Билет № 33. Влияние экономического фактора на систему журналистики

Усиление экономического характера связано с тем, что пресса все больше подчиняется законам рынка: прибыль становится важнее, чем этические соображения. Эта двойственность положения журналиста, зажатого между профессиональными идеалами и суровой действительностью, приводит к тому, что журналистика становится одной из тех профессий, которые вызывают полярно противоположные оценки со стороны общества. Образ журналиста, с одной стороны, связан с престижной фигурой, который иногда платит жизнью за освещение конфликта, или же журналиста, проводящего собственное расследование и тем самым «служащего обществу»; с другой стороны, существует образ продажного журналиста, пишущего хвалебные статьи, наживающегося на чужих несчастьях и на освещении частной жизни известных людей. Итак, журналист способен и на добро и на зло; нестабильность положения заставляет его тщательно взвешивать политические и экономические факторы.
Также в наше время многие СМИ живут только засчёт рекламы, на что тоже влияет экономический фактор, потому что денежных средств, за которые продаётся информация, не хватает на её производство.


Билет № 34. Частные и государственные СМИ и проблемы их независимости.

Некоммерческие СМИ (государственные) должны быть некоммерческими, финансироваться исключительно из государственного бюджета. Производство дорогостоящих программ осуществляется только по госзаказу. Редакционная политика государственных СМИ должна вписываться в проводимую верховной властью России внешнюю и внутреннюю политику. Культурный и моральный облик государственных СМИ должен соответствовать духовным традициям России. Государственные СМИ реализуют информационную, идеологическую, образовательную, культурную, нравственно-просветительскую составляющие стратегической политики России. Политические партии и общественные объединения пользуются информационным полем государственных СМИ

Частные СМИ должны быть свободны экономически и коммерчески, финансироваться из любых законных источников внутри страны, кроме госбюджета. Они не получают инструкций в отношении того, что они могут или не могут говорить и писать. Лучшей гарантией того, что весь спектр политических идей будет донесен до общественности свободно и с достаточной точностью, считается возможность беспрепятственной работы СМИ. Однако это не означает, что частные СМИ не имеют вообще никаких обязательств. Профессиональные нормы журналистской деятельности требуют точного и сбалансированного освещения событий, а также четкого разграничения фактов и комментариев.

    Будь то государственное или частное СМИ, этические и правовые нормы, ответсвенность обязательны для каждого журналиста.

Билет № 35. Издатель/владелец СМИ и его роль в системе журналистики.

Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица. Учредители располагают правами владельцев и руководителей созданных ими органов СМИ. Учреждаемые ими СМИ часто имеют коммерческий характер и выпускаются ради прибыли, но, разумеется, явно или латентно занимают определенную позицию, хотя и явно не связываемую с конкретной партией. Часто думают, что коммерческие СМИ ради успеха готовы поступиться «частными» интересами своих владельцев. Одни СМИ такого рода («качественные») действительно идут на уступки идеям «общего блага», но отказаться от основ своих «частных» интересов, разумеется, не могут. Другие же («массовые») действуют ради экономического успеха по принципу «услужения» неразвитым, часто низменным вкусам и предпочтениям аудитории. Но эти «уступки» аудитории на самом деле преследуют коммерческие цели вкупе со стремлением увести аудиторию от существенно важных вопросов, что выгодно владельцам СМИ с их «частными» интересами.

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Статья 18 закона о СМИ

· Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

· вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

· не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

· может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

· Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

 

Билет № 36. Журналист/редакция: права и обязанности в отношениях с властью и издателем.




double arrow
Сейчас читают про: