Классификация материальных потоков с позиций логистики приведена на рисунке:
Что такое сервисные потоки, и каковы их основные характеристики?
Сервисные потоки – потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Принятый в международном стандарте ISO 8402:1994 термин «услуга» означает итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя. Сервис – процесс предоставления услуги – деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.
Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:
|
|
Ø Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.
Ø Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.
Ø Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.
Ø Покупатель никогда не становится собственником услуги.
Ø Сервис – деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.
Ø Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги. Качество и привлекательность сервиса зависят от способности покупателя оценить его в итоге (в общем плане).
Очень важно учитывать тот факт, что качество сервиса в логистике проявляется в тот момент, когда поставщик сервиса и покупатель встречаются «лицом к лицу». При этом могут возникнуть две ситуации: 1) если особых проблем при «доставке» сервиса нет, то поставщик может действительно убедить покупателя в высоком качестве сервиса; 2) если возникают проблемы, то ситуацию, как правило, исправить уже нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.
Что такое финансовый и информационный поток?
Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках ЛС, так и вне ее.
Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.
|
|
Назовем среду обращения финансовых потоков финансовым окружением. Данная среда включает как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней логистической среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финансовые ресурсы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки, связанные с логистическими отношениям.
Информационный поток – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой ЛС и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.
Глава 2. ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. БАЗОВЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ,
СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ