Карта стратегических групп

В рассматриваемой отрасли Сибирском федеральном округе функционирует около сотни предприятий. Установим предприятия, которые войдут в карту стратегических групп:

1. Сибирьтелеком

2. Ростелеком

3. МТС

4. Билайн

5. Мегафон

6. Дальсвязь

7. Скай Линк

8. Электронный город

9. Новотелеком

Определим спектр характеристик, которые отличают фирмы отрасли между собой:

1. уровень цены

2. уровень качества

3. ассортимент услуг

4. масштаб деятельности

5. квалификация персонала

для построения карты выберем критерии качества и ассортимента.

Качество:

1. низкое

2. среднее

3. высокое

Ассортимент:

1. специализированный

2. ограниченный

3. широкий

4. полный ассортимент массового спроса

 



Глава 4. Анализ внутренней среды организации.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключа­ет в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в оп­ределенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. Внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.  Для исследования внутренней среды применяются такие методы как SWOT – анализ, SNW-анализ, анализ Spider-map и другие.

Spider-map

Карта в виде паутины spider-map наглядно показывает и персоналу и руководству какие стороны организации стороны организации нуждаются доработке, а какие вполне успешны. Для хлебообъединения «Восход» данный анализ показывает, что все параметры предприятия имеют достаточно высокий уровень, однако на такие показатели как, например, себестоимость и качество менеджмента руководство все же должно обратить внимание и задуматься об их улучшении.

 

 



SWOT - анализ

 

Качественная оценка

п/п Наименование стратегической позиции S Сильная N Нейтральная W Слабая
1 Стратегия организации   +    
2 Организационная структура     +  
3 Общее финансовое положение, в том числе   +    
3.1 состояние баланса +    
3.2 уровень бухгалтерского учета +    
3.3 структура финансов +    
3.4 доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.) +    
3.5 уровень финансового менеджмента     +    
4 Конкурентоспособность продукции +    
5 Структура затрат (уровень себестоимости) +    
6 Эффективность системы реализации продукта (в целом), в том числе: +    
6.1 Как материальная структура +    
6.2 Как умение торговать +    
7 Использование информационных технологий +    
8 Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов   +  
9 Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе: +    
9.1 Способность к лидерству 1-го лица +    
9.2 Способность к лидерству всего персонала   +  
9.3 Способность к лидерству как совокупность субъективных факторов +    
10 Уровень производства (в целом), в том числе: +    
10.1 Качество материальной базы   +  
10.2 Профессионализм ключевых специалистов +    
10.3 Профессионализм персонала основной сферы деятельности +    
11 Уровень маркетинга +    
12 Уровень менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех всей системой менеджмента в целом) +    
13 Известность товарного знака, политика брэндирования +    
14 Качество персонала (в целом) +    
15 Репутация на рынке +    
16 Репутация как работодателя   +  
17 Отношения с органами власти (в целом), в том числе:   +  
17.1 С федеральным правительством   +  
17.2 С правительством субъекта федерации   +  
17.3 С органами местного самоуправления   +  
17.4 С системой налогового контроля   +  
18 Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе   +  
18.1 С корпоративным   +  
18.2 С отраслевым   +  
19 Инновации как исследования и разработки   +  
20 Степень вертикальной интегрированности   +  
21 Корпоративная культура   +  
  Возможности: · Получение лидирующих позиций на рынке сотовой связи · Открытие новых технологий компанией · Угрозы: · Вытеснение альтернативными видами связи ·
Сильные стороны: · хорошая репутация, большое число корпоративных клиентов · широкий, постоянно поддерживаемый ассортимент · высоко квалифицированный персонал · великолепный менеджмент Качество – показатель, которым гордится предприятие, это одно из основных конкурентных преимуществ компании, поэтому при ужесточении контроля качества, предприятие в очередной раз смогло бы доказать потребителям свой высокий уровень, привлечь новых покупателей, а также «избавиться» от значительного количества конкурентов. Возвращение льготного обеспечения хлебозаводов мукой и получение заказа дали бы предприятию возможность увеличить объем получаемой прибыли. Несмотря на возможные угрозы, сильные стороны предприятия помогут ему победить в конкурентной борьбе, сохранить хорошее положение на рынке и минимизировать потери в непредвиденных сложных ситуациях. Так, например, благодаря отличной репутации и постоянным покупателям даже при массовой переориентации потребителей на слайсы, предприятие все равно будет получать достаточное количество прибыли. А благодаря надежным поставщикам, всегда будет обеспечено сырьем, даже в неурожайный год.
Слабые стороны: · устаревающее оборудование · Слабые стороны предприятия могут помешать ему в полной мере реализовать появившиеся возможности, вовремя воспользоваться выгодной ситуацией, получить дополнительную прибыль, улучшить свое положение на рынке. При принятии решений в сложных ситуациях недостаточный опыт персонала может привести к потере как минимум прибыли. А устаревающее оборудование не позволит в нужный момент произвести необходимое количество продукции. Сложные ситуации для предприятия могут быть усугублены его слабыми сторонами. Это наиболее опасное сочетание. Необходимо внимательно следить, чтобы узкими местами организации не воспользовались, например, конкуренты. Организация должна прикладывать максимум усилий, чтобы устранить свои слабые стороны, если она хочет работать эффективно, какие бы изменения во внешней среде ни происходили.

 Применяемый для анализа среды метод SWОТ (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

 

 

SNW – анализ

 

SNW – АНАЛИЗ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – АНАЛИЗ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Как видно из проведенного анализа, ОАО «Сибирьтелеком» имеет достаточно много сторон сильных, а слабых сторон не имеет вовсе, за счет чего обеспечивает себе уверенное положение на рынке.

Матрица BCG

В основе модели BCG (матрица «рост – доля рынка»)лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит 4 стадии:

· выход на рынок (товар-«проблема»);

· рост (товар-«звезда»);

· зрелость (товар-«дойная корова»);

· спад (товар-«собака»).

Основными товарными группами ОАО «Сибирьтелеком» являются:

Основные товарные группы конкуренты
1. Местная и внутризоновая телефония нет
2. Информационно-справочные услуги ---
3. Интеллектуальные услуги ---
4. Пакетная передача голосовых данных ---
5. Предоставление доступа в сеть Интернет Электронный город
6. Передача данных и телематические службы ---
7. Кабельное телевидение Электронный город
8. Сотовая и радио связь МТС
9. Проводное и эфирное радиовещание ---
10. Телеграфная связь нет
11. Услуги связи с использованием таксофонов нет

 

Рассматриваемое предприятие является самым крупным на рынке, ближайшим его конкурент – Ростелеком, необходимо сравнить по выбранным товарам доли рынка Сибирьтелеком  и Ростелеком и по полученным данным построить матрицу.

 

 

 

Темпы

Роста

рынка

 

                                       высокая                                                                            низкая

                                                                      относительная доля рынка

 

На основании полученной матрицы можно сделать вывод, что в портфеле предприятия есть один товар «звезда» - от этой бизнес единицы зависит общее состояние хозяйственного портфеля, она нуждаются в инвестициях, однако уже сама являются генераторами наличности, оптимальным развитием такого товара является переход в стадию дойных коров по мере перехода в стадию зрелости. В портфеле так же присутствуют два товара «дойных коровы». Эти товары зарабатывают средства в объемах превышающих их потребность в реинвестировании, это происходит потому, что предприятие занимает лидирующее положение на рынке. Для этих товаров необходимо поддерживать условия, в которых они будут процветать и продолжать приносить предприятию большую прибыль.

Портфель ОАО «Сибирьтелеком» является идеальным по структуре, что обеспечивает ему высокие объемы прибыли и уверенные позиции на рынке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: