Мнения мигрантов об отношении к ним местного населения

(в % от количества опрошенных)

Категории мигрантов Положи-тельное Равно-душное Отрица-тельное Неопре-деленное
Выходцы из неблагополучных регионов России 14,6 31,4 13,4 40,6
Представители кавказских народов России 6,5 20,8 40,3 32,4
Русские из бывших республик СССР 25,7   32,8   6,9   34,6  
Представители народов Азербайджана, Армении, Грузии 4,5   19,8   39,3   36,4  
Представители народов Беларуси, Украины, Молдовы 12,3   33,6   12,3   41,8  
Представители народов Средней Азии – Казахстана, Киргизии и др. 9,1 25,3 29,1 36,5
Представители народов Вьетнама, Китая и др. 3,6 15,4 36,8 44,2

 

Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что наши сограждане серьезно обеспокоены ситуацией, сложившейся в области миграции. 55% опрошенных убеждены, что власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации. Еще 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России – то есть создания так называемых «этнических гетто». При этом только 14% респондентов поддерживает легализацию и повышение правовой защищенности мигрантов, и лишь 13% – за улучшение условий гастарбайтеров.[14]

Каждый, кто побывал в Москве, будет вынужден констатировать, что приезжие уже составляют весьма значительную долю населения российской столицы. Неслучайно именно в крупных мегаполисах, Москве и Петербурге, опрос ВЦИОМ фиксирует наибольшее число тех, кто выступает за ужесточение миграционного законодательства (67% респондентов). Многие из тех, кто приезжает в Россию, не могут или не хотят адаптироваться к нашей культуре, порой по причине банального незнания русского языка. Дальнейший неконтролируемый приток мигрантов рассматривается коренными жителями России, 80% которых составляют русские, как подрыв существующего культурного пространства и угроза национальной идентичности. В связи с этим резкое неприятие вызывает перспектива создания так называемых «этнических гетто», где мигранты могли бы составлять изолированные инокультурные анклавы. В Москве и Петербурге против этого выступает 33% опрошенных.

Кроме того ВЦИОМ представил данные о том, что, с точки зрения россиян, должны делать власти, чтобы не допустить разжигания межнациональной розни (таблица 5). [15]

Чтобы не допустить в России роста межнациональной напряжённости и конфликтов между коренным населением и мигрантами, власти должны ограничить приток в нашу страну иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации, считают 55% опрошенных. Ещё 26% полагают, что нельзя допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России («этнические гетто»).

Все остальные варианты решений менее популярны. Так, 28% поддерживают предложение ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь, 22% - запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций. Что касается таких мер, как легализация, повышение правовой защищённости мигрантов, улучшение условий их жизни, то их поддерживают 13-14% опрошенных. За жёсткое пресечение любых несанкционированных уличных выступлений выступили 10%.

Россияне высказываются скорее против «этнических гетто»: точку зрения, что властям следует не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России, поддерживает значительно больше опрошенных, чем мнение, что такие гетто нужны (26% против 12%).

 В начале 2007 г. Россия сделала решительный шаг в сторону либерализации миграционной политики, введя в действие новые правила регистрации мигрантов и выдачи разрешений на работу иностранным работникам. Этот шаг имеет такое же принципиальное значение для жизни страны, как и закон о свободе въезда и выезда, принятый в 1993 г. и обрушивший "железный занавес".

Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы не допустить в России роста межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами?
(До трёх ответов)

Ограничить приток в Россию иностранной неквалифицированной рабочей силы, ужесточить порядок их въезда и регистрации 55
Ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь 28
Не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных городах и районах России 26
Запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций 22
Легализация, повышение правовой защищённости мигрантов 14
Улучшать условия жизни мигрантов (работа и зарплата, жилье, медицинское обеспечение, образование) 13
Создать места концентрированного проживания мигрантов в отдельных районах 12
Жёстко пресекать любые несанкционированные уличные выступления 10
Затрудняюсь ответить 7

В 2002 г. было введено в действие жесткое законодательство, которое возвело труднопреодолимые барьеры на пути законного пребывания и трудоустройства иностранных граждан. Имеется в виду Федеральный Закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. Легитимное пространство для мигрантов стало крайне узким. В результате жесткие меры дали обратный результат. Чрезмерное ограничение легитимного пространства, вытесняя мигрантов в неправовое поле, способствовало еще большему развитию незаконной миграции и формированию мафиозных сетей в миграционной сфере. Регистрируемая же миграция резко уменьшилась, что противоречило

Таблица 5

 

интересам России, переживающей демографический кризис.

 Настоятельность поворота миграционной политики в сторону протежирования иммиграции становилась все более очевидной. Президент Путин в своей речи на заседании Совета Безопасности 17 марта 2005 г. назвал стимулирование миграционных процессов "нашей важнейшей задачей", актуальность которой была также подтверждена в Послании Президента Федеральному Собранию в мае 2006 г. В том же году, наконец, было принято новое законодательство, развивающее эту линию.

Можно сделать вывод о том, что социальные последствия миграционных процессов проявляются в следующем:

- обострение  конкурентной борьбы за рабочие места между местными жителями и приезжими;

- конфликты на межнациональной почве;

- конфликты, связанные с этнокультурными различиями;

- привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества

- проблемы в сфере жилищно-бытовых отношений

 

Глава 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: