double arrow

Методики  и формы выплаты дивидендов


Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу предусматривает выплату дивидендов в последнюю очередь, после финансирования всех эффективных инвестиционных проектов. Фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли отчетного года сформирован достаточный объем финансовых ресур­сов, обеспечивающий в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по предполагаемым инвестицион­ным проектам внутренняя норма доходности превышает средневзве­шенную стоимость капитала, то прибыль направляется на финанси­рование этих проектов, поскольку они обеспечивают высокие темпы прироста стоимости акционерного капитала.

Преимущества этой методики заключаются в обеспечении высо­ких темпов развития предприятия, повышении его рыночной стои­мости, сохранении финансовой устойчивости. Данная методика ди­видендных выплат используется обычно в периоды повышенной инвестиционной активности на начальных стадиях развития пред­приятия [5]. Недостатки методики очевидны: выплата дивидендов не является гарантированной, регулярной; размер дивидендов не фиксирован, меняется в зависимости от финансовых результатов прошедшего года и объема собственных ресурсов, направляемых на инвестиционные цели; дивиденды выплачиваются, если у предприятия остается при­быль, не востребованная на капитальные вложения. Рыночная стоимость акций предприятий, выплачивающих ди­виденды по остаточному принципу, как правило, невысока.




Методика фиксированных дивидендных выплат (или стабильно­го размера дивидендных выплат) подразумевает регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размере в течение продол­жительного времени безотносительно к изменению курсовой стоимо­сти акций. При высоких темпах инфляции сумма дивидендных вы­плат корректируется на индекс инфляции. Если предприятие разви­вается успешно и сумма годовой прибыли превышает размер средств, необходимых для выплаты дивидендов на стабильном уровне, то показатель фиксированных дивидендных выплат на акцию может быть повышен. При проведении дивидендной политики с использо­ванием этой методики предприятия также используют показатель дивидендного выхода, служащий ориентиром при определении раз­мера фиксированного дивиденда на перспективу.

Преимуществом этой методики является ощущение надежности, которое создает у акционеров чувство уверенности в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств и позволяет избежать колебания курсовой стоимости акций на фон­довом рынке (что характерно, например, для первой методики). Недостатком этой политики является слабая связь с финансовыми результатами деятельности, поэтому в периоды неблагоприятной конъюнктуры и снижения величины прибыли текущего года у пред­приятия может оказаться недостаточно собственных средств для инвестиционной, финансовой и даже основной деятельности [7]. Для избежания негативных последствий фиксированный размер дивиден­дов устанавливается, как правило, на относительно низком уровне, чтобы уменьшить риск снижения финансовой устойчивости предприя­тия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.



Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов предусматривает регулярную выплату фиксированной суммы дивидендов. В случае благоприятной рыночной конъюнктуры и боль­шой величины прибыли текущего года акционерам выплачиваются экстра-дивиденды. Таким образом, текущий доход акционеров скла­дывается из ежегодно получаемых фиксированных на минимальном уровне дивидендов и периодически выплачиваемых в зависимости от финансовых результатов отчетного года экстра-дивидендов.

Преимуществами данной методики являются стабильно гаран­тированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (аналогично методике фиксированных дивидендных выплат), высокая связь с финансовыми результатами деятельности предприя­тия, позволяющая увеличивать размер дивидендов в благоприятные годы без снижения инвестиционной активности. При нестабильной экономической ситуации и существенных колебаниях размера полу­чаемой предприятием прибыли данная методика представляется наи­более эффективной. Основной ее недостаток состоит в том, что при продолжительной выплате минимальных фиксированных дивиден­дов (без надбавки в отдельные периоды) снижается инвестиционная привлекательность акций предприятия, а при регулярных выплатах экстра-дивидендов уменьшается их стимулирующее воздействие на акционеров и исчезает отличие этой политики от методики фикси­рованных дивидендных выплат.



Методика постоянного процентного распределения прибыли(или стабильного уровня дивидендов) подразумевает стабильный в тече­ние продолжительного времени процент чистой прибыли, направля­емый на выплату дивидендов по обыкновенным акциям. При этом одним из основных аналитических показателей является коэффици­ент дивидендного выхода (Кдв), т.е. отношение дивиденда на одну обыкновенную акцию к прибыли, причитающейся на одну обыкновенную акцию:

Кдв= Добб.акц. : Поб.акц.

где Добб.акц – дивиденд на одну обыкновенную акцию; Поб.акц – прибыль, причитающаяся на одну обыкновенную акцию.

Дивидендная политика этого типа предполагает стабильное зна­чение дивидендного выхода на одну обыкновенную акцию в течение длительного периода времени. Необходимо отметить, что прибыль, причитающаяся на обыкновенную акцию, определяется после выпла­ты дохода владельцам облигаций и дивидендов по привилегирован­ным акциям (доходность этих ценных бумаг оговаривается заранее вне зависимости от размера прибыли и корректировке не подлежит). В то же время основным недостатком такой политики является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она "сигнализирует" о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства. Динамику размера дивиденда в зависимости от типа дивидендной политики можно проследить на рисунке 1.

Методика постоянного возрастания размера дивидендовпредусматривает стабильное повышение уровня дивидендных выплат в рас­чете на одну акцию. Как правило, прирост размера дивидендов производится в твердо установленном проценте к их уровню в пред­шествующем периоде. Преимущества политики постоянного возрас­тания размера дивидендов для акционеров очевидны, кроме того, та­ким образом, обеспечивается высокая рыночная стоимость акций предприятия, их привлекательность в глазах инвесторов при допол­нительных эмиссиях.

 

Рис. 1. Динамика размера дивидендов на одну акцию при различных типах дивидендной политики

Недостатками методики являются ее негибкость (поскольку раз­мер дивидендных выплат повышается регулярно, независимо от фи­нансовых результатов даже в периоды отсутствия прибыли) и посто­янное нарастание финансовой напряженности [5]. Отставание темпов роста прибыли от темпов роста дивидендных выплат означает сокраще­ние размера реинвестируемой прибыли, сворачивание инвестицион­ной деятельности, снижение финансовой устойчивости предприятия. Непременным условием осуществления этой методики на практике является опережающий рост прибыли по сравнению с дивидендными выплатами.

Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями нового выпуска. Такая форма предусматривает предоставление акционерам вновь эмитированные акции на сумму дивидендных выплат. Она представляет интерес для акционеров, менталитет которых ориентирован на рост капитала в предстоящем периоде. Акционеры, предпочитающие текущий доход, могут продать в этих целях дополнительные акции на рынке.

3. Выплата дивидендов выкупленными старыми размещенными акциями компании. Он рассматривается как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций. Это позволяет автоматически увеличивать размер прибыли на одну оставшуюся акцию и повышать коэффициент дивидендных выплат в предстоящем периоде. Такая форма использования дивидендов требует согласия акционеров.

4. Выплата дивидендов бартером, т.е. готовой продукцией АО, его имуществом [3]. Редко встречается на практике эта формы выплаты, когда компания выдает дивиденды товарами.

 

                                           



Заключение

В ходе работы были рассмотрены основные вопросы, связанные с процессом выбора и формирования дивидендной политики предприятия. Можно сделать следующие выводы:

- сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли отвлекаемой из оборота, т.е. выплачиваемой в виде дивиденда, и долей, которая направляется на расширение бизнеса.

- дивидендная политика должна рассматриваться в свете общей финансовой задачи компании, которая заключается в максимизации богатства акционеров. Это не всегда означает выплату максимальных дивидендов, так как может быть найдено более прибыльное применение для дивидендов внутри самой компании. Дивидендная политика имеет большое значение, потому что она влияет на структуру капитала и финансирование компании, а в случае с акционерными компаниями и на информационную ценность.

Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости). Аргументы в пользу значимости дивидендов для оценки фирмы: информационное содержание дивидендов, предпочтение инвесторами текущего дохода, качество дохода, полученного в форме дивиденда, и колебания рыночной стоимости, которые не связаны с эффективностью деятельности компании.

Наиболее подробно были рассмотрены типы дивидендной политики (консервативная, умеренная, агрессивная) и методики дивидендных выплат (дивиденды по остаточному принципу, фиксированные дивиденды, фиксированные и экстра-дивиденды, постоянные дивиденды к прибыли или постоянно растущие дивиденды).

 Из проведенной работы можно сделать вывод о том, что:

Во–первых, выплата дивидендов определенно влияет на рыночную стоимость предприятия. Изменение цены акций после объявления изменения выплачиваемых по ним дивидендов находится в прямой зависимости от изменения величины дивидендов. Таким образом, если компания повышает норму выплат в виде дивидендов, то это может послужить причиной увеличения цены акций. С другой стороны, увеличение дивидендных выплат приведет к уменьшению объема капиталовложений предприятия, в результате чего ожидаемый в будущем темп роста масштабов деятельности компании снизится, что, скорее всего, приведет к снижению цены акций. Это означает, что какие-либо изменения в политике выплат будут иметь два противоположных результата: либо высокие текущие дивиденды и рост цены акций в краткосрочном периоде, либо капитализация прибыли в надежде на будущий рост дивидендов и устойчивый рост цены акций в долгосрочной перспективе. Отсюда можно сделать вывод, что компания должна стремиться найти тот баланс между текущими дивидендами и будущим ростом, который способствует устойчивому развитию хозяйственной деятельности предприятия с одной стороны, и максимизирует цену акций с другой, что особенно актуально для российских акционерных обществ, недооцененных по сравнению с зарубежными аналогами.

Во-вторых, дивидендная политика определяет состав акционеров. Акционеров привлекают те предприятия, которые проводят активную дивидендную политику, и которая их устраивает. Им небезразличен выбор между дивидендами и доходами от прироста капитала, и многие из них предпочитают получение дивидендов, поскольку каждая единица дохода, выплаченная им в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход в виде прироста капитала, получение которого отложено на будущее. С позиций данного подхода, максимизация дивидендных выплат на предприятии выглядит предпочтительнее капитализации дохода. Однако, по разным причинам, одни акционеры могут быть заинтересованы в выплате денежных дивидендов, другие – в реинвестировании прибыли.

В целом, при выборе дивидендной политики менеджмент предприятия должен учитывать различия в ценностях своих акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то менеджменту предприятия необходимо принимать решение о выплате дивидендов и соответствующим образом формировать дивидендную политику. При этом меньшинство акционеров, несогласных с принятой на предприятии практикой выплаты дивидендов, реинвестируют свой капитал в другие компании, а состав акционеров станет однородным.

В-третьих, акционеры предпочитают денежную форму выплат прочим формам выплаты дивидендов. Акционерам важно не только то, какую часть прибыли распределяет акционерное общество на дивиденды, но и то, в какой форме они их получают. Акционерное общество может выплачивать денежные дивиденды, дивиденды акциями, а также может проводить выкуп собственных акций. В международной и российской практике денежные дивиденды являются наиболее распространенной формой выплат. Для акционеров выплата денежных дивидендов является наиболее удобной формой получения денежных средств.

 



Список литературы

1. Федеральный закон от 26 декабря 1995г. № 208–ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями от 13 июня 1996г., 24 мая 1999г., 7 августа 2001 г.)

2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. – 1120 с.

3. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с.

4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.

5. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2007. – 256 с.

6. Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. Стояновой Е.С. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2003. – 656 с.

7. http://bbest.ru/management/finmen/kapital/sobstvennost/devidtnt/

 

 







Сейчас читают про: