Две группы факторов, влияющих на поведение людей

 

 

 

 

 

Группа факторов Факторы Влияние на деятельность людей
Гигиенические

1. Заработок 2. Условия труда 3. Отношения с другими работни­ками 4. Информированность о делах на предприятии

Даже при полном удовлетворении не мотивируют к повы­шению эффективно­сти труда

(связанные с условиями работы)
мотивирующие

1. Признание одобрение руково­дством результатов работы 2. Возможность продвижения по службе 3. Высокая степень самостоятель­ности и ответственности 4 Интересная, сложная, требую­щая творческого подхода работа

Мотивируют к повы­шению производи­тельности, эффектив­ности, качества труда

(связанные с содержанием работы, с оцен­кой результатов руководством)

Чем больше вера человека в то, что все эти ожидания оправдыва­ются, тем более сильным будет стимул к деятельности. Применение данной теории в менеджменте:

1. Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать
для этого все необходимые условия.

2. Устанавливать непосредственную связь между результатами
труда и вознаграждением подчиненных.

3. Изучать потребности подчиненных, чтобы знать, какие вознаграждения имеют для них ценность.

4. Необходимо давать вознаграждение только за эффективную ра­боту.

5. Менеджер должен сформировать высокий, но реалистичный
уровень ожидаемых от подчиненных результатов.

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно опре­деляют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознагра­ждения и сравнивают его с вознаграждениями других людей, выпол­няющих аналогичную работу.

Если, по мнению работников, имеет место несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. Он начинает снижать интенсивность и продуктивность своей работы. Менеджеру необходимо мотивировать сотрудника, снять напряжение и устранить дисбаланс.


 


26


27


Чтобы устранить несправедливость менеджер должен:

1. Установить размеры оплаты на основе объективной оценки
уровня ответственности, квалификации, сложности и результативности
труда.

2. Разъяснить сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый ви­дел, за счет чего он может увеличить уровень своего вознаграждения.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию моти­вации, включающую элементы теории ожидания и теории справед­ливости.

Согласно модели Л. Портера и Э. Лоулера достигнутые результаты зависят не только от удовлетворенности ожиданий н справедливости вознаграждения, но и от способностей и характера работника, а также сознания им своей роли в трудовом процессе. Один из наиболее важных выводов этой теории - результативный труд ведет к удовлетворению.

Понятие делегирования. Делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность представляет собой обязательство вы­полнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное раз­решение.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых её сотрудников на выполнение задач.

Линейное полномочие - это полномочие, которое передается непо­средственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчи­ненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уров­ня управления организацией.

Штабные полномочия - это создание множества типов админист­ративных штабов.

Штабной аппарат: консультативный, обслуживающий, личный. Разновидности аппаратных полномочий: рекомендательные, обязатель­ные, параллельные, функциональные, линейные.

Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды. Основные принципы делегирования:

1. Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а
исключительно для пользы дела.

2. Используйте делегирование как средство усиления уверенности
подчиненных в своих собственных силах.

3. Будьте готовы поддержать своих кандидатов.

4. Передавайте функции и полномочия непосредственно, чтобы из­
бежать эффекта испорченного телефона.

28


 

5. Критикуйте осторожно. При совершении ошибок в выполнении
делегирующих функций разбирайте объективно существо ошибки, а не
личные недостатки и просчеты подчиненного.

6. Передав подчиненному определенные полномочия, не вмеши­вайтесь в его распоряжения до тех пор, пока не увидите возможности
серьезных осложнений.

7. Принимайте на себя ответственность за все решения, которые
ваши подчиненные сделали в соответствии с переданными им полно­мочиями.

Правила работы с группой. Основы успеха любой современной коллективной деятельности - отношение сотрудничества и взаимопо­мощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориенти­рующееся на совместную деятельность, предполагает наличие опреде­ленных предпосылок. В качестве условий формирования кооператив­ной ответственности и взаимозависимости выделяются:

1. Свобода и открытость информационного облика.

2. Взаимная поддержка действий, убеждения в их оправданности.

3. Доверие, дружелюбие в отношении сторон.



















Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение потребностей.

2. Характеристика первичных и вторичных потребностей.

3. Понятие мотивации.

4. Содержательная теория мотивации А. Маслоу.

5. Содержательная теория мотивации Д. Мак Клелланда.

6. Содержательная теория мотивации Ф. Герцберга.

7. Процессуальная теория мотивации - теория ожиданий.

8. Процессуальная теория мотиваций - теория справедливости.

9. Понятие делегирования. Основные принципы делегирования.

Система методов управления. Самоменеджмент

Студент должен знать: методы управления; технику личной рабо­ты руководителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: