Методические указания

Изучите типы решений, требования, предъявляемые к управленче­ским решениям, основные этапы принятия и реализации решений.

Управленческое решение - результат творческого, целенаправлен­ного анализа проблемной ситуации, выбора и реализации путей, мето­дов и средств её разрешения в соответствии с поставленной целью.

Принятие решений - связующий процесс, необходимый для вы­полнения любой управленческой функции.

\ Существуют различные классификации управленческих решений.  Можно выделить следующие типы решений:

1. По субъекту управления выделяют решения государственных,
хозяйственных, предпринимательских органов.

2. По видам целей можно выделить стратегические, тактические и
оперативные решения.

3. По новизне различают новые, стандартные, автоматические ре­шения и решения по аналогии.

4. По степени информированности органа управления выделяют
решения, принятые в условиях определенности, риска и неопределен­ности.

5. По среде действия решения бывают общими, частными и ло­кальными.

 

6. По длительности действия решения бывают долгосрочными
(перспективными), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными
(оперативными).

7. По уровню и иерархии управления существуют решения на
уровне предприятия, производственного подразделения, первичного
коллектива.

8. По функциональному характеру можно выделить специальные,
административные, планово-экономические, учетно-бухгалтерские,
бизнесные, маркетинговые, технологические, финансовые и т. д.

9. По форме принятия решения бывают коллективные, коллегиаль­ные и единоличные.

10. По форме доведения до исполнителей решения бывают дирек­тивные, организационно-нормирующие и оперативно-распорядительные.

Для того чтобы решение было эффективным и обеспечивало дос­тижение целей организации, оно должно удовлетворять совокупности определенных требований.

• Научная обоснованность решений предполагает соответствие ре­шений объективным, конкретным условиям, поставленным целям
и возможностям их достижения. Повышение научной обоснован­ности решений способствует использование полной и достоверной информации.

• Иметь ясную цель.

• Иметь адресата и сроки исполнения.

• Быть непротиворечивым, что означает необходимость всесторонней
согласованности данного решения, как с всесторонними, так и с
внешними факторами, а также с предшествующими и предстоящи­ми решениями.

• Быть правомочным, т. е. опираться на требования правовых актов,
нормативных документов, а также учитывать обязанности и права
руководства и подчиненных.

• Быть эффективным, т. е. наилучшим из возможных в отношении
ожидаемого результата к затратам.

. Быть конкретным, т. е. отвечать на вопросы как действовать, когда и где.

• Быть своевременным, т. е. принимать тогда, когда реализация этого
решения ещё может привести к установленной цели.

• По форме решения должны обладать достаточной полнотой, крат­
костью, четкостью, быть понятными исполнителям.

Основными стадиями (этапами) технологии управленческих реше­ний являются: подготовка решения, его принятие, реализация.

Первая стадия - подготовка решения -.состоит из следующих опе­раций: анализ проблемы и постановка стратегии действия; определение целей; установление критериев оценки вариантов решения. Важно своевременно определить проблему, выяснить её" сущность, причины возникновения.

Вторая стадия - принятие решения - расчленяется на следующие операции: набор и исследование вариантов; определение методов оцен­ки вариантов и выбор лучшего; принятие, формулировка и выдача ре­шения.

Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько глу­боко и всесторонне она исследована, правильно ли определены её гра­ницы и взаимосвязь производственных и организационно-управленческих ситуаций.

Третья стадия - реализация решения - состоит из четырех опера­ций: организации реализации, контроля, оценки и определения эффек­тивности решения.

Организация выполнения решений включает доведение их до ис­полнителей, расстановку исполнителей и согласование их действий, инструктаж, определение полномочий, стимулирование и регулирова­ние деятельности работников.

Организация выполнения решения тесно связана с контролем. Кон­троль выполнения решения включает установление объектов или пред­метов контроля, определение работников, осуществляющих контроль, организацию контрольной службы, определение эффективности её ра­боты.

Оценка выполнения решения состоит из следующих приемов: под­ведение экономических, социальных, нравственных и других итогов; установление уровня достижения цели; определение степени решения проблемы; выявление передового опыта и инновационной деятельно­сти; вскрытие негативных явлений; материальное и моральное поощре­ние по итогам деятельности.


















Вопросы для самоконтроля

1. Понятие управленческого решения и его отличие от других реше­ний.

2. Назовите основные виды управленческих решений.

3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

4. Основные этапы разработки, принятия и реализации управленче­ских решений.

Практическое занятие 5. Рассмотрение вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.

Задание 5. Разработать на примере конкретной организации не­сколько вариантов управленческих решений и выбрать оптимальный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: