Что такое логистический канал?

 

В западной практике наряду с понятием логистической цепи часто исполь­зуется термин «логистический канал» (Logistical channel), или «логистичес­кий трубопровод» (Logistical pipeline). Традиционно большинство исследователей связывают это понятие с маркетинговым каналом (каналом распределения или дистрибьюции), подразумевая, что в логистическом канале реализуются функции физического распределения.

Так, в терминологическом словаре А.Н. Родникова логистический канал (канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения) определяет­ся как частично упорядоченное множество, состоящее из потребителя, поставщиков, посредников, перевозчиков, страховщиков и других лиц, участвующих в товародвижении. Если сравнить это определение с его же определением логистической цепи, то разница по существу заключается в «частичном упорядочении» звеньев цепи и «конкретной партии продукции». Од­нако в чем заключается «конкретизация» партии товара по сравнению с продвижением этого же товара в логистическом канале не ясно. Там же А.Н. Родников указывает, что цепь является «подмножеством логистического канала», т.е. принципиальная разница заключается в уровне агрегирования звеньев в цепи и канале. Можно предположить, что канал не является ли­нейно упорядоченным множеством ЗЛС, т.е. имеет, например, эшелониро­ванную (ветвящуюся) структуру.

В терминологическом словаре ELA приводятся два определения логистического канала: в общеупотребительном значении и применительно к интег­рированной логистике. В общем случае логистический канал (трубопровод) (Logistical pipeline) определяется как путь между различными пунктами дис­локации запасов и/или процедурами физического распределения и/или точками измерения (контроля) в логистическом товарном потоке.

Применительно к интегрированной логистике логистический каналэто идеальная базисная структура товарного потока для комбинации товар/ры­нок. Это означает, что физическое движение товаров рассматривается как процесс (т.е. без разделения линейного управления и/или разделения ресурсов), проходящий через различные бизнес-единицы от поставщика до потребителя.

Еще одним важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при определении логистического канала, является использование в нем стандартизированных трансакционных единиц (модулей) транспортировки, хранения и грузопереработки. Логистическая практика показывает, что признаком вы­деления (обособления) логистического канала могут быть не только специ­фические характеристики конкретного продукта и/или ассортимента и/или сегмента рынка, но и промышленная (транспортная) упаковка, вид и размеры грузовой единицы (например, стандартный пакет, сформированный на базе европоддона), а также такой специфический параметр, как SKU (Stock-keeping Unit) – выделенная единица хранения (содержания) запаса.

Ча­сто логистическим каналом считается ориентированная по товарному пото­ку совокупность ЗЛС, в которых указанные параметры остаются неизменны­ми. Например, через звенья канала может проходить сформированная на складе готовой продукции завода-изготовителя укрупненная грузовая еди­ница отправки продукции – стандартный пакет. Он проходит через склады различного уровня, грузовые терминалы, транспортные подразделения и средства различных видов транспорта без расформирования грузовой едини­цы вплоть до магазина розничной торговли.

 

Обобщая изложенные выше соображения, логистическим каналом будем считать обособленную совокупность ЗЛС, ориентированных по основному по­току, сформулированную с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспорти­ровки продукции.

 

Что такое логистический процесс?

 

Понятие логистического процесса связано с построением и функциони­рованием ЛС. В общем случае «логистический процесс» - последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс –  последовательная смена операций и т.п.).

Сам термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родни­ков определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потре­бителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».

С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фир­мы (целью построения ЛС). В определении А.Н. Родникова в качестве целе­вой функции формирования логистического процесса выступает логистичес­кий микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсисте­ма, ЗЛС) иерархии ЛС.

Логистический процесс – определенным образом организованная во време­ни последовательность выполнения логистических операций / функций, позволя­ющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее сетевых (функци­ональных) подразделений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: