Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку
Специальность 031100 - «Педагогика и методика начального образования»
Выполнила: студентка 402 «Н» группы
Гущина Д. С.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Ларичева В. В.
Защита состоялась «_____»_______________2010г.
Оценка___________________________________
Южно-Сахалинск
2010
Содержание:
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретическое обоснование по развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку ……..…. …………………....8
1.1 Специфика музыкального искусства. Музыка в системе искусств...........8
1.2 Восприятие музыки детьми младшего школьного возраста……….…...12
1.3 Особенности преподавания музыки детям младшего школьного возраста…………………………………………………………….…….....17
1.4 Краткие выводы по I главе………………………………………...............21
Глава II. Использование музыкальных занятий в развитии умений у младших школьников слушать и слышать музыку....…...................23
|
|
2.1. Характеристика учеников 1 класса СОШ №30 г. Южно-Сахалинска. Итоги констатирующего этапа исследования…………………………....23
2.2. Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7 лет в процессе развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку...27
2.3. Результаты заключительного этапа исследования ………………..……..28
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения ……………………………………………………………………..39
Введение
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со старейшинами - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества[1].
Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
|
|
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания.
В последние годы становится особенно ясной необходимость создания педагогической концепции, которая бы давала определенное направление формированию музыкальной культуры школьников.
Такая музыкально педагогическая концепция была создана Д. Б. Кабалевским и получила свое воплощение прежде всего в «Основных принципах и методах программы по музыке для общеобразовательной школы» — статье, предваряющей разработанную под его руководством новую программу по музыке, где она наиболее полно реализована, а также в ряде книг, в других статьях и многочисленных выступлениях.
Концепция Д. Б. Кабалевского исходит из музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с жизнью. Выполняя эстетическую, воспитательную и познавательную функции, музыкальное искусство вместе с тем составляет неотъемлемую часть самой жизни. Д. Б. Кабалевский пишет: «Искусство неразрывно связано с жизнью, искусство всегда часть жизни». Он подчеркивает что «искусство, созданное человеком, создается им о человеке и для человека — в этом принципиальный смысл связи музыки и жизни... Именно поэтому искусство всегда обогащало и одухотворяло идейный мир людей, укрепляло их мировоззрение, умножало силы».[2]
Из выше сказанного видно, что проблема организации музыкальных занятий в процессе воспитания на сегодняшний день является актуальной.
Объект: обучение младших школьников.
Предметом исследования является развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку.
Цель работы: определить роль и значение музыки в развитии и воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
Исследовать развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку.
Описать особенности преподавания музыки детям младшего школьного возраста.
Дать методические рекомендации по развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что музыкальные занятия способствуют повышению уровня умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки:
- использует на музыкальных занятиях различные виды искусств;
- проводит интегрированные занятия, сочетающие в себе литературу, изобразительное искусство, музыку, устное народное творчество;
- использует взаимосвязь искусств на праздниках, в развлечениях и досугах.
Исследование проходило в три этапа.
На констатирующем этапе, который был проведен в сентябре 2009 года, были определены тема, объект, предмет научного поиска, изучалась научно-педагогическая литература. Было проведено исследование уровня развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку с помощью следующих методов: беседы; диагностики уровня развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку; диагностики музыкальных предпочтений детей (то есть умение слушать и слышать музыку).
|
|
Используемые нами диагностики были разработаны О.П. Радыновой для изучения особенностей музыкально-эстетического сознания[3].
На формируемом этапе (с октября 2009 по март 2010) была проведена работа по формированию умений у младших школьников слушать и слышать музыку.
В ее содержание вошло следующее:
· разработка тематических праздников;
· приведение в систему использование музыки, создание музыкального репертуара;
· посещение концертов, музыкальных спектаклей;
· пополнение видео-, аудио фонотеки музыкальными произведениями классической и современной музыки.
На заключительном этапе в марте 2010 года был проведен повторный «срез» теми же методами исследования, что и на констатирующем этапе с целью определения повышения уровня умений у младших школьников слушать и слышать музыку
Новизна исследования заключается в разработке тематических праздников.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы в работе учителей музыки в начальной школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении рассмотрена актуальность темы, представлена новизна и практическая значимость, поставлена цель, определены задачи и выдвинута гипотеза.
В I главе указана специфика музыкального искусства, особенности преподавания музыки младшим школьникам, даны методические рекомендации, теоретическое и педагогическое обоснование проблемы. Представлены условия, способствующие развитию у детей интереса к музыке, а через нее и к другим видам искусства, музыкального вкуса, потребностей,
Во II главе представлены сведения о проведении опытно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, результаты исследования оформлены в виде таблиц. На основе анализа сделаны выводы.
|
|
В заключении нами было высказано подтверждение выдвинутой гипотезы и оформлены методические рекомендации.
В списке использованной литературы представлены 24 источника.
В приложении даны результаты диагностик и методов исследования.