Все музыкальные занятия в образовательном учреждении строятся на синтезе искусств. Занимаясь строго по Типовой программе Министерства образования, школа не могла объединить сразу несколько видов искусств в одном занятии. Это не было предусмотрено программой. А сейчас на современном этапе школа выбирает себе ту модель воспитания школьника и ту программу, которая наиболее применима для материально-технического оснащения и уровня кадровой подготовки именно этого образовательного учреждения.
Наше исследование мы проводили совместно с учителем музыки СОШ №30 г. Южно-Сахалинска Лашиной Валентиной Федоровной (педагогический стаж – 27 лет, 13 степень). Для участия в эксперименте мы выбрали учеников 1 класса. Дети были участниками естественного эксперимента. Количество детей в классе — 19 человек.
Цель исследования: определить роль музыкальных занятий в развитии умений у младших школьников слушать и слышать музыку.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
|
|
Наблюдение, беседа, диагностика уровней развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности. Используемые нами диагностики были разработаны О.П. Радыновой для изучения особенностей музыкально-эстетического сознания[8].
Для проведения нашего исследования мы разделили подготовительную группу на две подгруппы: А — экспериментальную группу и Б — контрольную группу. В состав каждой группы вошли дети с различным уровнем музыкального развития. Обучение в СОШ ведется по программе Васильевой, но так как целью нашего исследования являются музыкальные занятия, то мы ввели в процесс нравственно-эстетического воспитания вариативную программу «Синтез». Это программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. В группе А - различные виды искусств включались в занятия, в праздники, развлечения, в концерты, в Б — группе различные виды искусств использовались только на типовых музыкальных занятиях.
На констатирующем этапе исследования мы провели наблюдения на музыкальных занятиях. В процессе мы выяснили, что у детей развит интерес к музыкальным занятиям, но они с неохотой отвечают на поставленные вопросы после прослушивания музыкальных произведений, невнимательны, слушают музыку без особого желания, отдают предпочтение певческой деятельности. На занятиях практически не используются произведения живописи как наглядный материал, в беседах по прослушанным произведениям не используются примеры из литературных произведений.
На констатирующем этапе мы провели беседу, в процессе которой мы старалась определить, как дети относятся к музыке, понимают ли ее, какие виды искусства знают. Беседа проводилась с каждым ребенком индивидуально:
|
|
1. Твое отношение к музыке?
2. Нравится ли тебе слушать музыку? Какую?
3. Слушаешь ли ты музыку дома с родителями?
4. Нравится ли тебе рисовать музыку?
5. Чтобы было с музыкой, если бы не было литературы?
6. Нравится ли тебе русская народная музыка?
Мы выяснили, что большинство детей любят музыку, слушают ее дома с родителями. Но это в основном касается эстрадной музыки, классическую музыку дети не понимают и дома с родителями ее не слушают.
На вопрос: «Нравится ли тебе рисовать музыку?» дети ответили, что они никогда не рисовали музыку. Многие дети на вопрос: «Чтобы было с музыкой, если бы не было литературы?» ответили, что не было бы песен, а о других жанрах искусства, таких, как опера, не вспомнили. Вопрос: «Нравится ли тебе русская народная музыка?» вызвал затруднения. С русскими народными песнями и попевками дети знакомы с детства, изучая их в детском саду. Но нравится ли им русская народная музыка, они затруднились ответить.
На констатирующем этапе исследования мы изучили эмоциональную отзывчивость школьников в процессе музыкального занятия.
Критериями оценки внешних проявлений детей являлись следующие показатели:
1. Сосредоточенность внимания.
2. Продолжительность восприятия.
З. Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализаций.
4. Наличие действий с музыкальными инструментами, их соответствие характеру и ритму музыки.
5. Желание слушать музыку.
Качественные проявления детей оценивались по трехбалльной системе:
З балла — высокий уровень — показатели проявляются ярко, без активной поддержки взрослого;
2 балла — средний уровень — внешние показатели проявляются по инициативе взрослого, носят неустойчивый характер;
1 балл — низкий уровень — отсутствие внешних показателей: ребенок отвлекается, отказывается играть и слушать музыку.
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе А сосредоточенность внимания наблюдается у четырех детей, продолжительность восприятия присутствует у одного ребенка, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у двоих детей, действия с музыкальными инструментами выполняют двое детей, слушают музыку с желанием также двое школьников (Приложение 1, таблица 1).
В контрольной группе Б результаты практически такие же (Приложение 2, таблица 2).
Нами, на основе полученных результатов, были разработаны критерии оценки уровня развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку, был сделан первичный «срез» детей обеих подгрупп А — экспериментальной и Б — контрольной. Оценка осуществлялась по трехбалльной шкале.
Высокий уровень — З балла — ребенок эмоционально реагирует на музыку, испытывает потребность в ней; умеет анализировать музыкальные произведения; выделяет яркие выразительные средства, определяет жанр, форму и характер музыки, отображает в движениях характер прослушанной музыки без помощи взрослого.
Средний уровень — 2 балла — ребенок не всегда эмоционально реагирует на музыку и испытывает потребность в ней; анализ музыкальных произведений практически не осуществляет; яркие выразительные средства выделяет изредка, жанр, форму и характер музыки определяет с трудом, отображает в движениях характер прослушанной музыки с помощью взрослого.
Низкий уровень — 1 балл — ребенок не реагирует на музыку и не испытывает потребность в ней; анализ музыкальных произведений не осуществляет; яркие выразительные средства не выделяет, жанр, форму и характер музыки определять не умеет, не отображает в движениях характер прослушанной музыки даже с помощью взрослого.
|
|
В экспериментальной группе А высокий уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку, в процессе музыкальной деятельности на праздниках, составил 22.2 %, средний уровень составляет 44.5 %, низкий уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности довольно высок и составляет 33.3 % (Приложение 3, таблица 3).
В контрольной группе Б результаты практически такие же. Высокий уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности составляет 20 %, средний уровень наблюдается у половины детей — 50 %, низкий уровень наблюдается у 30 % школьников (Приложение 4, таблица 4).
Таким образом, мы сделали следующий вывод. У младших школьников развит интерес к проведению праздничных мероприятий.