый спрос со стороны потребителей продукции. Новые налоги могут привести к перераспределению доходов и вызвать неблагоприят­ные изменения в покупательной способности клиентов организа­ции. Высокий уровень безработицы может быть учтен при разра­ботке кадровой политики организации и при решении вопросов оплаты труда работающих и т. д.

Финансовый кризис 2009 года заставил НК «Лукойл»  пересмотреть некоторые планы на будущее. Компания изменила инвестпрограмму — теперь сроки некоторых крупных, а также небольших проектов НК «Лукойл», находящихся на начальной стадии, будут перенесены. По словам главы компании Вагита Алекперова, компания также пересмотрела прогнозы по добыче на 2009 год, согласно которым добыча нефти возрастет на 1—1,5%, добыча газа — на 3,5—4%. Помимо этого в период до 2012 года НК «Лукойл» планирует по­строить комплекс по осушке газа в Калмыкии и 60 АЗС в Краснодарском крае.

НК «Лукойл» отказалась от поддержки госбанков в связи с мировым кризисом, считая озвученные предложения со стороны банков невыгодными. капитальные затраты компании в 2009г. составят 8 млрд долл. Предварительно утвержден бюджет компании на 2009г., предусматривающий три сценария: оптимистический, если стоимость барреля нефти составит 80 долл., нормальный, когда стоимость нефти - 60 долл./барр., и пессимистический - 45 долл./барр. Инвестпрограмма на 2009г. в условиях кризиса будет сокращена, сокращение прежде всего коснется нефтеперерабатывающего сектора в России и объемов бурения, сообщил вице-президент. В то же время, по итогам 2008г. НК «Лукойл»  ожидает рекордных показателей по чистой прибыли.

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: