Соотношение налога, сбора, пошлины

Налоговое право Украины.

1. Налоговое право как институт финансового права.

Н.п., являясь разделом ф.п., охв-ет сов-ть норм.. Институты ф.п. отлич-ся друг от друга нек-рой спецификой той группы отношений, к-рую они регулируют. Н.п. затрагивает отн-ний, опр-щих дв-ние д. ср-в от плат-ков(т.е. отнош. Между гос-нал.орган., нал.орган.-плательщ., госуд-налог-фин.кредит.учреж по аккумуляции нал.ср-в. Н.п. — сов-ть юр.норм, устан-щих виды налогов и сборов в гос-ве, порядок их взимания, регул-х отн-ния, связанные с возник-м, измен-м и прекр-м н.о., а также опред-х нал.санкции. Это подотрасль ф.п.

Предмет и метод налогового права.

Предмет н.п. – явл-ся обществ. нал. отн-ния.К предмету н.п. отн-ся:

структуры налоговой системы; распределение компетенции между соотв-щих органов; рег-ние и осущ-ние нал.контроля; применение мер финансово-правовой ответ-ти за нарушение нал.зак-ва; обжалование актов нал.органов, дейс-й (бездейс-я) их должн.лиц.

Метод н.п. -метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях форм-ния гос-ных и местных бюджетов. применение в н.п. преимущественно императивного способа не исключает использование рекомендаций, согласований и права выбора поведения подчиненного субъекта (налогоплательщика), т.е. метода координации.

Система и источники налогового права.

системы н.п. нет ед.мнения, неко-рые учен. рассматрив. Н.п. (общая часть) и отдельные виды налогов (особенная часть). Ряд авторов в качестве предмета исследования избрали актуальную и значимую проблему ответственности за нарушение законодательства о налогах и   Общая часть н.п. включает нормы, закрепл-щие основные пол-ния налогообложения, имеющие общее значение для всех видов налогов В особенную часть н.п. включены нормы, рег-щие порядок и условия взимания отдельных видов налогов и сборов, к-рые можно объединить по родовому признаку в институты н.п., объединяющие прав.нормы, рег-щие н.обл. орг-ций, физ.лиц и др.

 Источник права -- это форма выражения прав.нормы.  Состоит из: КУ, ТКУ(иные зак.акты связанные с перемещением товаров через там.гран.укр); междун.договора, согласие на обяз. К-рых представл ВРУ и к-рые рег-ют вопросы н.обл., НКУ, ЗУ.

Налоговая система Украины.

НСУ - это сов-ть общегос-ных и местных алогов и сборов и др.обязат.платежей, взимаемых в бюджеты и в гос.целев.фонды, а также принципы, форм их устан., замены или отмены порядка их исчислен., оплаты и взыскания, включ. организ.работы по их контролю. НСУ строит.по принципам:   всеобщность н.обл. - каждое лицо обязано уплачивать налоги и сборы, плательщиком к-рых он явл-ся; равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений нал.дискриминации – обесп-ние один-го подхода ко всем налогопл-кам независимо от соц-ной, расовой, нац-ной, рел-ной принадл-ти, формы соб-ти юр-го лица, граж-ва физ.лица, места происхождения кап-ла; неотвратимость наст-ния опр-ной законом ответс-ти в случае нарушения нал.зак-ва; презумпция правомерности решений;

фискальная достаточность – уст-ние налогов и сборов с учетом необх-ти достижения сбаланс-ти расходов бюджета с его поступле-ми; соц.справедливость – уст-ние налогов и сборов в соотв-вии с платежеспособностью налогопл-ков; экон-ть налогообложения – устан-ние налогов и сборов, объем пост-ний от уплаты которых в бюджет знач-но превышает затраты на их администрирование; нейтральность налогообложения – уст-ние налогов и сборов способом, к-рый не влияет на увел. или умен. конкурентосп-ти налогоплательщика; стабильность – измен.любых элементов налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за 6 мес. до начала нового бюджетного периода, в котором будут дейст-ть новые правила и ставки; равномерность и удобство оплаты – уст-ние сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необх-ти обесп-ния своев-ного пост-ния ср-в в бюджеты для осущ-ния расходов бюджета и удобства их уплаты плат-ми; единый подход к уст-нию налогов и сборов – опр-ние на зак-ном уровне всех обяз-ных элементов налога.

Налоговое давление и его уровни.

Нал.давлением понимают тяжесть нал.рычагов, к-рые сост-ют только часть этого бремени( перенесение на опр-ных налогоплательщиков, чаще всего на покупателей, части или всего налогового бремени путем взимания с них более высоких цен или снижения уровня предоставленных им выплат). Нал.давлен. осущ-ся 4 уров.: 1-й уровень — давление непосредственно налоговых рычагов; 2-й уровень — давление всей совокупности налогов, сборов и платежей; 3-й уровень — использование механизма льгот плательщикам, предоставления льготных кредитов, дотаций. 4-й уровень — использование налоговой техники, при которой усиливается давление на плательщика. (авансовые платежи, предполагающие уплату налога плательщикам до получения результатов, по которым он должен уплачиваться)

Определение налога Его признаки и функции.

Согл.п.1.ст 6 НКУ Налогом явл-ся обязательный, безусловный платеж в соответ-щий бюджет, взимаемый с налогоплательщиков в соотв-вии с нку.

Функции налогов, явл-ся производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках. Фискальная обеспеч. форм-ние перечня поступ-ний в бюджет, а механизма этих поступ-ний, действую­щего на постоянной, стабильной основе, обеспечивающей централ-ное взимание налогов. Регулирующая - механизм влияние на плательщиков и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Распределительная - отражение фискальной, т.е. наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства.  Стимулирующая-  связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы.   Контрольная- своевременность и полнота уплаты налогови сборов.

Соотношение налога, сбора, пошлины.

Разграничение 1.налог- это нецелевые платежи, и после их поступления в бюджеты невозможно проследить использование этих средств, так это и не нужно. 2. Сбор, пошлина в основном поступают в бюджеты, тогда как могут формировать целевые (в том числе и внебюджетные) фонды. 3., если установление, изменение и отмена налогов и всех элементов правового механизма налогов является исключительной компетенцией органов гос.власти, то детализацию элементов сборов в перспективе можно рассматривать и как компетенцию исполнительных органов.4. Принудительный характер изъятия.5. Осуществление контроля едиными органами Гос. налоговой службы.6. Безэквивалентный характер платежей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: