Опыт 4. Влияние катализатора на скорость химической реакции. Каталитическое восстановление роданида железа (3)

В двух пробирках получить роданид железа (III). Для этого в каждую из пробирок налить по 10 капель раствора роданида аммония и по 1 капле хлорида железа (III).

В одну из пробирок внести 1 каплю раствора сульфата меди. Затем в обе пробирки одновременно добавить по 10 капель тиосульфата натрия (предварительно приготовленного в двух других пробирках). Наблюдать различную скорость обесцвечивания раствора.

Задания:

1. Составить уравнение обменной реакции между роданидом калия и хлоридом железа (3)

___________________________________________________________________________

2.Записать уравнение реакции восстановления рода­нида железа (3) тиосульфатом натрия.

 ___________________________________________________________________________

 ___________________________________________________________________________

3. Сделать вывод о влиянии ката­лизатора на скорость реакции.

Вывод ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ. ГИДРОЛИЗ.

Лабораторная работа № 2.

Тема «Определить среду водных растворов электролитов. Выполнить реакции ионного обмена между водными растворами электролитов».

       Цель работы: определить среду водных растворов электролитов. Выполнить реакции ионного обмена между водными растворами электролитов.

       Оборудование: штативы с пробирками, водяная баня.

       Реактивы: дистиллированная вода, растворы -  соляной кислоты, карбонат натрия, ацетата аммония, хлорида натрия, сульфата меди (II), гидроксида натрия (едкого натра), хлорида кальция, сульфата  алюминия, хлорида бария, серной кислоты, хлорида аммония.

       Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин, лакмусовая бумага,

Ход работы.

       Опыт № 1. Испытание различных сред индикаторами  (окраска индикаторов в различных средах).

       а) В три пробирки налейте по 2 мл дистиллированной воды и прибавьте в каждую по несколько капель раствора одного из индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина. Каков их цвет в водной среде? Каков рН дистиллированной воды?

       б) В три пробирки налейте по 2 мл разбавленной соляной кислоты и в каждую добавьте по несколько капель одного из индикаторов: лакмуса, метилоранжа, фенолфталеина. Каков их цвет в кислой среде? Каков рН кислого раствора?

       в) То же проделайте с раствором едкого натра. Какой цвет имеют индикаторы в щелочной среде? Каков рН щелочного раствора? Результаты опыта занесите в таблицу.

Среда

рН

Цвет индикатора.

лакмус метиловый оранжевый фенолфталеин
нейтральная        
кислая        
щелочная        

           

 

       Опыт 2. Реакция среды водных растворов солей.

       а) Налейте в пробирку 2 мл раствора карбоната натрия и добавьте 4-5 капель индикатора фенолфталеина. Фенолфталеин в растворе карбоната натрия окрашивается в ____________________ цвет.

Напишите уравнения гидролиза соли в молекулярном и ионном виде.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       б) К 4 мл раствора сульфата алюминия прибавьте 5 капель метилоранжа. Перемешайте содержимое пробирки, взбалтывая раствор. Метилоранж в водном растворе сульфата алюминия окрашивается в ____________________ цвет.

Напишите уравнения гидролиза соли в молекулярном и ионном виде.

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       в) К раствору ацетата аммония прибавьте 10 капель раствора лакмуса. Взболтайте раствор. Лакмус в водном растворе ацетата аммония окрашивается в ______________ цвет.

Напишите уравнения гидролиза соли в молекулярном и ионном виде.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       г) В пробирку с 2 мл раствора хлорида натрия добавьте 10 капель раствора лакмуса. Лакмус в водном растворе окрашивается в ______________ цвет.

Заполните таблицу.

Формула соли

рН

Среда раствора

нейтральная кислая щелочная
         
         
         
         

       Опыт 3. Реакции, идущие с образованием малорастворимого вещества.

            Возьмите три пробирки. В первую налейте 2 мл раствора сульфата меди (II) и добавьте столько же раствора гидроксида натрия, во вторую – 2 мл раствора хлорида кальция и 2 мл раствора карбоната натрия, в третью налейте 2 мл раствора сульфата алюминия и немного раствора хлорида бария. Напишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Опыт 4. Реакция, протекающая с выделением газа.

            В пробирку налейте 2 мл раствор карбоната натрия и прибавьте 2 мл раствора серной кислоты. Подержите над отверстием влажную синюю лакмусовую бумагу. Как изменится ее цвет? Почему? Ответ объясните, написав уравнение реакции в молекулярном и ионом виде.

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Опыт 5. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.

       а) Реакция нейтрализации.

            В пробирку налейте 4 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 3 капли фенолфталеина. Фенолфталеин приобретает ____________________________ цвет. Затем прилейте пипеткой по каплям раствор серной кислоты, все время,  перемешивая содержимое пробирки, до обесцвечивания раствора. Раствор обесцветился потому что _____________________________________________________________________________. Напишите молекулярное и ионные уравнения реакций.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       б) Реакции, идущие с образованием слабых оснований или слабых кислот.

            В пробирку налейте 5 мл раствора хлорида аммония и прибавьте 4 мл раствора гидроксида натрия. Раствор слегка нагрейте и поднесите к отверстию пробирки влажную красную лакмусовую бумагу. Что наблюдаете?

_____________________________________________________________________________

Напишите уравнения реакций в молекулярном и в ионном виде.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           

КАЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД АНАЛИЗВА.

Разделение катионов на группы по кислотно-щелочной классификации.

1 2 3 4 5 6
K+ Na+ NH4+ Ag+ Pb 2+ Hg2+2 Ba2+  Sr2+ Ca2+ (Pb2+) Al3+ Cr3+ Zn2+ Sn2+ Sn4+ As5+ As3+(Sb3+) Mg2+ Mn2+ Fe2+  Fe3+ Bi3+ Sb3+ Sb5+ Сu2+ Hg2+ Cd2+ Co2+ Ni2+

Групповой реагент

--- 2 н. раствор НС1 2 н. раствор Н24 Изб. 4 н. раствора NаОН

Изб. 25 процентного раствора NН4ОН

Р-р Осадок Осадок Раствор Осадок Раствор
К+ АgС1 ВаSО4 А1О2-СгО2- Гидроксиды  
+ РbС12 SrSO4 ZnО22-SnО32- Me(ОН)n Аммиакаты
4+ Нg2С12 СаSО4 АsО33- НSbО2 [Ме(NН3)n]2+
    (РbSО4) (SbО33-) НSbO3  

 

Разделение анионов.

1 42-, SО32-,  СО32- РО43-,  SiО32-

Групповой реагент

ВаС12 при рН=7, рН>7
2 С1-, Вг-, I-, S2- AgNО3 в присутствии HNО3

Лабораторная работа №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: