На шестом этапе (с 1995-1998 гг.) оказались практически исчерпанными возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятель-

Ности, поэтому многие малые предприятия прекратили своё существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, началось поглощение предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свёртывали свою деятельность.

Проводимая российским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определённого времени не препятствовала развитию малых предприятий. Но ухудшения экономической ситуации в стране привело к тому, что, начиная с 1993-1994гг. темпы роста малых предприятий стали снижаться. Динамика количественного изменения малых предприятий начиная с 1991г. представлена в табл. 4*.

                                                                                                                                                                 Таблица 4

                       Динамика развития малых предприятий в России за 1991-1997 гг.

№ п/п Годы Число малых предприятий, тыс. Цепные темпы роста, % Базисные темпы роста, %
1 1991 268,0 100,0 100,0
2 1992 560,0 208,9 208,9
3 1993 865,0 154,4 322,7
4 1994 896,0 103,6 334,6
5 1995 877,3 97,8 327,3
6 1996 841,7 95,9 314,1
7 1997 861,1 102,2 321,3

Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 г. и продолжается по настоящее время**.

_________________________________________________________________

*А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.141.

** Данные на сентябрь-октябрь 2003 года.

Проведённый анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формировались и развивались в сложных экономических, социальных, политических условиях.

Их развитию препятствовали: неразвитость сектора частной собственности; отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования; неразвитость рынка рабочей силы; неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий; правовая незащищённость новых юридических лиц; отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.

Сфера предпринимательской деятельности в России требовала государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях, прежде всего в сфере кредитования и страхования, стимулирования её инвестиционной активности. К сожалению, принятые соответствующие законы и правительственная программа не оказали положительного влияния на развитие малых предприятий из-за негативных тенденций в экономике.

Имеется в виду:

¨ отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;

¨ перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу торгово-посреднических операций;

¨ недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная нестабильностью макроэкономической ситуации и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;

¨ вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;

¨ уход мелких предприятий в теневую экономику для уклонения от неразумного налогообложения вследствие неспособности государства обеспечить защиту от криминальных структур.

                                                                     1.2

                   Современное состояние малого предпринимательства

На современном этапе состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. По данным Госкомстата России, на 1 января 2002 г. в стране действовало 843 тыс. малых предприятий. По сравнению с 2000 г. их количество сократилось на 4,1% (табл. 5)*.

                                                                                                                                                               Таблица 5

    Число малых предприятий в России по отраслям экономики за 1996-2001 гг. (на конец года)

  Отрасли экономики 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Всего в том числе: 841,7 861,1 868,0 890,6 879,3 843,0
Промышленность 131,9 134,8 136,1 136,2 134,2 125,1
Сельское хозяйство 10,9 11,9 13,8 13,5 14,4 13,4
Строительство 138,0 142,1 137,5 135,9 126,8 121,9
Транспорт 17,5 18,6 18,6 21,0 19,5 18,8
Связь 2,9 2,7 3,2 4,8 3,7 3,7
Торговля и общественное питание 359,3 372,8 386,1 399,7 407,5 388,1
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 14,6 14,3 13,2 14,6 13,9 15,9
Информационно-вычислительное обслуживание 6,1 6,4 5,2 5,2 5,6 6,4
Операции с недвижимым имуществом 3,9 4,6 5,9 8,4 11,1 14,2
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 35,9 36,0 35,2 36,7 35,7 34,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 2,8 3,9 5,1 5,4 5,1 5,2
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 10,2 11,3 9,2 9,2 9,6 9,4
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 11,0 15,4 17,2 17,9 18,5 17,4
Образование 6,6 7,0 6,7 6,5 5,5 5,0
Культура и искусство 6,5 7,9 8,1 7,8 8,4 7,9
Наука и научное обслуживание 46,7 43,9 38,8 37,1 30,9 28,5
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 10,8 7,8 7,5 6,6 5,9 5,6
Другие отрасли 26,1 19,7 20,6 24,1 23,0 21,8

В расчете на 1000 человек населения страны приходилось малых предприятий в среднем лишь 5,8, тогда как в государствах Европейского союза – не менее 30. Средняя численность занятых на малых предприятиях по итогам 2001 г. составила 7,4 млн. человек.

_________________________________________________________________

* Малое предпринимательство в России: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2001. – С.9, 2002. - С.10.

Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 г. (по данным министерства по налогам и сборам) достигла 4,5 млн. человек, общее число занятых в малом бизнесе к началу 2002 г. оценивается в 11,9 млн. человек, или около 16,7% от экономически активного населения, что в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.

Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России не превышает 10-11%. В 2001 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощённой системы налогообложения, учета и отчетности, и по единому налогу на вменённый доход для определённых видов деятельности поступления от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 19,2 млрд. руб. – в 1,3 раза больше, чем в 2000 г.

Несмотря на определённые успехи в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики существенно не влияет на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60% валового национального продукта*.

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая о включенности их в воспроизводственный процесс страны; степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов; участии в решении социальных проблем и т. д.

Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания (табл. 5), т.е. сегодня торговля и общественное питание определяющая сфера интересов малого бизнеса.

__________________________________________________________________

* Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5-6.

По данным на 2000 г. по предприятиям торговли и общественного питания, объём произведённой ими продукции в 1,7 раза, а общая численность занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.

Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, вынуждающей жестко контролировать цены и количество занятых.

Иная картина складывается в строительстве и промышленности. К 2000 году общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в 3 раза уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше, а по доле в общем объеме произведённой продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и

1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46% от общего количества на начало 2002 г.)*.

В сфере материального производства малый бизнес действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующих для жилого фонда (окна, двери, ре-

_________________________________________________________________

* Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 гг., М., 2002. С. 5.




double arrow
Сейчас читают про: