Билет № 32. Модель системы журналистики Е.П. Прохорова

Взаимосвязанными компонентами модели Прохорова являются:

Учредитель (У) – организации и лица, располагающие правом владельца и (или) руководителя канала СМК, СМИ, которые содержат газетные или журнальные предприятия, теле и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы; «владелец», «вещатель».

Руководящие органы (РО) государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политикоправовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов;

Журналист (Ж) штатные и внештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программы радио и телевидения, выпуски агентской информации и.т.д., реализуя редакционную (информационную) политику данного СМИ;

Тексты (Т) — произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски;

Канал (К) — используемые журналистами средствами массовой информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения, сайты Интернета различных типов и уровней со сложной системой редакций, дирекций, отделов, корпунктов и т.д.), предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам;

Массовая аудитория (МА) — та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория) или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т.д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою очередь оказываются аудиторией других средств массовой информации;

Социальные институты (СИ) — государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, даже отдельные лица, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений;

Действительность (Д) выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.

Система функционирует на основе прямых и обратных связей (прямые обозначены сплошными линиями, а обратные — пунктирами). РО формируют нормативную «среду», законодательную основу функционирования журналистики, определяющую ее положение в обществе, права и обязанности У и Ж, ответственность СИ, права МА; в соответствии со своим положением в системе и на основе законодательства Ж, руководствуясь утвержденным У редакционным уставом, формирует информационную (редакционную) политику издания (программы) и реализует ее через совокупность произведений с учетом запросов, интересов, пожеланий МА, нужд СИ и особенностей своего К. Но чтобы действовать не вслепую, чтобы вносить коррективы в информационную политику, в деятельность редакции и отдельных работников, учредители и журналисты должны получать информацию о результатах своей деятельности по каналам обратной связи. Так, анализируя поступившие письма и отклики на выступления СМИ, данные социологических исследований аудитории, в редакции ищут пути, которые позволят сделать соответствующий позиции редакции материал отвечающим интересам, стремлениям, уровню подготовки, жизненным позициям аудитории.

Факторами «порождения текста», или основными факторами деятельности журналиста Е.П. Прохоров считает

 

• информационную политику учредителя,

• запросы и интересы аудитории,

• характер отражаемых явлений действительности,

• особенности канала СМИ и личностные особенности журналиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: