Задание 3. Разработать основные психологические приемы достижения расположенности подчиненных.
Методические указания
Приемов достижения достаточно много. Например, консультанты по вопросам управления из США Лори С. Планкетт и Гай А. Хейл разработали схему общения руководителя с подчиненными, которая позволяет в значительной степени достичь расположенности подчиненных.
Основными её пунктами являются:
1. Уметь предвидеть реакцию подчиненных.
При изменении управленческих ситуаций руководители должны четко представлять себе возможность действий своих сотрудников.
2. Обеспечивать надежную информацию.
3. Управлять эмоциями.
Руководитель должен контролировать свои эмоции, уметь ими управлять, обеспечивая объективность видения ситуации.
4. Предъявлять исполнителям четкие требования.
Этот пункт предполагает ясность формулировок со стороны руководителя. Он должен быть уверен, что подчиненные поняли ситуацию.
5. Заботиться об «обратной связи»,
Налаживание «обратной связи» с подчиненными - одна из существенных сложностей в процессе общения и достижения расположенности подчиненных.
6. Пробудить интерес к работе.
Имеется в виду, прежде всего, создавать у сотрудников положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности.
Реализация тактики эффективного профессионального общения руководителя со своими подчиненными и достижения их расположенности может осуществляться с помощью различных мотивационных приемов.
1. Поддержание чувства собственного достоинства у подчиненных.
Знающие психологию человеческого поведения руководители понимают, что поддержание чувства собственного достоинства у работников способствует расположенности подчиненных и повышению эффективности их труда.
2. Применение.положительной стимуляции.
Выработка у человека ожидания положительной реакции на желательные действия и негативной реакции на отрицательные действия может быть эффективным средством в управлении поведением персонала.
34
35
3Активное слушание.
Внимательное слушание подчиненного имеет сильное стимулирующее взаимодействие и повышает его расположенность. Руководитель, хочет он того или нет, сообщает о своем отношении к сотруднику, используя при этом такие невербальные средства общения, как мимику, жесты и т. п.
При неумении руководителя слушать подчиненного создается отрицательное отношение исполнителей к своему начальнику.
4. Сосредоточение внимания на задании.
Неумелые руководители в ряде случаев акцентируют внимание на личности подчиненного. В связи с неадекватным восприятием ситуации руководитель дает задания, часто несоответствующие возможностям исполнителя.
Важными приемами достижения расположенности подчиненных является соблюдение служебного этикета.
Любому менеджеру необходимо усвоить кодекс поведения, принятый для хорошо воспитанных людей. Этот кодекс включает 4 основные правила:
- вежливость
- естественность
- достоинство
- такт.
Деловое общение
Студент должен знать: правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний; условия эффективного общения.
Уметь: составлять план беседы, совещаний, переговоров.