Цель задания — помочь студентам овладеть особенностями педагогического мастерства. Фрагмент урока проводится перед студентами своей группы на основе подготовленного ранее плана-конспекта по одной теме и для конкретного класса.
Фрагмент урока содержит основные этапы урока — объяснение нового материала, показ эскизов наглядных пособий и упражнений, способствующих овладению конкретными навыками по теме урока.
После проведенного фрагмента урока в группе студентов проходит анализ и самоанализ под руководством преподавателя, разбираются различные педагогические ситуации.
В обсуждении принимают участие все студенты группы. Данное задание рассчитано на подготовку студентов к педагогической практике.
На проведение фрагмента и обсуждения урока отводится 15-25 минут.
Составление карты критериев и анализ оценки детских рисунков по определенной теме.
Уровень знаний, умений и навыков школьников по рисованию в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей. Типичные недостатки в изобразительном творчестве детей. Разнообразные позиции объективного подхода к изучению детского творчества в изобразительной деятельности. Возрастные и индивидуальные закономерности характеристики детского рисунка. Детальная проработка критериев по определенной теме. Карта или таблица составляется с расчетом на 25-30 критериев по 5-7 блокам и не менее чем на 10 учащихся. Проводится подробный анализ детских рисунков по составленным критериям.
|
|
Альбом педагогических рисунков (6 ч,).
Цель задания: помочь студентам овладеть особенностями педагогического рисунка и методами демонстрации отдельных этапов построения изображения различными художественными материалами, включая мел. Научить студентов определять и отображать этапы — методическую последовательность выполнения рисунка.
Задание по педагогическому рисованию состоит из нескольких этапов:
1) выполнение специального альбома педагогических рисунков и методических упражнений, предусмотренных данной программой, в котором студент отрабатывает различные приемы изображения (реалистический, декоративный, схематический, на темном фоне, имитирующем классную доску и т. д.), различными художественными материалами и техниками, а также изображает методическую последовательность изображения объекта и пр.;
2) непосредственное рисование на вертикальной плоскости классной доски;
3) педагогический рисунок в процессе проведения фрагмента урока со словесным сопровождением и
4) во время проведения уроков изобразительного искусства в школе в период педагогической практики.
|
|
Подбор объектов для педагогического рисования связан с программой по изобразительному искусству в школе. При выполнении рисунков на классной доске или бумаге следует применять различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, карандаш, уголь, сангина, пастель, фломастер и др.
Примерный перечень объектов для рисования в альбоме.
Объекты для педагогического рисунка — «Флора».
1) Травы — одуванчик, папоротник, лопух-верхушка, чертополох, земляника, брусника, подорожник и др.
2) Цветы — ромашка, колокольчик, нарцисс, гвоздика, мак, сирень, одуванчик, подсолнух, мимоза и др.
3) Овощи, фрукты, ягоды — яблоко, груша, слива, вишня, смородина, крыжовник, клубника, арбуз, тыква, огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла и др.
4) Грибы — белый, подосиновик, опята, груздь, мухомор и др.
5) Дерево — береза, ель, сосна, дуб, кустарник, пень, лист простой формы — береза, тополь, лист сложной формы — клен, каштан, лист дуба с желудями, ветка березы с сережками, ветка рябины с плодами, рисунок коры и др.
6) Стилизация растений — на выбор из каждого раздела.
Отдельные зарисовки, имитирующие классную темную доску. Зарисовки объектов в методической последовательности.
Объекты для педагогического рисунка — «Фауна»
1) Обитатели водной среды. Рыбы: щука, окунь, карась, пескарь, сом, акула, аквариумные и др., рак, краб, медузы, осьминоги, кит, дельфин и др.
2) Пресмыкающиеся: лягушка, змеи, ящерицы, крокодил, черепаха и др.
3) Насекомые: бабочки, стрекозы, оса, пчела, муха, кузнечик, пауки, жуки и др.
4) Птицы. Домашние: петух, курица, гусь, утка, индюк и др. дикие: ворона, сорока, воробей, синица, лебедь, аист, журавль, павлин, пеликан, орел, сова, тетерев, попугай и др.
5) Домашние животные: кошка, собака, коза, баран, корова, лошадь, осел, мышь, крыса и др.
6) Дикие животные: волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж, слон, верблюд, лев, тигр, олень, бегемот, обезьяна и др.
7) Стилизация: фантастические, сказочные, народные промыслы.
Отдельные зарисовки частей объектов фауны — лапы крылья, клювы, носы, перья, глаза и др. Отдельные зарисовки, имитирующие классную темную доску. Зарисовки объектов в методической последовательности.