Проведение цикла музыкальных занятий с детьми 6—7 лет в процессе развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку

В процессе праздника, основанного на взаимодействии различных видов искусства, мы воспитывали в детях интерес и любовь не только к музыке, но и к живописи, литературе. На основе восприятия различных видов искусств у ребят развивалось восприятие музыкального искусства.

Нами были проведены праздники, основанные на взаимодействии различных видов искусств. Например, в «День защитников Отечества» мы проводили конкурс рисунков детей, посвященный российским воинам. Начиналось праздничное мероприятие с праздничного перестроения, затем была проведена небольшая вступительная беседа о значении этого праздника для нашего народа, далее звучала торжественная, праздничная музыка в грамзаписи, под которую дети на бумаге исполняли свои замыслы. В заключении занятия ребята исполнили «Армейскую польку». Потом в исполнении детей и воспитателей прозвучали песни о солдатах, о Родине.

Праздничное мероприятие «Весенняя радость» — праздник о весне, где звучали песни и стихи в исполнении детей проходило при помощи музыки и знаний о весне. Дети попытались изобразить ее в своем рисунке, что позволило воспитать у детей эмоциональное отношение к живописи, музыке, искусству слова (Приложение 5).

На другом праздничном мероприятии «Мама», ребята слушали произведения о маме, делились своими впечатлениями о прослушанных произведениях и рисовали (Приложение 6).

Таким образом, используя в процессе музыкальной деятельности  младших школьников комплексное освоение искусств, через праздники, мы пытались сформировать у них интерес и потребность не только к музыке, но и к другим видам искусства. Научить детей не только слушать, но и слышать музыку.

 

Результаты заключительного этапа исследования

На констатирующем этапе исследования был сделан вывод о том, что у детей слабо развит интерес к музыкальной деятельности и в процессе музыкальной деятельности не используются произведения живописи и литературы как наглядный и практический материал. Для того чтобы выявить роль музыкальных занятий, мы провели цикл этих  праздников.

На заключительном этапе исследования нами были использованы те же методы, что и на констатирующем этапе, мы повторно изучили эмоциональную отзывчивость школьников в процессе праздничного мероприятия, их умения слушать и слышать музыку

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе А на заключительном этапе сосредоточенность внимания наблюдается у шестерых детей, продолжительность восприятия присутствует у семерых детей, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у семерых детей, действия с музыкальными инструментами выполняют шестеро детей, слушают музыку с желанием также семь школьников (Приложение 7, таблица 5).

В контрольной группе Б на заключительном этапе результаты улучшились, но незначительно. Сосредоточенность внимания наблюдается у трех детей, продолжительность восприятия присутствует у четверых детей, непроизвольная реакция в процессе слушания музыки (мимика, движения рук и ног) наблюдается у шестерых детей, действия с музыкальными инструментами выполняют половина учеников, с желанием слушают музыку также половина детей (Приложение 8, таблица 6).

Так же был проведен повторный «срез» уровня развития умений слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности детей обеих групп, экспериментальной и контрольной. Критерии оценки были теми же, что и на констатирующем этапе.

В результате оказалось, что в экспериментальной группе (А) на заключительном этапе исследования у детей сохранился низкий уровень развития умений слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности, но он значительно понизился и составил 11.1 %, когда как на констатирующем этапе исследования он составлял 33. 3 % учеников. Высокий уровень значительно увеличился. На констатирующем этапе он составлял 22.2 %, а на заключительном этапе — 55.6 %. Средний уровень снизился с 44.5 % на констатирующем этапе до 33.3 % на заключительном этапе (Приложение 9, таблица 7).

В контрольной группе Б результаты улучшились, но незначительно. Средний уровень развития умений у младших школьников слушать и слышать музыку, в процессе музыкальной деятельности, снизился и составил на заключительном этапе 40 %, тогда как на констатирующем этапе он составлял 50 %. Высокий уровень увеличился с 20 % на констатирующем этапе до 40 % на заключительном этапе. Низкий уровень умений у младших школьников слушать и слышать музыку в процессе музыкальной деятельности на заключительном этапе снизился, и составил 20 %, когда на констатирующем этапе он составлял 30 % (Приложение 10, таблица 8).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: