Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или теория клиентуры)

Эта теория предполагает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров предпочитает увеличение рыночной стоимости акций, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая не согласна с такой дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав клиентуры станет более однородным.

Дискуссии по поводу того, какая из рассмотренных теорий верна, продолжа­ются до сих пор. Тем не менее, неоспорим факт, что большинство крупных компа­ний на Западе предпочитает регулярно выплачивать дивиденды. Любые серьезные изменения в области дивидендной политики немедленно сказываются на цене акций данной компании. Приведем примеры. Когда в мае 1987 г. известная фирма «Apple Computer» впервые объявила о выплате дивиден­дов в размере 4 центов на акцию (всего 5 млн. долл.), рыночная цена ее акций в тот же день возросла на 219 млн. долл.

Большинство практиков считают проблему оптимизации дивидендной полити­ки чрезвычайно актуальной. Вместе с тем признается и тот факт, что единого фор­мализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует.  Она определяется многими факторами, в том числе трудно формализуемыми (напри­мер, психологическими). Поэтому каждая компания должна выбирать свою поли­тику,  исходя,  прежде всего, из присущих ей особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: