В западной практике наряду с понятием логистической цепи часто используется термин «логистический канал» (Logistical channel), или «логистический трубопровод» (Logistical pipeline). Традиционно большинство исследователей связывают это понятие с маркетинговым каналом (каналом распределения или дистрибьюции), подразумевая, что в логистическом канале реализуются функции физического распределения.
Так, в терминологическом словаре А.Н. Родникова логистический канал (канал распределения, канал сбыта, канал товародвижения) определяется как частично упорядоченное множество, состоящее из потребителя, поставщиков, посредников, перевозчиков, страховщиков и других лиц, участвующих в товародвижении. Если сравнить это определение с его же определением логистической цепи, то разница по существу заключается в «частичном упорядочении» звеньев цепи и «конкретной партии продукции». Однако в чем заключается «конкретизация» партии товара по сравнению с продвижением этого же товара в логистическом канале не ясно. Там же А.Н. Родников указывает, что цепь является «подмножеством логистического канала», т.е. принципиальная разница заключается в уровне агрегирования звеньев в цепи и канале. Можно предположить, что канал не является линейно упорядоченным множеством ЗЛС, т.е. имеет, например, эшелонированную (ветвящуюся) структуру.
В терминологическом словаре ELA приводятся два определения логистического канала: в общеупотребительном значении и применительно к интегрированной логистике. В общем случае логистический канал (трубопровод) (Logistical pipeline) определяется как путь между различными пунктами дислокации запасов и/или процедурами физического распределения и/или точками измерения (контроля) в логистическом товарном потоке.
Применительно к интегрированной логистике логистический канал – это идеальная базисная структура товарного потока для комбинации товар/рынок. Это означает, что физическое движение товаров рассматривается как процесс (т.е. без разделения линейного управления и/или разделения ресурсов), проходящий через различные бизнес-единицы от поставщика до потребителя.
Еще одним важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при определении логистического канала, является использование в нем стандартизированных трансакционных единиц (модулей) транспортировки, хранения и грузопереработки. Логистическая практика показывает, что признаком выделения (обособления) логистического канала могут быть не только специфические характеристики конкретного продукта и/или ассортимента и/или сегмента рынка, но и промышленная (транспортная) упаковка, вид и размеры грузовой единицы (например, стандартный пакет, сформированный на базе европоддона), а также такой специфический параметр, как SKU (Stock-keeping Unit) – выделенная единица хранения (содержания) запаса.
Часто логистическим каналом считается ориентированная по товарному потоку совокупность ЗЛС, в которых указанные параметры остаются неизменными. Например, через звенья канала может проходить сформированная на складе готовой продукции завода-изготовителя укрупненная грузовая единица отправки продукции – стандартный пакет. Он проходит через склады различного уровня, грузовые терминалы, транспортные подразделения и средства различных видов транспорта без расформирования грузовой единицы вплоть до магазина розничной торговли.
Обобщая изложенные выше соображения, логистическим каналом будем считать обособленную совокупность ЗЛС, ориентированных по основному потоку, сформулированную с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.
Что такое логистический процесс?
Понятие логистического процесса связано с построением и функционированием ЛС. В общем случае «логистический процесс» - последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс – последовательная смена операций и т.п.).
Сам термин «логистический процесс» используется не так часто, как остальные рассмотренные выше понятия логистики. Например, А.Н. Родников определяет логистический процесс как «упорядоченную на оси времени последовательность логистических операций, направленную на обеспечение потребителей продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место».
С корпоративных позиций цель построения логистического процесса должна совпадать с целью сформированной логистической стратегии фирмы (целью построения ЛС). В определении А.Н. Родникова в качестве целевой функции формирования логистического процесса выступает логистический микс, правда, в несколько усеченном виде. Логистический процесс может быть сформирован на разном уровне сетевой (канал, цепь, ЗЛС) или функциональной (функциональная область логистики, подсистема, ЗЛС) иерархии ЛС.
Логистический процесс – определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций / функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели ЛС или ее сетевых (функциональных) подразделений.