Негативные моменты этого периода: свёртывание деятельности малых предприятий в капиталоёмких и наукоёмких отраслях, развитие и

Предпринимательство России: очерки прошлого_________________с4

Современное состояние малого предпринимательства___________с11

2 Проблемы развития малого предпринимательства________________с20

Поддержка малого предпринимательства в России

Система государственной поддержки малого бизнеса____________с27

Формы государственной поддержки малого бизнеса_____________с36

Заключение____________________________________________________с46

Использованная литература____________________________________ с47

 

 

                                             Введение.

    

Данная курсовая работа показывает, что малое предприниматель­ство служит необходимым условием существования и развития рыноч­ной экономики страны. Опыт многих стран доказал, что при эффектив­ном функционировании малого бизнеса многие отрасли экономики, та­кие как строительство и особенно сфера услуг, включающая в себя транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, бытовые, деловые и социально-культурные услуги, развиваются значительно быстрее и в правильном направлении.

В развитых западных странах для поддержки малого бизнеса созданы все условия, которые дают возможность малым предприятиям и инди­видуальным предпринимателям развиваться самим тем самым, разви­вая различные сектора экономики.

Что же касается российской экономики, то становление малого биз­неса в ней был процесс мучительный и малоэффективный. В первую очередь это было связано с недостаточной государственной поддержкой малого предпринимательства, а также со слабой и противоречивой за­конодательной базой.

Цель данного исследования заключается в следующем: определить роль малого предпринимательства в развитии страны и возможности становления малых предприятий основным сектором экономики, про­вести анализ сложившейся в Российской Федерации системы государст­венной поддержки малого бизнеса, раскрыть отдельные, наиболее важ­ные её элементы и в общих чертах определить направления, способст­вующие ускорению развития и повышению роли малых предпринима­тельских структур в решении социально-экономических проблем страны.

                                                 1

                   Развитие малого бизнеса в России

                                             1.1

               Предпринимательство России: очерки прошлого

В современной российской истории предпринимательство как соци­ально-экономическое явление существует более десяти лет. Начало по­ложил Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 г., по которому личная собственность, не используемая ра­нее в интересах общества, приобретала производительный характер, со­ставляя весьма существенную долю в производстве ряда товаров и ус­луг.

В общем объёме бытовых услуг – ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники – около 1/3 всех работ выполнялись людьми, занимавшимися индивидуальной трудовой деятельностью.

Прообразом малых предприятий стали кооперативы. Их число год от года росло, что подтверждалось объёмом производства, продажи то­варов и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. – 6,1 млрд. руб., в 1989 г. – 40,3 млрд. рублей. Кооперация к концу 1989 г. дала около 4% всего внутреннего национального продукта страны. Кооперативный сегмент в значительной степени развивался на основе государственного сектора. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов*.

Период с 1985 г. по 1987 г. – первый этап в истории развития отече­ственного предпринимательства – характеризуется деятельностью цен­тров научно-технического творчества, временных творческих коллек­тивов при научных и общественных организациях; малочисленностью участников предпринимательства и его экспериментальным характе­ром.

___________________________________________________________________________________________

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 22.

 

Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987-1988 гг.), когда оно развивалось в основном виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нём участие, увели­чилось; четко выделилось молодое поколение предпринимателей.

В этот период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось; часть из них впоследствии превратилась в частнопредпринимательские предприятия. Определённые проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Серьёзно препят­ствовали развитию малых предприятий рэкет, взятки и другие проти­воправные действия.

Третий этап 1989-1990 гг. – характеризуется принятием законода­тельных актов, направленных на активизацию малых предприятий, расширением сферы деловой активности предприимчивых людей, ди­версифицированием номенклатуры организационных форм предпри­нимательства, интенсивным освоением арендных отношений. К 90-м гг. доля малых предприятий в объеме валового внутреннего продукта ста­бильно росла. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий с числом занятых 4,9 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. рублей*.

Кооперативы охватывали более 30 видов производств и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству стройматериалов, сельскохозяйственные, научно-технические, транспортные услуги и т.п. В 1990 г. каждый кооператив работал в сфере строительства.

В связи с подготовкой к проведению малой приватизации было уза­конено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии. Малый бизнес привлекал всё большее количество работ­ников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы.

___________________________________________________________________________________________

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 22.

 Увеличение числа малых предприятий вело к конкуренции между предпринимателями, что потребовало определённых навыков, фунда­ментальных знаний основ рыночной экономики, маркетинга, менедж­мента.

Четвёртый этап (1991-1992 гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением среднего и крупного бизнеса; происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. На начало 1991 г. в России кооперативами (134.6 тыс.) произведено то­варов и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем объ­ёме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9%; в объёме розничного товарооборота – с 0,6 до 1,1%; в общем объёме бы­товых услуг населению – с 4,6 до 18,4%. Этому способствовали новые законы о собственности, о предприятиях и предпринимательской дея­тельности. 1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и чис­ленности занятых в них (7.7% от общего числа занятых); наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

Число малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания возросло в 3,4 раза, в сфере сельского хозяйства – в 3,1 раза, в сфере на­родного образования – в 2,8 раза, но резко уменьшилась доля малых предприятий в сфере материального производства*.

Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесцени­вание сбережений населения, увеличение процентных ставок банков­ского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В ре­зультате малые предприятия занимались чисто посреднической деятельностью, и процесс образования малых предприятий в производственной сфере фактически прекратился.

*Газгиреева Ф.Р. Эволюция российского малого бизнеса // Финансовый бизнес. – 2003. - №5. С 23.

Развитие кооперативного движения в России за первые пять лет* (1988-1993 гг.), отраженное в табл. 1, показывает, что с 1992 г. кооперативное движение свёртывается и постепенно трансформируется в другие формы.

                                                                                                                                                         Таблица 1

                 Развитие кооперации в России в 1988-1993 годах (на начало года )

   

№ п/п Наименование показателей

Годы

1988           1989          1990           1991            1992          1993

1 Число действующих кооперативов, тыс. 77,3 338,9 1102,2 1134,6 778,4 443,8
2 Численность работающих, чел., тыс. 669,7 7708,2 22688 33512 22665 9941,0
3 Объём реализации продукции за год, млн. руб. 1168,2 33326 224875 442801 49425 1183759
  В том числе населению, млн. руб. 11256 33404 24433 99934 338440

 

 Наиболее конкурентоспособными оказались многие профильные кооперативы; некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами; на их базе позднее созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.

За годы существования кооперативов наметились новые тенденции в их структуре по видам деятельности** (см. табл.2). Число кооперативов, производящих товары народного потребления, возросло за четыре года (1987-1990 гг.) в 12,8 раза и достигло своего пика; их деятельность рас-

* А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.137.

** А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.138.

пространилась на различные хозяйственные области; появились кооперативы по выпуску товаров производственно-технического назначения, увеличилось число строительных, сельскохозяйственных и научно-технических кооперативов, т.е. они смогли найти свою нишу практически в любых сферах народного хозяйства.

                                                                                                                                                                   Таблица 2

    Число кооперативов по видам деятельности в России за 1988-1993 годы (на начало года)

Вид деятельности 1988 1989 1990 1991 1992 1993
Производство товаров народного потребления 1,4 6,7 14,8 17,9 8,8 4,8
Производство товаров производственно-технического назначения 3,7 5,5 3,9 3,3
Бытовое обслуживание 2,7 12,1 16,3 13,5 6,8 2,4
Общественное питание 1,8 3,5 2,6 1,9 0,7 0,3
Торговля и торгово-закупочная деятельность 0,4 1,1 1,9 1,9 0,9 0,4
Строительство 24,0 50,9 34,0 19,5
Сельское хозяйство 3,7 5,0 2,7 1,1
Художественно-оформительская 2,4 1,0 0,5
Медицинские услуги 2,0 1,0 0,5
Организация досуга 1,2 0,5 0,2
Научно-техническая деятельность 6,2 7,8 3,9 2,4
Другие виды деятельности 0,9 15,5 21,4 10,5 6,6

Пятый этап (1993-1994 гг.) – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивно развивалось малое предпринимательство в сфере услуг, торговли, общественного питания; легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного спроса. В 1993 году сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо 10-15 млн. малых предприятий. На начало 1993 г. их насчитывалось 400 тыс., т.е. малое предпринимательство ещё не сформировалось.

Основные тенденции формирования малого предпринимательства в 1993 г. можно установить из анализа данных, полученных при обследовании 189834 малых предприятий с числом постоянно занятых 2,8 млн. человек*(см. табл. 3).

                                                                                                                                                                  Таблица 3

            Распределение малых предприятий по формам собственности в России в 1993 году

Формы собственности малых предприятий Предприятия: Частные предприятия Товарищества Кооперативы Государственные муниципальные предприятия Акционерные общества Иные предприятия Итого:
в % к итогу   27,4 23,6 23,1 8,5 5,2 12,2 100,0

На начальном этапе экономических реформ наиболее интенсивно создавались кооперативы, а с 1992 г. – преимущественно товарищества с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности. Особенность этого периода – тенденция к формированию частной формы малого предпринимательства. Все большую силу набирал процесс трансформации организационно-правового статуса малого предпринимательства: от образования малых предприятий государственной формы собственности к смешанному товариществу с использованием государственной и коллективной форм собственности и арендных отношений до создания товариществ с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности.

Негативные моменты этого периода: свёртывание деятельности малых предприятий в капиталоёмких и наукоёмких отраслях, развитие и

__________________________________________________________________

* А.О.Блинов, И.Н.Шапкин. Малое предпринимательство: теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КВ", 2003. - С.139.

 укрепление позиций «теневой экономики».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: