Изучите типы решений, требования, предъявляемые к управленческим решениям, основные этапы принятия и реализации решений.
Управленческое решение - результат творческого, целенаправленного анализа проблемной ситуации, выбора и реализации путей, методов и средств её разрешения в соответствии с поставленной целью.
Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.
\ Существуют различные классификации управленческих решений. Можно выделить следующие типы решений:
1. По субъекту управления выделяют решения государственных,
хозяйственных, предпринимательских органов.
2. По видам целей можно выделить стратегические, тактические и
оперативные решения.
3. По новизне различают новые, стандартные, автоматические решения и решения по аналогии.
4. По степени информированности органа управления выделяют
решения, принятые в условиях определенности, риска и неопределенности.
5. По среде действия решения бывают общими, частными и локальными.
|
|
6. По длительности действия решения бывают долгосрочными
(перспективными), среднесрочными (тактическими) и краткосрочными
(оперативными).
7. По уровню и иерархии управления существуют решения на
уровне предприятия, производственного подразделения, первичного
коллектива.
8. По функциональному характеру можно выделить специальные,
административные, планово-экономические, учетно-бухгалтерские,
бизнесные, маркетинговые, технологические, финансовые и т. д.
9. По форме принятия решения бывают коллективные, коллегиальные и единоличные.
10. По форме доведения до исполнителей решения бывают директивные, организационно-нормирующие и оперативно-распорядительные.
Для того чтобы решение было эффективным и обеспечивало достижение целей организации, оно должно удовлетворять совокупности определенных требований.
• Научная обоснованность решений предполагает соответствие решений объективным, конкретным условиям, поставленным целям
и возможностям их достижения. Повышение научной обоснованности решений способствует использование полной и достоверной информации.
• Иметь ясную цель.
• Иметь адресата и сроки исполнения.
• Быть непротиворечивым, что означает необходимость всесторонней
согласованности данного решения, как с всесторонними, так и с
внешними факторами, а также с предшествующими и предстоящими решениями.
• Быть правомочным, т. е. опираться на требования правовых актов,
нормативных документов, а также учитывать обязанности и права
руководства и подчиненных.
• Быть эффективным, т. е. наилучшим из возможных в отношении
ожидаемого результата к затратам.
|
|
. Быть конкретным, т. е. отвечать на вопросы как действовать, когда и где.
• Быть своевременным, т. е. принимать тогда, когда реализация этого
решения ещё может привести к установленной цели.
• По форме решения должны обладать достаточной полнотой, крат
костью, четкостью, быть понятными исполнителям.
Основными стадиями (этапами) технологии управленческих решений являются: подготовка решения, его принятие, реализация.
Первая стадия - подготовка решения -.состоит из следующих операций: анализ проблемы и постановка стратегии действия; определение целей; установление критериев оценки вариантов решения. Важно своевременно определить проблему, выяснить её" сущность, причины возникновения.
Вторая стадия - принятие решения - расчленяется на следующие операции: набор и исследование вариантов; определение методов оценки вариантов и выбор лучшего; принятие, формулировка и выдача решения.
Эффективность решения проблемы зависит от того, насколько глубоко и всесторонне она исследована, правильно ли определены её границы и взаимосвязь производственных и организационно-управленческих ситуаций.
Третья стадия - реализация решения - состоит из четырех операций: организации реализации, контроля, оценки и определения эффективности решения.
Организация выполнения решений включает доведение их до исполнителей, расстановку исполнителей и согласование их действий, инструктаж, определение полномочий, стимулирование и регулирование деятельности работников.
Организация выполнения решения тесно связана с контролем. Контроль выполнения решения включает установление объектов или предметов контроля, определение работников, осуществляющих контроль, организацию контрольной службы, определение эффективности её работы.
Оценка выполнения решения состоит из следующих приемов: подведение экономических, социальных, нравственных и других итогов; установление уровня достижения цели; определение степени решения проблемы; выявление передового опыта и инновационной деятельности; вскрытие негативных явлений; материальное и моральное поощрение по итогам деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие управленческого решения и его отличие от других решений.
2. Назовите основные виды управленческих решений.
3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
4. Основные этапы разработки, принятия и реализации управленческих решений.
Практическое занятие 5. Рассмотрение вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.
Задание 5. Разработать на примере конкретной организации несколько вариантов управленческих решений и выбрать оптимальный.