I. Теоретические и основы учета основных средств

ВВЕДЕНИЕ

Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей народного хозяйства. В новых экономических условиях в данной отрасли происходят значительные перемены: совершенствуется система управления, создаются кооперативные, совместные предприятия. Это обусловливает необходимость дальнейшего развития методологии, методики и организации бухгалтерского учета.

Неотъемлемым условием осуществления хозяйственной деятельности является обеспечение предприятия, наряду с материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми основными средствами - зданиями, сооружениями, оборудованием, транспортными и другими средствами.

Важнейшей составной частью национального богатства, важнейшим элементом экономического потенциала страны выступают основные средства. Объекты основных средств составляют основу любого производства. С основными средствами, как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность предприятий в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, низкие фондоотдача и инвестиционная активность и другое. Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом бухгалтерского учета и аудита.

Учет является важнейшим средством систематического контроля за сохранностью основных средств, за правильным их использованием и выявлением дополнительных резервов повышения эффективности хозяйствования.

Полное и рациональное использование основных фондов и производственных мощностей предприятия способствует улучшению всех его технико-экономических показателей: росту производительности труда, повышению фондоотдачи, экономии капитальных вложений и др.

В сфере сельского хозяйства основные фонды создают необходимые материальные условия для выполнения функций хранения, транспортировки, обработки сельскохозяйственной продукции.

В данной работе рассматриваются такие вопросы как: документальное оформление поступления и выбытия основных средств; методика ведения регистров синтетического и аналитического учета движения основных средств; документальное оформление и учет амортизации основных средств; закономерности развития и пути повышения эффективности использования материально-технической базы; выявление возможностей и резервов повышения эффективности использования материально-технической базы сельского хозяйства.

Предметом работы является учет движения основных средств на предприятии. Объектом является организация СХА (колхоз) «Ленинский путь».

Целью работы разработка направлений совершенствования системы учета основных средств.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение понятия основных средств;

-  определить классификацию основных средств и их оценка;

- рассмотреть документальное оформление движения основных средств;

- рассмотреть аналитический и синтетический учет основных средств.

Для достижения поставленных цели и задач предполагается изучить законодательную базу Российской Федерации, которой руководствуется предприятие при организации учёта основных средств, бухгалтерскую и статистическую отчётность, основные положения учётной политики СХА (колхоза) «Ленинский путь».



I. Теоретические и основы учета основных средств

1.1 Основные средства как объект учета

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. [8, 212]

Согласно другому определению основные средства - это внеоборотные активы, участвующие в течение длительного периода в хозяйственном процессе и приносящие организации дополнительные экономические выгоды. Сохраняя первоначальную материальную форму, они переносят частями свою стоимость на производимую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги путём начисления амортизации. [7, 357]

В Положении по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6/01) определено, что для принятия к учёту активов в качестве основных средств должны быть одновременно выполнены четыре условия:

- использование для производства продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для целей управления организацией

- использование в течение длительного времени, т.е. срок полезного использования должен превышать 12 месяцев или обычный операционный цикл

- не предполагается последующая перепродажа таких активов

- приобретение активов связано с намерением получить в будущем экономическую выгоду. [4]

К основным средствам относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, приборы и устройства, вычислительная техника, инструменты и т.п. В состав основных средств включаются также капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования. [11, 126]

Срок полезного использования определяется организацией самостоятельно при принятии объекта основных средств к учёту. Обычно сроком полезного использования является период, в течение которого предполагается получить доход от эксплуатации конкретного объекта. Срок полезного использования по каждому объекту определяется исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с планируемой мощностью или производительностью

- предполагаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, системы проведения ремонтов и прочих условий

- нормативно-правовых и других ограничений на использование этого объекта.

 

1.2 Классификация основных средств и их оценка                                                         

Для обоснованного определения состава основных средств производится их классификация. Это нужно и в целях правильного распределения амортизационных отчислений между отдельными отраслями и видами продукции при ее калькуляции, и для определения эффективности использования основных средств. [10, 79]

Принято группировать основные средства по трем основным признакам: по целевому назначению, по использованию и по видам.

По целевому назначению основные средства делятся на: производственные и непроизводственные.

Производственные основные средства предназначены для непосредственного использования в производственном процессе. К ним относятся: производственные здания и сооружения, силовые машины и оборудование, сельскохозяйственные машины и орудия, аппараты, измерительные приборы, инструменты и лабораторное оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения производственного характера, прочие производственные основные средства. В сельскохозяйственных предприятиях производственные основные средства делятся на основные средства (фонды) сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

В свою очередь производственные основные средства сельскохозяйственного назначения подразделяются на основные средства растениеводства, животноводства и общего назначения.

Непроизводственные основные средства подразделяются на основные средства: торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, просвещения, культуры, искусства.

Отнесение основных средств к той или иной группе осуществляется согласно инструкции по типовой классификации основных средств. Например, в группу "Сооружения" в сельском хозяйстве относят силосные траншеи, ямы и башни, парники, теплицы, навозохранилища, оросительные, сооружения. В группу "Машины и оборудование" включают почвообрабатывающие машины и орудия (плуги, бороны, культиваторы и т.п.), посевные и посадочные (сеялки, сажалки), уборочные машины (сеноуборочные, зерноуборочные и др.) и т.д. по каждой группе основных средств.

По использованию основные средства делят на используемые и неиспользуемые, которые находятся в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации или на консервации.

В практике учета применяют еще несколько принципов классификации основных средств - по вещественному составу, по принадлежности и др.

По вещественному составу основные средства делят на инвентарные и неинвентарные. К первым относят объекты, имеющие вещественное выражение и поддающиеся проверке. Неинвентарными объектами называют капитальные вложения в земельные, лесные и водные угодья, кроме сооружений.

По принадлежности основные средства делят на собственные, арендованные, полученные на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ № 359от 26.12.94. принадлежащие организации объекты основных средств группируются по следующим направлениям: здания (кроме жилых), сооружения, жилища, машины и оборудование (в зависимости от основного назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные (к информационному оборудованию относится: оборудование систем связи, средства измерения и управления, средства вычислительной техники и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, средства хранения информации, театрально-сценическое оборудование)), средства транспортные, инвентарь производственный и хозяйственный, скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя), насаждения многолетние. [4]

В бухгалтерском учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств, приобретенных за плату, в соответствии с п.8 ПБУ 6/01, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). [4]

Такие затраты включают в себя:

- суммы, уплачиваемые организацией в соответствии с договором поставки поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организацией за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- таможенные пошлины и иные платежи;

- регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи, производимые в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объектов основных средств;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

    Не включают в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. [1]

В соответствии с п.14 ПБУ 6/01, стоимость основных средств организации, по которой они приняты на учет, не подлежит изменению, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов. [4]

Восстановительная стоимость -это стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и условий изготовления аналогичных объектов.

Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, которая в соответствии с п.15 ПБУ 6/01 может производиться организацией не чаще одного раза в год (на начало отчетного года). Переоценка производится путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации. [4]

Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной (восстановительной) стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.

Ликвидационная стоимость -это стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т.п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету по рыночным ценам. [4]

 

1.3 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств

Движение основных средств, связанное с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учётной документации. Операциями по поступлению основных средств является ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование не учтённых ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение. [9, 206]

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности (форма № ОС-1) (прилож.1). Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица (форма № ОС-1б).

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования (форма № ОС-14). Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах (форма № ОС-15).

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт, который подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта также оформляют актом (форма № ОС-1 или ОС-1б). [7, 448]

Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации сдатчика основных средств.

После оформления акты с приложенной технической документацией передаются в бухгалтерию организации, где на объект основных средств открывается инвентарная карточка(форма №ОС-6) (прилож.2), для учета наличия объектов основных средств, а также движения их внутри организации.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Для оформления списания основных средств комиссия использует следующие акты:

- для объекта основных средств – акт о списании объекта основных средств по форме №ОС-4;

- для автотранспортных средств – акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а); (прилож.3)

- для групп объектов основных средств – акт о списании групп объектов основных средств (форма №ОС-4б).

Данные акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем или уполномоченным лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй- остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку объекта, объектов и группового учета объектов основных средств.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств должны храниться в течение срока, определяемого руководителем организации.[12, 186]

 

 

1.4  Синтетический и аналитичёский учёт движения основных средств

Аналитический учет по счету учета основных средств ведут по каждому объекту основных средств с группировкой их по видам и действующим классификационным группам основных средств, утвержденных постановлением Госстандарта РФ № 359 от 26 декабря 1994 г. В аналитическом учете основные средства показывают исходя из характера использования: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

При аналитическом учете принимают во внимание также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования:

- объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

- объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Непосредственно учет объектов основных средств организует бухгалтерская служба организации чаще всего на инвентарных карточках учета основных средств (ф. № ОС-6), которую открывают на каждый инвентарный объект.

Аналитический учет многолетних насаждений ведут в инвентарных карточках ф.109-АПК. Карточки открывают на каждый вид, породу, сорт многолетних насаждений в зависимости от года посадки, расположения.

Для контроля за наличием инвентарных карточек в сельскохозяйственных предприятиях используют "Опись инвентарных карточек" ф. ОС-7. Опись используют для регистрации инвентарных карточек, ее заполняют в одном экземпляре. Записи ведут по классификационным группам основных средств с отражением номера каждой карточки, инвентарного номера и наименования объекта.

Все инвентарные карточки хранят в картотеке по разделам, подразделам, классам и подклассам согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри них - по месту эксплуатации (структурным подразделениям). На каждую группу заводят инвентарные карточки ф. ОС-8, на основании которых ежемесячно составляют оборотную ведомость движения основных средств, которая имеет контрольное значение.

В организации, имеющей небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет основных средств может быть организован в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

Отметим также, что в каждой организации должен быть оперативный контроль за использованием основных средств с получением следующей информации:

- о наличии собственных средств с подразделением их на собственные или арендованные, установленные или не установленные, действующие и неиспользуемые;

- о рабочем времени и простоях оборудования, машин и транспортных средств;

- о выпуске продукции (работах и услугах).

Все основные средства на время эксплуатации закрепляют за фермами, бригадами, а конкретную ответственность несут их руководители и отдельные материально-ответственные лица. Для этого в конце года при проведении инвентаризации основных средств заполняют инвентаризационные описи основных средств, в которых соответствующие материально - ответственные лица расписываются в приемке объектов на ответственное хранение.

Поступление основных средств в организацию происходит: в порядке нового строительства; на условиях аренды; в результате приобретения за плату; в качестве взноса (вклада) в уставный капитал; безвозмездным получением или дарением; выявлением как неучтенных по материалам инвентаризации; путем получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; оприходованием с целью осуществления совместной деятельности и доверительного управления; в порядке товарообменных операций; другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Как только объект основных средств поступил в распоряжение организации, ее руководитель или иное уполномоченное должностное лицо учреждает комиссию из специалистов соответствующего профиля и будущего материально - ответственного лица и поручает ей принять объект, а результат приемки оформить документом.

Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов составляют акт (накладная) приемки-передачи основных средств ф. № ОС-1, которая утверждена постановлением Госкомстата РФ № 71а от 30.10.97 г., или акт приема-передачи основных средств ведомственной ф.101-АПК[10, 108].

Приемочная комиссия определяет техническое состояние и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и другие сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отмечаются в акте приемки, к которому прилагают необходимую техническую документацию (чертежи, технический паспорт, руководство по эксплуатации и пр.).

Общим актом (накладной) приемки-передачи основных средств может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.

В процессе организации аналитического учета по объектам и в случае группового учета однотипных объектов основных средств на основании информации, содержащейся в акте и технической документации (паспорт, спецификации и пр.), приложений к нему, в бухгалтерии открывают инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОС-6).[12, 186]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: