1) Деревянное зодчество: Отдельные зарисовки деревянных построек, старинные особняки, жилые дома, бани, сараи, амбары, мельницы и др. Схема деревянного дома с указанием основных элементов строения дома: охлупень — венцы, конек, курица, слеги, лобовая доска, причелина-подзор, полотенце, солнце, красное окно, водотечник, дымник, ставни, наличник, лемех-гонд, ворота и др. Фрагменты зданий — крыши, окна, двери, крыльцо, элементы убранства. Зарисовки мостов и мостков. Объекты убранства — решетки, заборы. Культовые и оборонительные деревянные постройки — церкви, часовни, стены, башни и др. Схема культовой постройки с указанием основных элементов строения: четверик, восьмерик, барабан, купол, лемех, маковка, шатер, клети, полицы и др.
2) Сельский пейзаж: Зарисовки деревенских улиц. Пейзаж с элементами архитектуры. Пейзаж на различные состояния времени года и суток. Пейзаж на различные состояния природы, настроение в природе. Зарисовки фрагментов архитектуры с элементами пейзажа (фасад дома — крестьянский двор, стена башни, церковь с оградой, деревенский сарай с забором и др. Пейзаж: озеро, река, стога, мостки, дорога, небо — облака, лужи и др. Архитектурный ансамбль и др.
|
|
3) Предметы быта, интерьер. Интерьеры деревянных построек. Интерьер избы. Элементы интерьера избы. Отдельные объекты и предметы избы — печь, ухват, чугун, стол, лавки, светец, сундук, прялка, веретено, коромысло, ведро, топор, ковши и др. посуда и т. д. Отдельные объекты: телега, сани, ступа, жернова и др.
4) Стилизация: сказочные объекты, народные промыслы, русский костюм и др. Отдельные зарисовки, имитирующие классную темную доску. Зарисовки объектов в методической последовательности.
Объекты для педагогического рисунка — «Город, человек…».
1) Город. Отдельные зарисовки различных зданий — жилые дома, административные здания, старинные особняки. Фрагменты зданий — крыши, окна, элементы убранства, двери. Панорама города. Перспектива улиц. Зарисовки улиц, мостов. Объекты убранства города — фонари, решетки и др.
2 ) Транспорт. Пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Легковые машины. Грузовые машины и др.
3) Человек. Анатомические зарисовки — череп, скелет, пропорции. Зарисовки головы и фигуры человека в различных ракурсах, движениях. Отдельные зарисовки головы человека — глаза, нос, ухо, губы, прическа и др.
4) Стилизация. Фантастические, сказочные образы. Народные промыслы и др.
Отдельные зарисовки, имитирующие классную темную доску. Зарисовки объектов в методической последовательности.
Задание выполняется в обычном школьном альбоме для рисования формата А4.
|
|
Краткосрочное педагогическое рисование на классной доске (2 ч.).
Педагогическое рисование мелом на классной доске. Необходимо уделить серьезное внимание работе студентов непосредственно на темном фоне классной доски или на листе бумаги, прикрепленной к классной доске. Студент должен выработать определенные навыки изображения различными художественными материалами на вертикальной плоскости, стоя несколько в стороне от изображения, чтобы видели процесс рисунка учащиеся. Педагогический рисунок выполняется с комментариями не более 2-3 минут.
Разработка наглядных пособий к урокам изобразительного искусства (6 ч.).
Цель задания: научить студентов изготовлять учебно-методические наглядные пособия для учителя (плакаты-таблицы, динамические пособия — модели, макеты, пособия с использованием ТСО — транспаранты, диапозитивы, видео).
Каждый урок или внеклассное занятие по изобразительному искусству должны сопровождаться наглядными пособиями, специально разработанными для конкретного урока, направленного на усвоение определенных знаний. Наглядное пособие сопровождается краткой объяснительной запиской, в которой даются методические указания и описание приемов демонстрации пособия на уроке. Приемы использования наглядных пособий следует подбирать исходя из конкретного урока.
Учитывается место использования наглядности в зависимости от дидактических целей, умение демонстрировать наглядность, техника демонстрации (поза учителя, пользование указкой и пр.).
Задания. Серия плакатов по одной теме, включающих развивающие плакаты в виде различных изображений отдельных предметов и явлений природы, а также плакат с методической последовательностью изображения конкретного задания. Например: отдельные изображения объектов пейзажа — деревья, различные состояния природы и серия методических листов с последовательностью изображения пейзажа; или отдельные предметы и изображения персонажей литературного произведения — изба, элементы убранства избы, интерьер избы, эскизы костюмов, изображение главных действующих героев, несколько вариантов одного сюжета в различных форматах, а также методическая последовательность работы над иллюстрацией.
Динамическое пособие — пространственная динамическая модель, например, для демонстрации явлений перспективы, цветоведения, манекены фигур человека или животных с пояснением их конструкции и различных движений. Касса различных изображений для фланелеграфа.
ТСО — серия транспарантов (не менее 4 этапов), кинофрагмент или компьютерная дискета с обучающими и развивающими изображениями.
Плакаты выполняются в размере формата А3, динамическое пособие — не более 30 см в высоту и по ширине, транспарант — А4. Материалы по выбору: гуашь, акварель, тушь и др.
Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год (8 ч.).
Цель здания: закрепить знание программ школьного курса изобразительного искусства; научить методически правильно распределять программный материал по учебным четвертям.
Иллюстрированный план составляется в форме таблицы по неделям, месяцам, четвертям и годам обучения в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Каждое задание должно быть обусловлено целью и задачами художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения в школе.
Необходимо предусматривать взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, чтобы определенный их цикл заканчивался тематическим или декоративным рисованием.
Техника исполнения по выбору — гуашь, акварель, цветные карандаши. Желательно каждый вид изобразительной деятельности выделять цветным символом: рисование с натуры — синим цветом, декоративное рисование — желтым и т. п.