Содержание занятий по изобразительному искусству в школе

Программы по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, утвержденные и рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации («Изобразительное искусство. 1—9 классы», руководитель авторского коллектива заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук В.С.Кузин).

«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», руководитель авторского коллектива народный художник РФ, академик РАО Б.М.Неменский. Принципы построения программ, их отличительные стороны.  Сравнительный анализ основных направлений обучения изобразительному искусству. Виды занятий по изобразительному искусству, их сущность.

Учебно-воспитательные задачи урока.

Общие требования к уроку изобразительного искусства (обра­зовательные, воспитывающие, развивающие). Урок как основная форма учебно-воспитательной работы. Конспект урока (структура).

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе.

Принцип воспитывающего обучения изобразительному ис­кусству. Принцип научности, системности и последовательности в обу­чении изобразительному искусству. Принцип активности и сознательности в обучении изобрази­тельному искусству. Принцип доступности и посильности в обучении изобразитель­ному искусству. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству.

Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изо6разительного искусства. Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть. Выбор методов учебной работы по изобразительному искусству. Учет успеваемости учащихся.

Методика проведения занятий по изобразительному искусству в школе.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению. Ведущая роль уроков рисования с натуры. Методика организации уроков по рисованию с натуры. Методика организации уроков по рисованию на темы. Методика организации уроков по декоративному рисованию и декоративной деятельности (лепка, аппликация). Методика организации уроков-бесед об изобразительном искусстве.

Вопросы организации и оборудования занятий по изобразительному искусству.

Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Виды и типы наглядных пособий. Педагогический рисунок как особый тип наглядности. Разработка наглядных пособий по изобразительному искусству. Требования к наглядным пособиям. Технические средства на уроках изобразительного искусства. Оборудование кабинета изобразительного искусства, оформление. Требования к освещению кабинета. Организация рабочего места школьника. Организация натурных постановок, их количество и размещение в кабинете. Оборудование кабинета техническими средствамиобучения и методика их использования на уроках изобразительного искусства.

Специфические формы организации занятий изобразительным искусством.

Содержание и организация внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искусству. Виды внеклассной и внешкольной работы. Факультативные курсы в средней школе по изобразительному искусству. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Национально-региональный компонент в содержании художественного образования в общеобразовательной школе. Организация выставочной деятельности по изобразительному искусству в школе.

9. Закономерности проявления творческих способностей школь­ников на уроках изобразительного искусства.

Композиционно-пространственное решение изображения. Объемно-пространственное решение изображения. Линия в рисун­ке. Цвет в рисунке. Художественное решение ведущего элемента изображения. Художественно-образное решение изображения. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей ребенка. Игнатьев Е.И. «Психология изобразительной деятельности детей».

Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

Критерии оценки изобразительной деятельности детей. Учебно-методическая литература по изобразительному искусству. Учебники, программы по методике преподавания изобразительного искусства в школе. Исследователи детского творчества, художники-педагоги, преподаватели изобразительного искусства в зарубежной и отечественной школе.  

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия по методике преподавания изобразительного искусства направлены на выработку у студентов педагогических качеств и навыков. Особое внимание уделяется основным принципам построения реалистического изображения объектов.

Студенты должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе студентов непосредственно на темном фоне классной доски или на листе бумаги, прикрепленной к классной доске (иными словами, студент должен выработать определенные навыки изображения различными художественными материалами на вертикальной плоскости, стоя несколько в стороне от изображения, чтобы видели процесс рисунка учащиеся). Особое внимание уделяется рисованию предметов по памяти и представлению, выполнению стилизованных изображений и элементов основных росписей народных промыслов (городец, хохлома, гжель, дымка и др.), а также методической последовательности изображения различных предметов и т. п.

На практических занятиях студентов необходимо научить творческому и самостоятельному изготовлению и методическому применению различных наглядных пособий (динамических, тематических и методических таблиц, транспарантов и других экранных технических средств обучения, а кроме этого, видеофрагментов и компьютерных заставок и т. д.). Эти наглядные пособия изготовляются по различным темам и разделам школьной программы и сопровождаются кратким описанием приемов и методов их демонстрации.

Следует уделить особое внимание работе студентов по состав­лению календарно-иллюстрированных планов (для уроков и вне­классных занятий) и составлению конспектов к урокам изобра­зительного искусства, вплотную приближая студентов к услови­ям работы в школе; составлению методической разработки учеб­ной темы на несколько лет и экспериментальной программы по теме диплома, рассчитанной на непосредственное использова­ние в период педагогической практики; обратить внимание на особенности уроков в классах (школах) с углубленным изучени­ем изобразительного искусства; научить студентов проводить ана­лиз детских рисунков, составлять для этого критерии с учетов закономерностей изобразительной деятельности детей, правиль­но оценивать рисунки, учитывая возрастные и индивидуальные особенности; составлять паспорт кабинета изобразительного искусства, предусматривая его оснащение и оформление методическими стендами и т. п.

Составление планов-конспектов по всем видам уроков изобразительного искусства (4 ч.).

Цель задания — научить студентов самостоятельно разрабатывать тему урока, методически правильно планировать его составные части и подробно излагать содержание урока с учетом возрастных особенностей учащихся с применением игровых, проблемных ситуаций на уроке.

Студент должен составить 4 конспекта урока по каждому учебной работы: рисованию с натуры, декоративному рисованию, тематическому рисованию и беседе об изобразительном искусстве.

Конспект урока должен содержать обоснование учебно-воспитательных и развивающих целей и задач, раскрывать методику проведения урока с использованием наглядных пособий и другого дидактического материала. В конспекте обязательно уделяется внимание методике педагогического рисунка на классной доске. Содержание сообщаемого материала и объем самостоятельной работы учеников необходимо представлять с учетом хронометра­жа. Конспект должен быть хорошо иллюстрирован эскизами на­глядных пособий и упражнений, необходимых для проведения урока изобразительного искусства.

В планах-конспектах урока необходимо отобразить класс, вид урока, тему урока, цели и задачи урока, материалы и оборудова­ние урока для учителя и ученика, схему оформление классной доски, эскизы наглядных пособий. Описание методики выполне­ния педагогического рисунка, эскизы упражнений и их описа­ние, хронометрированный тезисный план урока и описание са­мого хода урока даются от первого лица и сопровождаются наглядными пособиями по ходу урока, а не в конце конспекта, с описанием их применения. Необходимо продумать систему воп­росов, которые учитель задаст ученикам по теме, а также в конце конспекта необходимо отметить прогнозируемые ошибки и спо­собы их исправления.

Работа должна быть выполнена на листах бумаги формата А4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: