При неправильном питании и приеме некоторых лекарственных препаратов в организме может образовываться патологически большое количество мочевой кислоты. Образующиеся соли называются уратами и, не растворяясь выводятся с мочой.
Однако при высоком содержании мочевой кислоты в организме, почки не всегда справляются с эвакуацией образовавшихся соединений, и они откладываются в органах в виде кристаллов.
Большие скопления уратных солей могут образовывать довольно крупный камень, перекрывающий отверстие мочеточника и препятствующий выведению мочи.
Основными принципами диетического стола номер 6, назначаемого при кристаллах мочевой кислоты, являются:
Пациенту необходимо полностью вычеркнуть список следующих продуктов из своего ежедневного рациона:
· минеральную воду с повышенным содержанием кальция;
· пиво, квас;
· жирные сорта рыбы, мяса, сало;
· какао, шоколад, кофе;
· красное вино;
· консервированные продукты;
· жирные, концентрированные бульоны и супы.
Рекомендуется отказаться от употребления или ограничить:
|
|
· острую, пряную пищу;
· лук, чеснок;
· капусту, щавель и шпинат;
· бобовые культуры;
· хлебные изделия;
· соль.
Без ограничений разрешается употребление:
· сладкие фрукты, ягоды;
· сухофрукты, цукаты;
· продукты пчеловодства;
· картофель, в том числе сладкий;
· тыква, баклажаны, кабачки;
· орехи, семечки;
· цитрусовые;
· яйца.
34. Организация здоровье сберегающей среды
Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.
Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека -- семью, трудовую, учебную и др. группы.
Окружающая среда - это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.
|
|
Здоровьесберегающая технология - это целостная система, включает разнообразные технологии:
-медико-профилактические,
-физкультурно-оздоровительные,
-социально-психологические,
-здоровьесберегающие образовательные,
-воспитательные,
-коррекционные,
-профилактические,
-валеологическое просвещение родителе
Классификация здоровьесберегающих технологий (Н.К. Смирнов).
1.Медико-гигиенические технологии (МГТ). Основой сохранения здоровья в современном здравоохранения является – профилактика. На этом принципе осуществляется работа медицинского кабинета образовательного учреждения.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Роль фельдшера в организации здоровьесберегающей среды рассмотрим на базе образовательного учреждения.
Основой деятельности медицинского кабинета являются: профилактическая деятельность и реализация здоровьесбеоегающих технологий.
|
|
Медико-гигиенические технологии (МГТ). Основой сохранения здоровья в современном здравоохранения является – профилактика.
На этом принципе осуществляется работа медицинского кабинета:
-контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (организация питания, окружающей физической среды);
-проведение прививок;
-проведение санитарно-гигиенического просвещение и обучения населения;
-наблюдение за динамикой развития, уровнем состояния здоровья;
-организация профилактических мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа);
-оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет;
-проведение занятий лечебной физической культуры,
-занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников.
Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.0.555-96. 1. Разработаны НИИ медицины труда РАМН (Низяева И.В., Сивочалова О.В., Волкова З.А., Суворов Г.А., Денисов... "Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Значение, цели, задачи, основные принципы санитарно - гигиенического образования и воспитания населения. Формы гигиенического обучения и воспитания: индивидуальные, групповые, массовые. Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые для гигиенического обучения и воспитания населения различных возрастных групп. Использование средств массовой информации (радио, телевидение, кино, газеты, журналы) для широкого информирования населения по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний.
Роль фельдшера в организации и проведении санитарно - гигиенического образования населения - вовлечение широких слоев населения в проведение медико-профилактических мероприятий.
35.