Конкуренция на рынке связи

В настоящее время в России, кроме традиционных операторов электросвязи, действуют независимые ведомственные компании этого профиля. Они создаются, как правило, национальными корпорациями, чей бизнес рассредоточен по всей территории РФ. На сегодняшний день свои сети есть у ОАО «РЖД» (оператор «ТрансТелеком»), РАО «ЕЭС России» («ЕЭС Телеком»), РАО «Газпром» («ГазСвязь», «ГазТелеком»), ОАО «Транснефть» («Связьтранснефть»).

Обеспечение нормального внутрикорпоративного трафика информационно-коммуникативных систем ведомственных операторов стало возможным, благодаря собственным оптоволоконным магистралям. В ряде регионов операторы предоставляют услуги связи местным жителям и предприятиям и стремятся получить право на оказание услуг международной и междугородной связи. В связи с этим аналитики рассматривают сети ведомственных компаний связи как потенциальную базу для создания сетей местной и междугородной связи, а самих операторов как возможных конкурентов традиционным операторам и «Ростелекому». Однако пока ни один из ведомственных операторов не имеет первичной сети связи.

К другой категории игроков рынка телекоммуникационных услуг относятся так называемые альтернативные операторы, строящие корпоративные сети и оказывающие комплексные услуги связи крупным клиентам (бизнес-центрам, гостиницам, банкам и др.). В России действуют несколько крупных групп альтернативных операторов:

o ГолденТелеком (Комбелга, Коминком, Телеросс, Совинтел);

o Комстар – Объединенные Телесистемы (МТУ-Информ, Комстар, Телмос), МТУ-Интел, Голденлайн;

o Петерстар, Глобус Телеком, Петербургский ТранзитТелеком, Межрегиональный ТранзитТелеком;

o Антел Холдинг (Макомнет, Раском, Метроком, МКС);

o другие (Эквант, Телиа-Сонера, Комкор, Корбина).

Главными рыночными преимуществами этих операторов является высокое качество, широкий спектр услуг и отсутствие социального бремени. По некоторым оценкам, на долю альтернативных операторов, работающих в секторах рынка с наиболее высокими уровнями прибыльности, приходится около 60% дохода.

Большинство альтернативных операторов использует телефонные сети общего пользования традиционных операторов. Однако некоторые из них строят цифровые наложенные сети, обеспечивающие прямую качественную связь между российскими абонентами и собственными международными станциями или международными станциями «Ростелекома». В этих сетях предоставляются услуги голосовой почты и высокоскоростные услуги передачи данных.

Перспективы развития бизнеса альтернативных операторов могут быть связаны как с дальнейшим развертыванием цифровых наложенных сетей в регионах, так и с привлечением новых коммерческих клиентов в регионах, охваченных их сетями. Декларированная органами власти поэтапная демонополизация российского телекоммуникационного рынка вряд ли в ближайшие годы сможет пошатнуть монопольные позиции дочерних компаний «Связьинвеста» на рынке традиционных услуг связи: действующие сети местной, междугородной и международной связи являются неоспоримым преимуществом операторов электросвязи в конкурентной борьбе. Учитывая масштабы России, низкую плотность населения, суровые климатические условия и, соответственно, огромные объемы средств и времени, требуемые для развертывания сетей, лишь немногие из конкурентов готовы строить свои сети местной и междугородной телефонной связи.

Мобильная связь.

Последние несколько лет отрасль мобильной связи демонстрировала чрезвычайно высокие темпы развития. Реальные размеры клиентской базы превзошли прогнозные показатели в несколько раз. Число абонентов сотовой связи на конец 2008 года составило более 36 млн. человек, а в начале 2009 года – превысило число абонентов стационарной связи.

Рынок сотовой связи в России формируется в основном новыми операторами. Безусловными лидерами на этом рынке считается «большая тройка» операторов федерального уровня, имеющих лицензии на всей или почти всей территории Российской Федерации – это «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «ВымпелКом» (БиЛайн), «МегаФон». Кроме того, крупными региональными игроками являются компании «Уралсвязьинформ», «С.М.А.Р.Т.», «ВолгаТелеком», «Сибирьтелеком» и др. Почти все операторы предоставляют услуги сотовой связи в регионах через свои дочерние компании. Исключение составляет «Уралсвязьинформ», самостоятельно обслуживающий большую часть абонентов.

Основными факторами роста стали значительные инвестиции в отрасль, которые позволили реализовать эффект масштаба и снизить уровень тарифов. Одновременно значительно повысилась совокупная зона охвата операторов. В ряде случаев мобильная связь стала рассматриваться как реальная альтернатива местной и внутризоновой связи. Дополнительными факторами, подталкивающими динамику развития, стали рост конкуренции, массированные рекламные компании, вариативность тарифных планов. В последние 2-3 года стало тенденцией резкое снижение уровня тарифов, происходящее в силу усиливающейся конкуренции.

Успешное развитие позволяет компаниям холдинга, оказывающим сотовые услуги в этих регионах, занять достойную позицию на сотовом рынке России. Так "Уралсвязьинформ", обслуживая совместно с дочерними организациями 1 млн. 200 тыс. абонентов, следует по этому показателю сразу за «большой тройкой» и занимает 4-е место. «Сибирьтелеком» совместно с дочерними организациями обслуживает 540 тыс. мобильных абонентов и занимает 6-е место. Сразу за ним в рейтинге самых крупных операторов следует 100%-я «дочка» «ВолгаТелекома» – ЗАО "Нижегородская сотовая связь", располагающая 400-тысячной клиентской базой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: