Скульптуры Никколо и Джованни Пизано

Наш рассказ был бы неполным, если бы мы не показали скульптуру. Архитектура консервативна, она продолжает романскую традицию, в живописи появляются много новых элементов, но они еще такие слабые росточки, а вот скульптура… Но для этого нам нужно посмотреть на замечательное пизанское сооружение, вернее, комплекс сооружений, не случайно его называют Поле Чудес, пьяцца деи Мираколи, где стоят собор, знаменитая Пизанская башня и баптистерий.

И вот именно здесь замечательные работы двух скульпторов – Никколо и Джованни Пизано. Это была целая семья скульпторов, которые, собственно говоря, по версии Вазари, начали новое движение в скульптуре. «Скульптура, — пишет Вазари, — это искусство, которое, удаляя излишек обрабатываемого материала, приводит его к форме тела, предназначенного идеей художника». Мы видим здесь уже тот отголосок, который потом будет говорить Микеланджело и будет повторять Роден, что главное в скульптуре – убрать лишнее, вытащить из камня и сделать так, что камень повторит идею художника.

Вот этот замечательный собор в Пизе, его западный фасад. Как все огромные соборы, он строился довольно долго, строительство началось еще в XI в. и продолжалось в XIII в. А строительство баптистерия вообще заняло больше 200 лет. Поэтому в нем и романские, и готические элементы, и т. д.

Но мы говорим о скульптуре, и скульптура здесь, конечно, тоже показывает нам вот это движение вперед. Никколо Пизано выполнил замечательную кафедру в баптистерии Пизанского собора. Вот в этом круглом баптистерии есть вот эта замечательная кафедра. Устройство кафедр в соборах – это обычная средневековая традиция. И в готических соборах, и в романских соборах были такие кафедры для проповедников. Но здесь она, во-первых, отдельно стоит, не приставлена к стене. И она вся выполнена с прекрасными такими мраморными рельефами.

Эти рельефы уже очень сильно отличаются, скажем, от готических каменных рельефов соборов. Здесь видна и очень серьезная анатомическая проработка, и стремление сделать фигуры в естественных пропорциях. Т. е. явно Никколо Пизано смотрел на какие-то античные памятники, скорее всего саркофаги. Это особенно видно в этой композиции «Поклонение волхвов».

Может быть, еще дальше шагнул его сын Джованни Пизано. Он работал уже на рубеже дученто и треченто, т. е. XIII и XIV в., его композиции еще более свободны, и даже кафедра его работы, поставленная уже не в баптистерии, как у его отца Никколо Пизано, а в пизанском соборе, круглая, т. е. более изощренной формы, и ее рельефы еще больше напоминают античные рельефы.

А вот фрагмент рельефа с кафедры собора в Сиене. Они работали больше всего в Пизе, отсюда, собственно говоря, и прозвище Пизано. Родился Никколо Пизано совсем в другом месте, но большей частью работал именно в Пизе, поэтому и получил такое прозвище, ставшее фамилией, которую он даже передал своему сыну. Его сын еще больше продвинул скульптуру, его фигуры почти выходят из поверхности рельефа.

Интересно, что Вазари к некоторым художникам, которые стали завоевывать пространство, применяет название «рельефные», т. е. их картины как бы рельефны. Вот это завоевание пространства в скульптуре как бы начинает влиять и на художников, которые начинают завоевывать свое пространство, выводя фигуры из плоскости. Отсюда, как мы потом будем видеть, вот это движение к перспективе.

В сиенском соборе есть работы Джованни Пизано. Закончить мне хочется именно Сиеной, потому что с Сиеной будет связан следующий этап развития Предвозрождения – искусство треченто. Флоренция на первый план выйдет чуть-чуть позже, хотя во Флоренции работал и Чимабуэ, и другие. Но в Предвозрождении слава Флоренции еще пока в зачаточном плане, а вот Сиена расцветет своим удивительным искусством периода треченто.

Материалы

· Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих.

· Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века, т. 1-2. М., 1977.

· Гиацинтов В. Г. Возрождение итальянской скульптуры в произведениях Николо Пизано. М., 1900.

· Данилова И.Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.

· Дживелегов А. К. Данте. 1933. ЖМП.

· Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925.

· Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии ХII-ХIII веков. СПб., 1912.

· Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения. М., 1956.

· Муратов П.П. «Образы Италии». СПб, 2005.

· Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280-1400. М.: Белый город, 2003.

· Смирнова И.А Искусство Италии конца XIII - XV веков. М., 1987.

· Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

· Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003.

· Maria Prokopp. Pietro und Ambrogio Lorenzetti. Henschelverlag, Corvina, 1985 →

Галерея (75)

Жак Ле Гофф (фр. Jacques Le Goff, 1924–2014)

 

Ле Гофф, Жак. Рождение Европы. СПб, 2008

 

Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 г. XV в.
Миниатюра из «Хроник императоров» Дэвида Обера. Национальная библиотека Франции, Париж

 

Эмблема династии Палеологов

 

Ольга Сигизмундовна Попова

Палаццо Веккьо. XIII–XIV вв. Флоренция

 

Панорама Флоренции с видом на Палаццо Веккьо

 

Франциск Ассизский (1224–1228)
Фреска. Монастырь св. Бенедикта в Субиако, Лацио

 

Дворец Барджелло. 2-я пол. XIII в. Флоренция

 

Внутренний дворик Барджелло. XIII–XIV вв. Флоренция

Фридрих II Штауфен (нем. Friedrich II von Hohenstaufen, 1194–1250). XIII в.
«Книга об искусстве соколиной охоты». Ватиканская апостолическая библиотека

 

Королевство Сицилия и Священная Римская империя в XIII в.

 

Генрих IV просит Гуго Клюнийского и Матильду Тосканскую вмешаться в спор. Ок. 1115
Миниатюра из «Жизни Матильды». Ватиканская апостолическая библиотека

 

Аллегорическое изображение Рима в виде вдовы в трауре Авиньонского пленения пап. XIV в.
Национальная библиотека Франции, Париж

 

Плоды доброго правления. 1337–1339
Художник – Амброджо Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti, ок. 1290–1348). Палаццо Пубблико, Сиена

Джованни Медичи (итал. Giovanni de Medici, 1360–1429). 1560–1565
Художник – (итал. Cristofano dell'Altissimo, 1525–1605). Галерея Уффици, Флоренция

 

 

 

Фрагмент фрески. XIV в.
Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла св. Магдалины, Барджелло

 

Данте Алигьери. XIV в.
Фрагмент фрески. Художник – Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266–1337). Капелла св. Магдалины, Барджелло

 

Герб семьи Алигьери

Шесть тосканских поэтов. 1544й
Художник – Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari, 1511–1574). Институт искусств Миннеаполиса

 

Данте и Беатриче. 1380–1400
Иллюстрация к «Божественной комедии». Библиотека Марчиана, Венеция

 

Рисунок к «Божественной комедии». Рай, VI. 1481–1495
Художник – Сандро Ботичелли (итал. Sandro Botticelli, 1445–1510). Берлинский гравюрный кабинет

 

Данте Алигьери. Ок. 1450
Фреска. Художник – Андреа дель Кастаньо (итал. Andrea del Castagno, 1423–1457). Галерея Уффици, Флоренция

 

Мавзолей Данте. 1780. Равенна

Данте Алигьери. 1465
Фреска. Художник – Доменико ди Микелино (итал. Domenico di Michelino, 1417–1491). Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция

 

Данте Алигьери. 1495
Художник – Сандро Ботичелли (итал. Sandro Botticelli, 1445–1510). Бодмеровская библиотека, Колоньи

 

Лабиринт на полу Шартрского собора. 1205 г.

 

Беатриче возносит Данте к Святой Троице. XV в.
Иллюстрация к «Божественной комедии». Британская библиотека, Лондон

 

Церковь Санта-Кроче. 1294–1385. Флоренция

Церковь Санта-Кроче. Флоренция, 1294–1442

 

 

 

Аббатство Сен-Дени. 1-я пол. XII в. Франция

 

Базилика св. Марка. Мозаики XII–XIII вв.
Византийские и венецианские мастера. Венеция

 

Распятие из Пизы. Ок. 1200
Византийский мастер. Музей Сан-Маттео, Пиза

Интерьер церкви Санта-Кроче. XIV в. Флоренция

 

Церковь Сан-Миниато-аль-Монте. XI–XIII вв. Флоренция

 

Вымышленный портрет Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

 

Св. Иоанн Креститель. 1301–1302
Автор – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Собор в Пизе

 

Мадонна на троне. Нач. XIV в.
Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Галерея Уффици, Флоренция

Распятие. 1287–1288
Автор – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Церковь Санта-Кроче, Флоренция

 

Распятие. 1268–1271
Автор – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Церковь Сан-Доменико, Ареццо

 

Мадонна Ручеллаи. 1285
Художник – Дуччо ди Буонинсенья (итал. Duccio di Buoninsegna, ок. 1255–1319). Галерея Уффици, Флоренция

 

Мадонна на троне с ангелами. Ок. 1280
Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Лувр, Париж

 

Чимабуэ (слева) и Джотто (справа). 1363–1365
Фрагмент фрески. Художник – Андреа Бонайути (итал. Andrea Bonaiuti). Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция

 

 

Вымышленный портрет Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

 

Джотто рисует портрет Данте. 1852
Эскиз. Художник – Данте Габриэль Россетти (англ. Dante Gabriel Rossetti, 1828-1882). Галерея Тейт, Лондон

 

Церковь Сан-Франческо в Ассизи. 1228–1253

 

Интерьер нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. XIII–XIV вв.

Мадонна с Младенцем, св. Франциском и четырьмя ангелами. 1278–1280
Фреска. Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи

 

Ангел. 1278–1280
Фрагмент фрески. Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи

 

Св. Франциск. 1278–1280
Фрагмент фрески. Художник – Чимабуэ (итал. Cimabue, 1250–1302). Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи

 

Св. Франциск. 1235
Художник – Бонавентура Берлингьери (итал. Bonaventura Berlinghieri, 1210–1287). Церковь Сан-Франческо, Пеша

 

Портрет Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, около 1240—1330). 1767
Иллюстрация к «Жизнеописаниям» Джорджо Вазари

Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере. XII в. Рим

 

Интерьер церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. XII–XIII вв. Рим

 

Благовещение. Ок. 1291
Мозаика. Автор – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

 

Рождество. Ок. 1291
Мозаика. Автор – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

 

Поклонение волхвов. Ок. 1291
Мозаика. Автор – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Фасад церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Рим

 

Христос Пантократор. IX в.
Мозаика. Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим

 

Страшный суд. Ок. 1293
Фрагмент фрески. Художник – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим

 

Страшный суд. Св. Петр. Ок. 1293
Фрагмент фрески. Художник – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим

 

Страшный суд. Серафим. Ок. 1293
Фрагмент фрески. Художник – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, Рим

Распятие. Ок. 1308
Фреска. Художник – Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, ок. 1240—1330). Церковь Сан-Доменико-Маджоре, Неаполь

 

Пьяцца деи Мираколи, Пиза

 

Пизанский собор. XI–XIII в.

 

Западный фасад Пизанского собора. XII–XIII в.

 

Баптистерий св. Иоанна. XII–XIV вв. Пиза

Кафедра в баптистерии св. Иоанна. 1255–1260
Скульптор – Никколо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220–1280). Пиза

 

Поклонение волхвов. 1255–1260
Кафедра в баптистерии св. Иоанна. Скульптор – Никколо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220–1280). Пиза

 

Кафедра в Пизанском соборе. 1302–1320
Скульптор – Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano, ок. 1250–1315)

 

Фрагмент кафедры в Сиенском соборе. 1265–1278
Скульпторы – Никколо Пизано (итал. Nicola Pisano, ок. 1220–1280) и Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano, ок. 1250–1315)

 

Сиена, Тоскана

 















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: