Что такое логистическая стратегия, и какие стратегии получили наибольшее распространение?

 

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых/ком­плексных показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключе­вых показателей.

В терминологическом словаре А.Н. Родникова логистическая стратегия определена как «стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприя­тия или района) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирования дли­тельных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и другие элементы хозяйственного механизма на перспективу».

А.И. Семененко трактует логистическую стратегию как «стратегию эко­номической (предпринимательской) структуры, т.е. обобщенную модель дей­ствий, необходимых для достижения главных (долгосрочных) целей путем ко­ординации и распределения ресурсов структуры (компании, фирмы) на основе ее логистизации». В обоих приведенных определениях отражены основные моменты, характеризующие логистическую стратегию фирмы при построе­нии ЛС.

 

С учетом концептуальных положений, изложенных выше, можно дать следующее определение: логистическая стратегия – долгосрочное, качественно определенное на­правление развития логистики, касающееся форм средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпо­ративными целями.

 

Логистические стратегии построены на основе (минимизации) максимизации одного ключевого показателя, например общих логистических издер­жек. Однако при этом необходимо (как и для большинства задач однокрите­риальной оптимизации) ввести ограничения на другие, существенные сточки зрения стратегии фирмы, показатели. Для стратегии минимизации общих ло­гистических издержек таким показателем (системой показателей) будет ка­чество логистического сервиса. В общем случае – чем выше требования по­требителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны быть ло­гистические издержки, обеспечивающие этот уровень.

 

Таблица 4 – Основные логистические стратегии (примеры)

Стратегия Пути реализации
Минимизации общих логистических издержек Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях; оптимизация уровней запасов в ЛС; выбор оптимальных вариантов «складирование - транспортировка»; оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издер­жек; 3PL подход и т.п.
Улучшения качества логистического сервиса Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.); поддержка предпродажного и послепродажного сервиса; сервис с добавленной стоимостью; использование логистических технологий поддержки жизненного цик­ла продукта; создание системы управления качеством логистического сервиса; сертификация фирменной системы управления качеством в соответ­ствии с национальными и международными стандартами и процеду­рами (в частности ISO 9000); бенчмаркинг и т.д.
Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру Оптимизация конфигурации логистической сети; прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование; использование складов общего пользования; использование логистических посредников в транспортировке, скла­дировании, грузопереработке; использование логистической технологии «точно в срок»; оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.
Логистический аутсорсинг Решение «делать или покупать»; сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функ­ций; оптимизация выбора источников внешних ресурсов; оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры; применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций

 

ПРИМЕР: Логистическая стратегия компании

Логистическая стратегия Компании состоит в обеспечении высокого каче­ства логистического сервиса в снабжении при оптимизации цен на закупаемые материальные ресурсы и готовую продукцию под влиянием рыночной конъюнк­туры.

Для реализации данной стратегии Компания предусматривает решение следующих задач:

1. Развитие отношений с поставщиками:

· разумный учет взаимных корпоративных интересов между поставщиками и Компанией;

· налаживание с поставщиками партнерских отношений, резервные поставщики по некоторым продуктам с целью свести риск недопоста­вок к минимуму;

· обеспечение хорошо налаженных информационных каналов связи с поставщиками;

· стабильный поток точной информации о требуемых поставках;

· использование логистических технологий VMI и JIT.

2. Оптимизация уровней запасов в складской системе при обеспечении тре­буемого уровня обслуживания потребителей.

· сокращение запасов с 6 до 4 недель для продуктов, поставляемых из
Франции, и установление тесного сотрудничества с российскими поставщиками, позволяющими иметь минимальный запас продукции на
складе Компании либо вовсе не иметь его, а доставлять товары по мере поступления заказа от клиентов в режиме JIT;

· управление процедурами заказов (управление и контроль заказов кли­ентов осуществляются отделом «Забота о клиентах» при взаимодействии с отделом логистики и коммерческой командой) обеспечивает высокое качество обслуживания клиентов при минимальных размерах страхо­вых запасов;

· управление производственными запасами (отдел логистики информирует ежемесячно производителя о потребностях в продукции на три месяца вперед с целью планирования графиков производства, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершен­ного производства, сокращения длительности производственного цикла).

В основе оптимизации параметров логистики закупок лежат:

· долгосрочные партнерские отношения по кредитованию закупок;

· внутренние приоритеты производства и распределения, поиск компромиссов между различными структурными подразделениями Компа­нии;

· учет различий в поставках продукции разных номенклатурных (ассортиментных) групп:

- товары производства «Авентис АН Франция», которые поставляются на склад Компании согласно расчетам потребностей и прогнозам продаж, предоставляемым коммерческой группой;

- товары, потребность в которых возникает непредвиденно и не требую­щие длительного хранения, закупаются в сроки, близкие к их потреблению. Разовые поставки с целью удовлетворения потребностей клиентов Компании (отечественные и зарубежные товары, которые расши­ряют стандартный ассортимент);

- регулярные поставки, которые доставляются через определенные ин­тервалы времени в соответствии с графиком потребности в них (про­дукт метионин российского производства).

Для реализации логистической стратегии и тактики в целом для Компа­нии используются следующие приоритеты:

· большинство запасов – страховые, не превышающие 4 недель (для отдельных продуктов страховые запасы отсутствуют);

· поддержание длительных профессиональных отношений с поставщиками (по ряду продуктов имеется несколько поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция);

· качество (цель – ноль дефектов);

· эффективная информационная поддержка процедур закупок.

Цель Компании в логистике состоит в создании единой команды, при минимальном использовании формальных процедур и правил с целью организации и выполнения эффективного логистического процесса. Функциональные обязанности структурных подразделений и должностных лиц по параметрам и процессам, относящимся к логистике, увязаны технологичес­ки с задачами, выполняемыми другими подразделениями Компании. Суще­ствует общая организационная идея, которая направляет все действия на достижение целей сформулированной логистической стратегии.

Деятельность отдела логистики направлена на интегрирование основных логистических бизнес-процессов и межфункциональную координацию – поддержание взаимосвязи с производителями, со всеми функциональными подразделениями компании для решения сложных, конфликтных проблем, возникающих на всех уровнях управления:

· Логистика – высшее руководство (осуществление корпоративной, мар­кетинговой, производственной, логистической стратегий).

· Логистика – отдел заботы о клиентах (своевременная доставка необ­ходимых продуктов в необходимых количествах на склады).

· Логистика – коммерческая команда (планирование уровней запасов на основе прогнозов продаж Коммерческой команды).

· Логистика – технический отдел (своевременное предоставление образ­цов продукции для лабораторных анализов, научных исследований, получение необходимой технической документации)

· Логистика – бухгалтерия (своевременное предоставление счетов-фак­тур, накладных для обработки информации, контроль за своевремен­ной оплатой за поставленный товар на склады).

· Логистика – логистический посредник (контроль и управление транс­портировкой, складированием и грузопереработкой, своевременное предоставление необходимых документов для импорта, таможенного оформления груза).

Основные задачи отдела логистики: сокращение запасов, ускорение обо­рачиваемости оборотного капитала фирмы, контроль и управление уровнями запасов, оптимизация логистических затрат.

Эффективность логистики в Компании в соответствии с выбранной логистической стратегией, описанной выше, во многом определяется используемой информационной интегрированной системой (класса ERP), затраги­вающей все структурные подразделения, а также поддерживающей оператив­ный обмен данными с логистическим посредником, поставщиками и потребителями.

Интеграция отдела логистики с другими функциональными подразделениями Компании позволяет обеспечить наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми и информационными потоками для достижения стратегических и тактических целей фирмы на рынке. Так, взаимодействие с менеджерами по продажам позволяет сделать более точный прогноз спро­са потребителей и соответственно сократить транспортные расходы, расхо­ды на хранение. Взаимодействие с техническим отделом и высшим руковод­ством позволяет вывести на рынок новый продукт в нужное время и в нуж­ном количестве, расширить ассортимент согласно маркетинговой стратегии Компании в целях удовлетворения спроса потребителей и снизить себестоимость продукции.

 

 

Что такое материальный поток, и каковы его основные ха­рактеристики?



Материальный поток – находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (MP), незавершенное производство (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

 

Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток в определенные моменты време­ни может быть запасом MP, НП или ГП.

Материальный поток характеризуется определенным набором парамет­ров и может быть классифицирован по разным признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

Ø номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Ø габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Ø весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

Ø физико-химические характеристики груза;

Ø характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного сред­ства (грузоподъемность, грузовместимость);

Ø условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, постав­ки);

Ø условия транспортировки и страхования;

Ø финансовые (стоимостные) характеристики;

Ø условия выполнения других операций физического распределения, свя­занных с перемещением продукции, и др.

Материальный поток может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т.д.

 




double arrow
Сейчас читают про: