4.1. Шестерню выполняем заодно с валом, её размеры определены в пунктах 3.11 – 3.13:
d1 = 33,3 мм, dа1 = 37,3 мм, df1 = 28,3 мм, b1 = 55,0 мм, ybd = 1,65
Таблица 5 – Конструктивные размеры шестерни
Модуль нормальный | mn | 2,0 |
Число зубьев | z | 16 |
Угол наклона зуба | b | 16015’ |
Направление зуба | - | Левое |
Исходный контур | - | ГОСТ 13755 – 81 |
Коэффициент смещения исходного контура | х | 0 |
Степень точности по ГОСТ 1643 - 81 | - | 8 – В |
Делительный диаметр | d | 33 |
4.2. Колесо из поковки кованное, конструкция дисковая, размеры:
d2 = 166,7 мм, dа2 = 170,7 мм, df2 = 161,7 мм, b2 = 50 мм
Диаметр ступицы:
dСТ = 1,6 · dК2 (4.1)
dСТ = 1,6 · 42 = 67,2 мм
Принимаем в соответствии с рядом Ra40 СТ СЭВ 514 – 77 стандартное значение dСТ = 70 мм
Длина ступицы:
lСТ = (1,2…1,5) · dК2 (4.2)
lСТ = (1,0…1,5) · 42 = 42…63 мм
Принимаем в соответствии с рядом Ra40 СТ СЭВ 514 – 77 стандартное значение lСТ = 50 мм, равное ширине венца колеса
Толщина обода:
d0 = (2,5…4) · mn (4.3)
d0 = (2,5…4) · 2 = 5…8 мм
принимаем d0 = 8 мм
Толщина диска:
|
|
с = (0,2…0,3) · b2 (4.4)
с = (0,2…0,3) · 50 = 10…15 мм
принимаем с = 15 мм
Диаметр отверстий в диске назначается конструктивно, но не менее 15…20 мм
Таблица 6 – Конструктивные размеры колеса
Модуль нормальный | mn | 2,0 |
Число зубьев | Z | 80 |
Угол наклона зуба | b | 16015’ |
Направление зуба | - | Правое |
Исходный контур | - | ГОСТ 13755 - 81 |
Коэффициент смещения исходного контура | х | 0 |
Степень точности по ГОСТ 1643 - 81 | - | 8 – В |
Делительный диаметр | d | 167 |
Конструктивные размеры корпуса редуктора
Корпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна марки СЧ 15.
Толщина стенки корпуса:
d» 0,025 · аw + 1…5 мм (5.1)
d = 0,025 · 100 + 1…5 мм = 3,5…7,5 мм
принимаем d = 6 мм
Толщина стенки крышки корпуса редуктора:
d1» 0,02 · аw + 1…5 мм (5.2)
d1 = 0,02 · 100 + 1…5 мм = 3…7 мм
принимаем d1 = 5 мм
Толщина верхнего пояса корпуса редуктора:
b» 1,5 · d (5.3)
b = 1,5 · 6 = 9,0 мм
принимаем b = 9 мм
Толщина пояса крышки редуктора:
b1» 1,5 · d1 (5.4)
b1 = 1,5 · 5 = 7,5 мм
принимаем b1 = 7 мм
Толщина нижнего пояса корпуса редуктора:
p» (2…2,5) · d (5.5)
p = (2…2,5) · 6 = 12…15 мм
принимаем p = 14 мм
Диаметр фундаментных болтов:
dФ = (0,03…0,036) · аw + 12; (5.6)
dФ = (0,03…0,036) · 100 + 12 = 15,0…15,6 мм
принимаем болты с резьбой М16.
Диаметр болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора около подшипников:
dКП = (0,7…0,75) · dФ (5.7)
dКП = (0,7…0,75) · 16 = 11,2…12 мм
принимаем болты с резьбой М12.
Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора:
dК = (0,5…0,6) · dФ (5.8)
dК = (0,5…0,6) · 16 = 8…9,6 мм
принимаем болты с резьбой М10.
Толщина ребер жесткости корпуса редуктора:
|
|
С» 0,85 · d (5.9)
C = 0,85 · 6 = 5,1 мм
принимаем С = 5 мм
Ширина нижнего пояса корпуса редуктора (ширина фланца для крепления редуктора к фундаменту):
К2 ³ 2,1· dФ (5.10)
К2= 2,1 · 16 = 33,6 мм
принимаем К2 = 34 мм
Ширина пояса (ширина фланца) соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников:
К» 3 · dК (5.11)
K = 3 · 10 = 30 мм
принимаем К = 30 мм
Ширину пояса К1 назначают на 2…8 мм меньше К,
принимаем К1 = 24 мм
Диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору:
dП » (0,7…1,4) · d (5.12)
dП = (0,7…1,4) · 6 = 4,2…11,2 мм
принимаем dП1 = 8 мм для быстроходного и dП2 = 12 мм для тихоходного вала
Диаметр отжимных болтов можно принимать ориентировочно из диапазона 8…16 мм (большие значения для тяжелых редукторов)
Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия:
dк.с = 6…10 мм (6.13)
принимаем dк.с = 8 мм
Диаметр резьбы пробки (для слива масла из корпуса редуктора):
dП.Р ³ (1,6…2,2) · d (6.14)
dП.Р = (1,6…2,2) · 6 = 9,6…13,2 мм
принимаем dП.Р = 12 мм
Расчет цепной передачи
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь. Вращающий момент на ведущей звездочке
Т3 = Т2 = 116,4· 103 Н·мм
Передаточное число было принято ранее
Uц = 3,8
Число зубьев: ведущей звездочки
z3 = 31 – 2Uц = 31 – 2 * 3,8 ≈ 23
ведомой звездочки
z4 = z3 * Uц = 23 * 3,8 = 87,4
Принимаем
z3 = 23; z4 = 87
Тогда фактическая
Uц = z4 / z3 = 87 / 23 = 3,78
Отклонение
(3,8 – 3,78 / 3,8) * 100% = 0,526%, что допустимо.
Расчетный коэффициент нагрузки
Кэ= kд kа kр kн kсм kп=1*1*1*1,25*1*1=1,25, где (6.1)
kд = 1 – динамический коэффициент при спокойной нагрузке;
kа= 1 – учитывает влияние межосевого расстояния;
kн= 1 – учитывает влияние угла наклона линии центров;
kр – учитывает способ регулирования натяжения цепи; kр= 1,25 при периодическом регулировании цепи;
kсм= 1 при непрерывной смазке;
kп= 1 учитывает продолжительность работы в сутки, при односменной работе.