(в % от количества опрошенных)
Категории мигрантов | Положи-тельное | Равно-душное | Отрица-тельное | Неопре-деленное |
Выходцы из неблагополучных регионов России | 14,6 | 31,4 | 13,4 | 40,6 |
Представители кавказских народов России | 6,5 | 20,8 | 40,3 | 32,4 |
Русские из бывших республик СССР | 25,7 | 32,8 | 6,9 | 34,6 |
Представители народов Азербайджана, Армении, Грузии | 4,5 | 19,8 | 39,3 | 36,4 |
Представители народов Беларуси, Украины, Молдовы | 12,3 | 33,6 | 12,3 | 41,8 |
Представители народов Средней Азии – Казахстана, Киргизии и др. | 9,1 | 25,3 | 29,1 | 36,5 |
Представители народов Вьетнама, Китая и др. | 3,6 | 15,4 | 36,8 | 44,2 |
Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что наши сограждане серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в области миграции. 55% опрошенных убеждены, что власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации. Еще 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России – то есть создания так называемых «этнических гетто». При этом только 14% респондентов поддерживает легализацию и повышение правовой защищенности мигрантов, и лишь 13% – за улучшение условий гастарбайтеров.[14]
Каждый, кто побывал в Москве, будет вынужден констатировать, что приезжие уже составляют весьма значительную долю населения российской столицы. Неслучайно именно в крупных мегаполисах, Москве и Петербурге, опрос ВЦИОМ фиксирует наибольшее число тех, кто выступает за ужесточение миграционного законодательства (67% респондентов). Многие из тех, кто приезжает в Россию, не могут или не хотят адаптироваться к нашей культуре, порой по причине банального незнания русского языка. Дальнейший неконтролируемый приток мигрантов рассматривается коренными жителями России, 80% которых составляют русские, как подрыв существующего культурного пространства и угроза национальной идентичности. В связи с этим резкое неприятие вызывает перспектива создания так называемых «этнических гетто», где мигранты могли бы составлять изолированные инокультурные анклавы. В Москве и Петербурге против этого выступает 33% опрошенных.
Кроме того ВЦИОМ представил данные о том, что, с точки зрения россиян, должны делать власти, чтобы не допустить разжигания межнациональной розни (таблица 5). [15]
Чтобы не допустить в России роста межнациональной напряжённости и конфликтов между коренным населением и мигрантами, власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации, считают 55% опрошенных. Ещё 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России («этнические гетто»).
Все остальные варианты решений менее популярны. Так, 28% поддерживают предложение ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь, 22% - запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций. Что касается таких мер, как легализация, повышение правовой защищённости мигрантов, улучшение условий их жизни, то их поддерживают 13-14% опрошенных. За жёсткое пресечение любых несанкционированных уличных выступлений выступили 10%.
Россияне высказываются скорее против «этнических гетто»: точку зрения, что властям следует не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России, поддерживает значительно больше опрошенных, чем мнение, что такие гетто нужны (26% против 12%).
В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг имеет такое же принципиальное значение для жизни страны, как и закон о свободе въезда и выезда, принятый в 1993 г. и обрушивший "железный занавес".
Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы не допустить в России роста межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами? | |
Ограничить приток в Россию иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации | 55 |
Ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь | 28 |
Не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России | 26 |
Запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций | 22 |
Легализация, повышение правовой защищённости мигрантов | 14 |
Улучшать условия жизни мигрантов (работа и зарплата, жилье, медицинское обеспечение, образование) | 13 |
Создать места концентрированного проживания мигрантов в отдельных районах | 12 |
Жёстко пресекать любые несанкционированные уличные выступления | 10 |
Затрудняюсь ответить | 7 |
В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело труднопреодолимые барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в неправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило
Таблица 5
интересам России, переживающей демографический кризис.
Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Президент Путин в своей речи на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 г. назвал стимулирование миграционных процессов "нашей важнейшей задачей", актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 г. В том же году, наконец, было принято новое законодательство, развивающее эту линию.
Можно сделать вывод о том, что социальные последствия миграционных процессов проявляются в следующем:
- обострение конкурентной борьбы за рабочие места между местными жителями и приезжими;
- конфликты на межнациональной почве;
- конфликты, связанные с этнокультурными различиями;
- привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества
- проблемы в сфере жилищно-бытовых отношений
Глава 3.