Классификация налогов и сборов

Ст.8 НКУ Классификация налогов и сборов: 1. В зависимости от плательщика: с юр.лиц налоги(налог на прибыль); налоги, уплачиваемые физ.лицами(ндфл); смешанные налоги(на недвижимость,зем, парковку). 2. В зависимости от формы обложения: прямые (определяются размером объекта обложения и включаются в цену товара, учитываются производителем либо собственником). непрямые (включаются в виде добавки к цене товара, оплачиваются потребителем).

В Украине взимаются: общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) налог на добавленную стоимость; акцизный сбор; налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; пошлина; плата (налог) за землю; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами прир.газа и аммиака через тер.укр.; рентная плата за нефть, природ.газ.конденсат, добыт.в укр.; плата за пользование недрами; экологический налог; сбор за первую рег.тран.ср-ва; сбор за загрязнение окружающей природной среды; сбор за польз.радиоактив. ресурсами укр.; сбор за специал. использ.воды; сбор за спец. использов. лесных ресурсов; фиксированный с/х налог; сбор за развтие виноградорства, садоводства и хмелеводства; сбор в виде целевой надбавки к тариф на эл. теп; сбор в виде целевой надбавки к тариф прир.газ.(всего 18). местные налоги и сборы относятся: налог на недвижимое имущество (недвижимость); единый налог; сбор за осущ. некоторых видов предпринимательской дея-ти; сбор за места для парковки трансп.ср-в; туристический сбор.

Правовой механизм налога.

В соответствии с п.6.1.ст.6 НКУ Налоги -это обязательные, безусловные платежи в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков налога. Обязательный платеж  представляет собой обязательным безвозвратным платежи в бюджет или гос.целевые фонды, которые имеют платежный или компенсационный характер или вносится в связи с предоставлением плательщику сбора определенной услуги или определенных прав. Все налоги и обязательные платежи формируют налоговую систему. Выделяют 2 группы налогов: общегос-ные относятся налоги и сборы, которые явл. обязательными к уплате на всей тер-рии укр.(нп, ндфл,ндс,ан эн, и т.д.), местные- которые устан. согласно перечню и в рамках предельных ставок решением территориальных громад(н.на недвижемое имущ, ен,тур.сбор, сбор за парковку).Элементы налогового механизма:1. основные - плательщик налога, объект налогообложения, ставка налога. 2. дополнительные - льготы по налогообложению; особенности обложения объекта; бюджет или фонд, куда поступают платежи; сроки и периодичность перечисления налога.

Принципы налогообложения.

В соответ. Со ст.4 нку, выдел.след.принципы: всеобщность н.обл. — каждое лицо обязано уплачивать налоги и сборы, плательщиком к-рых оно явл-ся; равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, нац-ной, рел-ной принадл-ти, формы собств-ти юр.лица, гр-ва физ.лица, места происх-ния капитала; неотвратимость наст-ния опр-ной законом ответственности в случае нарушения нал.зак-ва; презумпция правомерности решений налогоплательщика в случае, если норма закона допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа; фискальная достаточность — уст-ние налогов и сборов с учетом необх-ти достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступл-ми; соц-ная справедливость — устан-ние налогов и сборов в соотв-вии с платежеспособностью налогоплательщиков; экон-ть налогообложения — устан-ние налогов и сборов, объем пост-ний от уплаты к-рых в бюджет знач-но превышает расходы на их администрирование; нейтральность налогообложения — уст-ние налогов и сборов способом, не влияющим на увел-ние или умен-ние конкурентоспособности налогоплательщика; стабильность — изм-ния в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за 6мес. до начала нового бюдж.периода, в к-ром будут действ-ть новые правила и ставки; равномерность и удобство уплаты — уст-ние сроков уплаты налогов и сборов исходя из необх-ти обесп-ния своевр-ного пост-ния ср-в в бюджеты для осущ-ния расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками; единый подход к установлению налогов и сборов — опр-ние на зак-ном уровне всех обяз-ных эл.налога.

 

11. Правовой статус налогоплательщиков.

На основании дей-вия ст.15 нку Налогоплательщиками признаются физ.лица (резиденты и нерезиденты Укр.аины), ю.лица (резиденты и нерезиденты Укр.) и их обособленные подразделения, к-рые имеют, получают (передают) объекты н.обл. или ос-ют деят-ть (операции), явл-ся объектом н.обл. согласно а так же на  к-рых возложена обязанность по уплате налогов и сборов.Ст.16 нку плательщики обязаны: стать на учет, предоставлять отчетность, своевременно уплачивать налоги и сбор, допускать контр.орган к проверки. На основании дей-вии ст.17 нку права налогоплательщика: обжаловать решение контр.органов, получать разъеснения от органов, присутствовать при проверках, пользоваться льготным н.обл.

Налоговый агент.

Ст.18 нку Нал.агентом признается лицо, на к-рое возлагается обяз-ть по исчислению, удержанию из доходов, к-рые насчитываются (выплачиваются, предоставляются) плател-ку, и перечислению налогов в соответ-щий бюджет от имени и за счет средств налогоплательщика. Нал.агенты приравн-ся к налогоплательщикам и имеют права и исполняют обязанности, для налогоплательщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: